Как образуются метеоритные кратеры.

 

«Как образуются метеоритные кратеры?»

Цель: формируем у детей понятие «космическое пространство» и взаимосвязь космических объектов и Земли.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • Сформировать понятия – комета, метеорит, метеоритные кратеры;
  • Развивать умение действовать по алгоритму;
  • Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, слуховую память;

Социально-коммуникативное развитие:

  • Поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость;

воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

  • Воспитывать внимательность, целеустремленность;

Речевое развитие:

  • Закрепить умение аргументировать свои высказывания;
  • Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы;
  • Развивать диалогическую речь;

Материалы: мука, большой поднос с высотой края 2-3 см; линейка или ровная рейка, камни, шарик; иллюстрации с изображениями метеора, комет, кратера, Челябинского метеорита, мольберт для закрепления иллюстраций.

Воспитатель: Какой сегодня чудесный день! Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие для знакомства с одним из любопытных тел нашего космического пространства. Согласны?

Но вначале давайте отгадаем загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

- Что это? (Глобус)

- Да, это глобус – модель нашей планеты «Земля».

- Какую форму имеет глобус? А какого цвета наша планета?

- (ответы детей) наша планета Земля – разноцветная.

- Почему? (Ответы детей)

- Что обозначает синий цвет?

- Почему где-то синий, где-то голубой?

- Что обозначает жёлтый и коричневый цвет?

- Что обозначает зелёный цвет? Варианты ответов детей.

Воспитатель: А вы знаете, почему вашу планету называют «голубой» планетой?» Варианты ответов детей

«Правильно ребята, потому что большая часть планеты занята океанами и морями

- Ребята, посмотрите, глобус очень хрупкий. Он сделан из пластмассы. Если его ударишь или уронишь, то он разобьется. Так и наша Земля – о ней необходимо заботится, охранять, беречь.

- Ну а сейчас мы с вами отправимся в космос. На чём можно полететь в космос? (ответы детей)

- Приготовились, надеваем все скафандры и заходим в ракету.

Физминутка - «Ракета»

Готовим свою ракету к полету.

Будем сейчас взлетать – руки поднимем над головой, соединим кончики пальцев.

Я ракета, я ракета (руками показываем на себя, затем соединяем над головой)-2раза повторяем

Раз стыковка, 2-стыковка (одна рука вперёд, затем другая)

А вокруг планеты, солнце и луна. ( руки вокруг себя разводим, затем показываем кулачок вперёд, другой рукой ладошка вперёд)

Повторяем ещё раз и переходим в другое пространство. («Космос»)

В ясном небе солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля-

Расстилается земля.

- Воспитатель: Ребята, а что такое космос? Варианты ответов детей

Космос – это пространство вне Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг солнца, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли –всё это называется Космосом! Космос еще называют другим словом - Вселенная!

Здесь у нас карта с планетами, космического пространства и мы сможем посмотреть на нашу планету и другие, которые там находятся. Посмотрите на все планеты, они все разного цвета. (ответы детей)

Марс – красный,

Уран – зелёный,

Нептун – синий.

- Есть ли реки, моря, леса на других планетах? (Нет)

- Правильно, поэтому они окрашены в один цвет.

Астрономическая считалка: Солнце, а вокруг, Есть планеты, девять штук. Вам планеты по порядку, Перечислю я сейчас, а вы мне помогите, читая и считая названия на карте, начиная от солнца. - Раз! Меркурий, - Два! Венера, - Три! Земля, - Четвёртый – Марс. - Пять! Юпитер, - Шесть! Сатурн, - Семь! Уран, - Восьмой – Нептун. Номер «девять» звать Плутон.

(если продолжить: тот, кто лишний – выйди вон! то получится считалочка) - Воспитатель: Ребята, вы наблюдали когда-нибудь за ночным небом? (Ответы детей)

- Видели красоту этих светящихся звёзд? Человека всегда привлекала и манила эта неизведанная красота. А слышали ли вы про звезды с хвостами? (Ответы детей).

Воспитатель выставляет картинку с изображением кометы. ( картинка №1)

Ты меня увидишь в небе,

Я хвостата, не хвастлива.

Не планета, не ракета, А зовут меня

(комета)

Воспитатель: Комета – раскаленный шар, за которым тянется хвост. А шар состоит из твердых частиц и льда, окутанных туманной оболочкой, которая называется комой. Раньше люди их очень боялись, считали их «хвостатыми чудищами». Теперь, когда есть телескопы, люди кометы рассмотрели и не боятся их. К тому же планета Юпитер защищает землю от комет и вероятность их столкновения с землёй очень мала. (примерно раз в 10000лет)

Воспитатель: Слышали ли вы что-то о метеоритах ? Что это такое? (Ответы детей). Правильно. Помимо планет и их спутников, комет вокруг Солнца вращается много всевозможных космических обломков, астероидов, метеоров… До тех пор пока объект не достигнет поверхности Земли, его называют метеороидом.

