Я - ВОСПИТАТЕЛЬ

«Значение продуктивной деятельности. Лепка в развитии творческих способностей дошкольников»

+

В настоящее время творческая деятельность в рисовании, лепке доступна детям дошкольного возраста. Конечно, детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых.

 Дошкольник, так же как и художник, в процессе рисования или лепки идет от замысла, который основан на его опыте, и включает в себя возникновение темы, поиски средств ее выражения. Наблюдения за рисованием или лепкой дошкольников говорят о том, что их замыслы возникают или в связи с заданием взрослого, или непосредственно под воздействием какого-либо образа, материала. Следовательно, первым этапом в творчестве ребенка, как и взрослого, является возникновение замысла — темы на основе восприятия окружающей действительности.

Задачи развития творческих проявлений у ребенка дошкольного возраста находятся в зависимости от его возрастных анатомо-психологических особенностей. Остановимся на некоторых из них.

 Полнота представлений дошкольника о качествах предметов зависит от того, насколько активно действуют его анализаторы. Исследования показывают, что к 6—7 годам зрительные и осязательные восприятия у детей развиты в достаточной мере, для того чтобы воспринимать окружающее, и при соответствующем направлении со стороны взрослых ребенок вполне способен воспринимать все основные качества предмета: форму, пропорции, цвет, составные части, а также расположение предмета в пространстве.

 На объем детских восприятий влияет, кроме степени развития анализаторов, и интерес к наблюдаемому объекту. Известно, что у детей 6—7 лет интерес к окружающему повышается. Это в свою очередь ведет к возможности более длительных наблюдений. Память ребенка развивается с возрастом, но, как показывают психологические эксперименты, процесс запоминания у детей дошкольного возраста в основном остается непроизвольным.

 На создание зрительных образов влияет не только память, но и процессы мышления, без участия которых восприятие действительности не может быть переработано в зрительные образы. Развитие процессов мышления постепенно делает ребенка способным к выразительному и планомерному изображению предметов. Для того чтобы полнее и ярче изобразить предмет, ребенок должен иметь сформированный зрительный образ, а для этого в свою очередь он должен яснее представить связи и взаимодействие частей предмета.

Большую роль в детском творчестве играет воображение. Постепенно в процессе обучения, слушания сказок, рассматривания иллюстраций ребенок перед лепкой способен представить то, что не входит в круг предметов, которые он воспринимает непосредственно. Сначала образы произвольного воображения возникают под влиянием словесного воздействия взрослых, а позднее они могут обусловливаться самостоятельным замыслом ребенка.

 Элементы творческого воображения проявляются на занятиях лепкой, если перед детьми раскрывается возможность самостоятельно планировать свою деятельность и отбирать приемы как изобразительного, так и технического порядка. Творческое воображение ребенка проявляется обычно в придумывании для изображаемых героев новых деталей одежды или добавлении таких предметов, как корзинка, палка, лопата и др., а также в решении различных композиций.

Образ, создаваемый ребенком, обладает вполне определенными чертами выразительности. Под воздействием эмоций дети украшают свои скульптуры узором, сопровождают работу рассказом, песней, действием, они изменяют пропорции, желая показать значимость героя, но все это лишь элементы выразительных средств, которыми пользуются художники. Особенности развития ребенка дошкольного возраста и развития его изобразительных способностей определяют общие задачи развития детского творчества на занятиях лепкой в детском саду.

Задачи развития детского творчества основаны на возрастных особенностях дошкольника, в каждой возрастной группе эти задачи конкретизируются различно. Основные задачи развития детского творчества в лепке следующие:

1) развивать интерес к данному виду деятельности;

2) учить, начиная с младшей группы, создавать форму предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков;

3) подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм. По мере возможности в каждой возрастной группе научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами;

4) постепенно научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдений окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведений искусства;

5) учить детей активно воспринимать указания воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.

Перечисленные задачи должны направить деятельность воспитателей на развитие у детей умения создавать выразительный образ, осуществлять поиск формы, пропорций, дополнительных деталей, углубляющих тему, т. е. поиск выразительных средств, приемов лепки, а также умения планировать свою работу. Ребенок должен овладеть способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность. Следовательно, воспитатель должен создавать такую обстановку, отобрать такие обучающие приемы и творческие задания, которые дадут детям возможность овладеть комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для создания образа в лепке.

Немалую роль в создании лепного образа играет накопление умений пользоваться различными способами изображения, которым дети научились во время занятий. Кроме того, можно наблюдать, как они начинают вытягивать части из целого куска, самостоятельно перенося этот способ на изображение предметов, которые лепят по собственному замыслу.

Дошкольники хорошо знают, что работа с глиной требует аккуратности: глину нельзя разбрасывать по столу, крошить на пол.

Творческие возможности детей 6-7 лет шире, чем у детей средней группы. Они владеют многими способами лепки, умением использовать такие выразительные средства, как изображение формы, дополнение предмета деталями, усиливающими образ. Все это открывает возможность проявления большей самостоятельности в определении замысла и его решения, в использовании выразительных средств.

Использование нового выразительного средства — движения — свидетельствует о том, что дети старшей группы имеют вполне сформированные зрительные образы, кроме того, они мыслят их в действии, которое могут изобразить в лепке. Эта возможность позволяет поставить задачу передавать в лепке несложные действия предметов.

 Занятия по представлению помогают развивать в детях творческую инициативу, которая у детей старшей группы, так же как и у детей средней группы, может проявиться в том, что они самостоятельно дополняют предложенный для лепки предмет деталями и другими предметами. В тех случаях, когда дополнение фигурки логично, воспитатель поощряет ребенка, а если дополнение не обосновано — старается убедить его, что оно лишнее.

Занятия по замыслу — важный момент в обучении детей 5—6 лет. Необходимо, чтобы они проявляли больше самостоятельности в задумываний темы и ее выполнении, в выборе доступных выразительных средств, планировании своей работы. Воспитатель во время занятий должен активно руководить каждым ребенком: задавать наводящие вопросы по теме; если нужно, давать совет в отношении установки фигуры, изображения формы, пропорций. Таким образом, можно сказать, что успешное выполнение творческих заданий в лепке зависит от накопленных детьми знаний и умений и от умелого руководства воспитателя.

 В подготовительной к школе группе дети достаточно хорошо определяют форму предметов, а это способствует тому, что они стараются как можно точнее передать форму в лепке.

Таким образом, ребенок на седьмом году жизни при изображении предмета в лепке руководствуется не только его формой, но и тем действием, которое производит предмет. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении лежащей собаки или крадущейся лисы: весь объем глины при передаче подобного движения животных располагается по прямой горизонтальной линии.

 Накопленные технические умения также делают лепку ребят 6—7 лет многообразнее и выразительнее. Дети все чаще используют способ вытягивания частей от общей массы глины, отчего их скульптуры приобретают большую пластичность как в отношении формы, так и в отношении движения. Чаще они пользуются и стекой, начиная понимать, что стека удобна для обработки поверхности формы, удаления лишней глины или пластилина, нанесения мелких деталей путем углубленного рельефа для изображения фактуры.

 Все перечисленные выше выразительные средства и способы изображения, которыми пользуются шестилетние дети, создавая скульптуры, имеют свои специфические особенности. Так, форма все еще остается очень обобщенной, например, голова изображается в виде шара, туловище овальное. Это говорит о том, что детям подготовительной группы еще недоступно для восприятия и для изображения сложное построение формы. Они передают лишь основу формы, бессознательно отбрасывая сложности ее строения.

Исследование в области лепки показывает, что дети сознательно используют каркасы-палочки разнообразной длины и толщины для придания фигуркам особой выразительности. Например, применяют каркасы при изображении ног у жирафа, рогов у оленя, а также с целью большей устойчивости предметов, находящихся в воздухе (ракета, самолет).

 Творческий момент в лепке проявляется и в различном подходе детей к изображению. Так, исследование показывает, что дети 6—7 лет могут идти от зрительных обобщений, самостоятельно решать сказочные образы.

Рассмотрев особенности проявления детского творчества на занятиях лепкой и некоторые пути его формирования, можно сказать, что образ в лепке у дошкольника формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего и обучения. От нерешительных действий с глиной в первой младшей группе дети переходят к вполне осознанному изображению формы, пропорций, динамики. От образа, который создается ребенком под влиянием взрослых и совместно с ними и определяется малышом только на основании ассоциации со знакомыми предметами, ребенок в подготовительной группе может подойти к созданию образа на основе предварительного замысла, с обдумыванием сюжета лепки и некоторых выразительных средств при передаче образа.

 Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых, от применения тех или иных приемов обучения. Специальные исследования показывают, что благоприятное влияние на появление замысла оказывают наблюдения, чтение художественной литературы с целевой установкой («Вылепи по сказке...»). Подобные установки активизируют мысль детей в процессе чтения или наблюдений, а также заставляют их после чтения еще и еще раз рассматривать иллюстрации.

Использование художественных иллюстраций для формирования образа перед занятием лепкой может быть полезным только в том случае, если дети предварительно познакомились с формой объемного предмета, иначе работы у детей получатся хотя и динамичные, но с плохим изображением формы. По картинке ребенок хорошо вспоминает общие очертания формы, строение предмета, его действия, но особенности объемной формы ему воспринять трудно.

 Лепке с картинки можно посвятить специальные занятия, которые также помогают развивать детское творчество. На основе знаний формы ребенку предлагают лепить, пользуясь плоскостным, односторонним изображением. За ребенком остается инициатива использования приемов изображения, так как графические средства картинки не подсказывают скульптурных. Дети должны самостоятельно, глядя на картинку, вспомнить объем, вид предмета со всех сторон, осмыслить, какие изобразительные и технические приемы можно использовать.

 Подводя итоги, можно сказать, что для развития детского творчества на занятиях по лепке в разных возрастных группах пользуются разнообразными приемами обучения и в первую очередь теми, которые стимулируют проявление самостоятельности, активности, инициативы детей, которые развивают детскую фантазию и представления.

0
Сценарий сюжетно-ролевой игры «МАГАЗИН» в средней ...
Моя Гордость!
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.01.2022

В блогах

Рабочая программа кружка «Дружные ребята»   для детей младшей группы

Рабочая программа кружка «Дружные ребята»   для детей младшей группы    Пояснительная записка. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми...

Методическая разработка «Трудовой подвиг тружеников тыла» (экскурсия для старшей группы)

Экскурсия для детей старшей группы к монументу боевой славы «Танк Т 34» и к памятнику «Ил-2»   Цель – познакомить детей с...

Новое на сайте

«Когда идти к логопеду?»

«Когда идти к логопеду?» В 2 года: если ребёнок не понимает речь взрослого; если нет звукоподражания, ребёнок искажает даже самые простые слова; ведёте речевой дневник, а записать в него нечего. В 3 года: если ребёнок не строит фразы и предложения; говорит на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях»

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить и расширить знания детей о божьей коровке; - отрабатывать технику рисования гуашевыми красками;- продолжать учить правильно...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике, ёлке как символе празднования нового года Задачи: Образовательные: - Закрепить умение вырезания полукруг из прямоугольника; - Закрепить правила пользования...

Путешествие по Республикам Поволжья

Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение...