Сайт для воспитателей детских садов




Конспект занятия: «Мальчишки с сердцами солдат»

ГБУ  СО  СРЦ

 «Возвращение»

г. Саратова

Конспект занятия:

«Мальчишки с сердцами солдат»

Специалист по реабилитационной

работе  Кировского филиала

Деминой Е.И.

Коррекционная цель: Формировать патриотическое сознание детей, гражданскую позицию, расширять представление об участии детей в Великой Отечественной войне.

Задачи:

Развивать познавательный интерес, умение слушать воспитателя и своих товарищей, отвечать на вопросы полными предложениями; Способствовать сохранению памяти о героических событиях и подвигах нашего народа в годы ВОВ; Воспитывать чувство патриотизма.

Предшествующая работа: Чтение книг: «Юность боевая» (сборник рассказов, Москва, 1977г.); В.Морозов «Володя Щербацевич»;, В.Караваев «Медаль за бой», «Медаль за труд» (Сборник рассказов, очерков и т.д.), Г.Наджафов «Валя Котик». Игры на развитие памяти, спортивные игра-эстафеты «Вынеси раненного с поля боя», «Саперы», «Секретное донесение». Заучивание наизусть стихов к занятию.

Оборудование: Фотографии мальчишек военных лет (из книг «Юность боевая). Картинки к дидактическим играм «Чего не стало» и «Запомни и назови». Оборудование (физкультурное) для физ.минутки «Полоса препятствий». Иллюстрации к книге Твардовского А. «Рассказ танкиста».

Магнитофон с записью музыкального отрывка из произведения «Грезы» Шумана.

Ход занятия:

Давно уж бои отгремели,

Но время не вычеркнет, нет,

Мальчишку в солдатской шинели

Неполных пятнадцать лет…

В.Петров

В страшные годы Великой Отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они, в свои десять-четырнадцать лет, старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Им так же, как взрослым, хотелось на фронт. Они убегали из дому, чтобы попасть в армию. Их возвращали назад, но они делали попытки снова и снова…

«Ящик под вагоном-довольно неподходящее место для путешествия. В этом Борис убедился в первые минуты пути: свернувшись калачиком, он был неподвижен несколько часов, чтобы уехать подальше и чтобы его не вернули назад. Уже за линией фронта он «приписал» себе несколько лет.

-А сколько тебе лет, сынок? - спросил командир.

-Уже 13, -ответил Борис, хотя на вид ему трудно было дать и десять…»

-Как вы думаете, ребята, чем могли дети помочь взрослым? (Они могли незаметно пробраться на территорию, занятую фашистами, и добыть ценные сведения). Да, они пробирались там, где казалось бы, ничто живое не могло проползти; помогали прокладывать связь на наблюдательные пункты, соединяли провода, разорванные осколками снарядов; были помощниками партизан. У партизан был девиз: «Бить врага его оружием». Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, прятали оружие, а затем тайком передавали его партизанам.

«Война пришла в село Ново-Михайловское Калужской области. Немецкие оккупанты отняли у колхозников все запасы продовольствия, грабили, издевались над жителями, выгоняли их из домов. В лютую стужу, женщины и дети голодали, ютились в наспех вырытых землянках без топлива и света. Ребята – подростки из этого села поклялись мстить фашистам. Они устроили тайники и там прятали собранное оружие. Они знали, что в лесу укрываются наши солдаты, попавшие в окружение. Мальчики носили им еду и одежду, а затем помогли выйти из окружения, по ночам переправляя их глухими тропами к линии фронта…»

-Почему дети решили мстить фашистам?

-Как они помогали нашим бойцам?

«Двенадцатилетним мальчиком пришел Сережа Карнилов в партизанский отряд имени Щерса (показать фото из книги «Юность боевая»). Под видом сироты-оборванца Сережа вертелся на железнодорожной станции. Он, незаметно для других, наблюдал за фашистами и полицаями, за воинскими эшелонами и все хорошенько запоминал. Партизаны получали от него сведения и, пользуясь сообщениями мальчика, совершали налеты на врага, громили его гарнизоны, пускали под откос поезда. Уничтожали штабы и склады оружия, взрывали мосты. Иногда бойцы брали Сережу с собой на задания.

Фашисты усиливали карательные меры против партизан. Над щерсовцами нависла серьезная опасность. Они попали в окружение. Сережа предложил товарищам отступить глубже в лес, а его оставить здесь с донесением. В целях маскировки завалить снегом. Каратели не заметили мальчика и прошли мимо. Ночью Сережа вылез из сугроба, но идти не смог, у него были сильно обморожены ноги. Тогда он пополз, обернув ноги маскировочным халатом вместо снятых сапог. Полз он долго, а очнулся в теплой землянке и сразу спросил: «Где пакет?». «Передан по назначению»-ответили ему. После выздоровления в Москве Сереже Карнилову вручили орден Красного знамени…».

Физ.минутка «Полоса препятствий»

-Скажите, какими качествами обладал Сережа? (Мужество, смелость, находчивость и т.д.). А чтобы запомнить, сколько составов прошло, какие грузы были перевезены, сколько у фашистов пушек, танков, солдат и т.д.- Нужна что? (хорошая память)

Игра «Чего не стало», или «Запомни и назови»

-Подвожу итог игры: «Молодцы, у вас хорошая память, но необходимо ее развивать».

-Немцы отлично знали, что партизаны используют подростков, посылая их в разведку под видом побирушек, и потому устраивали облавы, допрашивали их, пытали, отправляли в лагеря, но мужественные ребята погибали, но не выдавали своих товарищей, даже под пытками!

Подвиги бывают громкими, а бывают незаметными, но от этого не менее важными, Маленький подвиг неизвестного мальчишки описал в своем стихотворении «рассказ танкиста» А.Твардовский.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

- Ребята, как называется стихотворение? О ком этот рассказ?

Что мешало танкистам вести бой?

Что разведал мальчик? Как помог нашим бойцам? Боялся ли он пуль снарядов? Как отблагодарил его танкист ? что огорчило танкиста? (что не спросил, как зовут мальчика). Можно ли назвать мальчишку героем? Почему? Ребята, хотите ли вы, чтобы войны не было никогда? (да)

Дети читают стихотворение:

Нет, заявляем мы войне,

Всем злым и черным силам,

Должна трава зеленой быть,

А небо синим-синим!

Нам нужен разноцветный мир,

И все мы будем рады,

Когда исчезнут на земле,

Все пули и снаряды!

Давайте этими стихами закончим наше занятие. Я очень хочу, чтобы вы ребята, никогда не узнали ужасов войны, и когда станете большими - сделаете все, чтобы войн и конфликтов в мире стало меньше!

Итог занятия…Установка на дальнейшую деятельность.

0
"День матери"
Сценарий новогоднего утренника в разновозрастной д...


 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Гость
17.12.2018

Вход на сайт


Комментарии в блогах

Методики дошкольного образования
07 декабря 2018
Здравствуйте. Мне тоже хотелось бы получить ответы на этот тест
Методики дошкольного образования
07 декабря 2018
Здравствуйте как можно проверить тест на правильность ответов?
Лэпбук "Театр"
02 декабря 2018
Доброе утро. Заказать можно по электронке duksic@yandex.ru
Лэпбук "Театр"
01 декабря 2018
Добрый вечер.Как можно заказать лэпбук? Очень замечательный!
Добавить запись в блог Заказать свидетельство