Осколок от планеты

Средь звёзд несётся где-то.

Он много лет летит-летит,

космический ….(метеорит)

(картинка№2)

Твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли, называется метеоритом.

В большинстве своем это различные по размеру обломки астероидов, которые летают в космосе в так называемом поясе астероидов, находящемся между орбитами Марса и Юпитера. При столкновении друг с другом астероиды меняют свои орбиты и могут падать на Землю.

Метеориты могут приземляться на землю в целом виде, а также в виде града обломков. Их иногда называют падающими звёздами.

Глядя в ночное небо над головой, каждый из нас, хоть раз видел, как будто одна из звезд срывается со своего места и стремительно падает, прочертив яркий след в небе. Что в таких случаях говорят люди? (ответ детей)

Представьте же, как удивлялись люди, жившие века и тысячелетия назад, когда падение метеорита происходило на их глазах. Громовой гул, шипение и треск, огненный шар проносится по небу и падает с невероятным грохотом! Память об этом событии становилась легендами и мифами, а люди хранили осколки небесного камня как священные реликвии.

-Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а на месте падения метеорита остаются какие-то следы? Можем ли мы их видеть? и как они называются? (Ответы детей).

- На месте падения крупного метеорита может образоваться кратер (астроблема).Можем ли мы видеть метеоритные кратеры?

Обратите внимание на изображение спутника нашей планеты – Луну. (картинка)

Вся её поверхность покрыта впадинами – кратерами. 

Вам интересно узнать, как они образовались? Для этого мы с вами должны вернуться на землю. Занимаем свои места в ракетах и летим.

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

(На носки приподнимись и ракета снова мчись.)

Вот летит ракета вниз!

( головою покрутили, плечи вниз)

В ясном небе солнце светит,

(потягивания – руки вверх)

А внизу леса, поля- (шагаем около стульчиков и приземляемся)

Расстилается земля. (садимся на стульчики)

Я прошу вас пройти в исследовательское бюро.

(показывает карточки с изображение схем последовательности эксперимента, которую дети выкладывают сами)

Эксперимент « Кратеры от падения метеоритов»

 (в уголке экспериментирования)

-Представьте, что это поверхность Луны (мука), а песок-это поверхность нашей Земли, а это метеориты (камни). Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. (Воспитатель бросает камень в муку). Посмотрите, образовались углубления, ямы, кратеры. ----Почему это произошло?(ответы детей.)

-Верно. Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.

-Зависит ли образование кратера от вида поверхности? (ответы детей.)

-А сейчас попробуйте сами, бросьте камни. Что получилось?

-Почему одни ямки глубокие, а другие мелкие? (Ответы детей.)

- На что похожа поверхность с мукой? (камни ударялись о дно поддона точно так же, как метеорит врезается в поверхность Земли или Луны.)

- Что же такое метеоритный кратер?

Воспитатель: Это чашеобразное углубление на месте падения метеорита.

(Воспитатель показывает изображение кратера)рисунок №3

Воспитатель: Похож наш метеоритный кратер на настоящий?

Метеориты не так далеки, от нас, как можно подумать, 15 февраля 2013 года, в Челябинской области упал метеорит. Как вы думаете, что видели очевидцы? (Ответы детей).

-Да, ребята, они видели очень яркий шар, который пролетел по небу,  а после него остался белый дымный след. Явление это очень красивое, но вместе с тем и очень опасное. Метеорит летел очень быстро, рассекая воздух, поэтому звуковой волной было разбито много окон. А люди, которые подошли к окнам, чтобы посмотреть, на этот яркий свет, порезались осколками. Запомните, ребята, когда вы увидите на улице яркий свет, не подходите к онам, а отойдите подальше от них. 

Метеорит упал в Чебаркульское озеро и водолазы достали его со дна, передали в Челябинский областной краеведческий музей. Давайте посмотрим фотографии и подумаем, на что он похож. (рисунок №4)

(Ответы детей). Правильно, метеорит похож на большой камень.

Ребята, скажите, что вы сегодня узнали нового и интересного?

 (Ответы детей).

0
План воспитательно-образовательной работы с детьми...
Театралия
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.05.2022

В блогах

Комплекс упражнений утренней зарядки для подготовительной группы.

 1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. На выдохе выполнить наклон корпуса вперед, отводя правую руку назад, а...

ЭССЕ „Моя педагогическая философия“

„Моя педагогическая философия“  Боровых Елена ВладимировнаВоспитатель     „Если педагог соединяет в себе любовь к делу и воспитанникам, он – совершенный педагог“.                                                                       ...

Адаптация в ДОУ

1. Актуальность проблемы адаптации. Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в...

Новое на сайте

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое путешествие»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и заданий развивающей направленности, умение применить на практике и оперировать полученными знаниями. воспитывать любовь к математике 1...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты»

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта: Актуальность проекта:Весна – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего...