Стаж работы: 22года: Образование: высшее, специалист, "Крымский инженерно педагогический университ ...

Конспект НОД по грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки [ф], [ф']. Буква Ф»

Цель: познакомить со звуками [ф], [ф'] и буквой Ф.

Задачи:

Образовательная: В интересной и занимательной форме познакомить детей с звуком [ф], [ф'] и буквой Ф. Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характеристики звуков. Закрепить умение детей давать характеристику звука, основываясь на артикуляционные ощущения. Закреплять умение определять позицию звука в слове. Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, соотносить звуковую схему со словом. Упражнять в делении слов на слоги, в определении ударного слога. Закреплять умение составлять предложения с помощью схемы. Закрепить умение пословогового способа чтения.

Развивающая: Автоматизировать звук [ф], [ф'] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие. Уточнение, обогащение словарного запаса за счет слов со звуком Ф. Совершенствование чувственного опыта детей в области родного языка. Упражнять в конструировании буквы из счетных палочек. Развивать умение точно и полно отвечать на вопросы. Развивать логическое мышление, произвольное внимание. Развитие психофизиологических функций (слухового, зрительного анализаторов), вызвать при помощи игр положительное отношение к учебной деятельности.

Воспитательная: Воспитывать доброе, положительное отношение к сказочным персонажам, желание ему помочь. Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной деятельности. Формирование познавательного интереса к новому материалу. Формирование положительной установки на участие в занятии.      

Интегрируемые образовательные области:

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Художественно-эстетическое развитие

Материал: 

Демонстрационный: 5 конвертов с заданиями, доска, указка, фишки красного, синего, зеленого цветов; карточки со всеми гласными и пройденными согласными буквами  и буквой;  картинки с изображением филина, фотоаппарата, флага; буква Ф с картинкой; мнемотаблица, карточки к дидактическим играм "Найди слова начинающиеся на звук [ф]",  "Найди букву Ф", "Слово рассыпалось".

Раздаточный:  фишки синего и зеленого цветов; кассы букв; карточки к дидактическим играм "Найди слова начинающиеся на звук [ф]",  "Найди букву Ф"; буквари; раздаточный материал для выполнения звукового анализа и работы со схемой предложения; графическое изображение буквы Ф; счетные палочки;  предметные картинки со звуком [ф], [ф'].

 

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Игра - приветствие.

Затихает смех веселый,

Заниматься мы готовы.

Встанем все сейчас красиво,

Поздороваемся учтиво.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Сюрпизный момент - видеописьмо.

- Ребята, к нам пришло видео сообщение, давайте посмотрим и послушаем от кого оно. "Здравствуйте, ребята! Мы знаем что вы скоро пойдете в школу. И чтобы проверить ваши знания подготовили необычные задания. Которые передали вашему воспитателю. Ответив на все задания приобретете новые знания. А самым активных и внимательных ждет приз. Успеха! Фиксики."

3. Дидактическая игра "Вопрос - ответ".

Но прежде, чем приступить к работе я предлагаю вам размяться и с играть в игру "Вопрос - ответ".

- Из чего состоит наша речь? – (из предложений)
- Из чего состоят  предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)
- Из чего состоят слова? – (слова состоят из звуков)

- Что такое звук? - (это то, что мы слышим и произносим)

- Какие бывают звуки? – (гласные и согласные твердые и согласные мягкие)

- Как определить какие звуки мы называем гласными?

- Как определить какие звуки мы называем согласными?

- Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы видим и пишем)

- Молодцы правильно ответили на все вопросы. Я  вижу, что вы готовы приступить к работе. Под каким номером мы должны открыть первый конверт?

Задание 1.  Фиксики предлагают вам отгадать загадки. И определить с какого одного звука начинаются отгадки. Слушайте внимательно:

Этот глаз – особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат)

Праздник, праздник у ворот!

Кто встречать его пойдёт?

Я и верный мой дружок-

Красный маленький… (флажок)

- С какого звука начинаются все отгадки? Правильно, все отгадки начинаются со звуков  Ф. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [ф].

- Произнесите звук [ф].

4. Знакомство со звуком, артикуляция и характеристика звука [ф].

Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, верхние зубы как бы кусают нижнюю губу, язык лежит внизу как в постельке, воздушная струя прохладная. Как вы думаете, какой он, звук [ф]?  Дайте ему характеристику. (Твердый, согласный.) Глухой или звонкий? (глухой)

5. Чистоговорка.

Фа - фа - фа -у нас новая софа.

Фир - фир - фир - мальчик пьет кефир.

- В каких словах встречается звук [ф].

6. Пальчиковая гимнастика «ДРУЖБА».

Цель: развитие мелкой моторики.

Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть.

Повернулись,

Улыбнулись,

В кулачок вот так свернулись. Вот такие молодцы!

Ладошки широко разведенных рук раскрываются. Затем переплетенные пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Вращение кистей рук. Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук «растягиваются в улыбку», показывая её.

Пальцы рук сжаты несильно в кулачок. Стучат кулачок о кулачок. (Повторить 2 раза)

7. Задание 2. Нади слова, которые начинаются со звука [ф]".

 Дидактическая игра "Нади слова, которые начинаются со звука [ф]".

Ребята выполняют работу самостоятельно на индивидуальных карточках.

8Дифференциация на слух звуков [ф,ф'] в ряду слогов и словах. Дидактическая игра "Твердый - мягкий".

- Ребята, я буду называть слоги и слова, если вы услышите звук  [ф] – поднимите синюю фишку, а если мягкий звук [ф'] – поднимите зеленую фишку.

Воспитатель называет слоги и слова (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ, фикус, футбол, филин, Африка, туфли, шарф…).

9. Физкультминутка - игра "Найди место звука в слове" (с использованием мнемотаблицы). 

- А сейчас предлагаю поиграем в игру, которая называется "Найди место звука в слове" . Я называю слова, а вы выполняете движение: если звуки [ф] стоит в начале слова, то вы поднимаете руки вверх, если в середине – хлопаете в ладоши, если в конце – приседаете, а если наших звуков нет в слове – стоите без движений.

Фонарик, телефон, корова, телеграф, кафе, кофе, фыркает, Уфа, ворон.

10. Задание 3. Вам нужно найти предмет, который поможет нам открыть волшебный сундук.

Знакомство с буквой Ф.

- Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф.

Воспитатель показывает картинку с изображением буквы Ф (эф).

-На что похожа буква Ф?

(Дети отвечают.)

- Верно, буква Ф похожа на ключ.

После того, как дети выскажут свое мнение, воспитатель показывает картинки-символы и читает стихи:

– Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

11. Упражнение «Выложи букву Ф из счетных палочек».

12. Упражнение "Найди и обведи букву Ф".

- А найти дорогу к сундуку  нам поможет карта. Дорога к сундуку вымощена камушками. На них изображены разные буквы, но мы должны найти камушки на которых изображена  буква Ф. Эта дорога и приведет нас к волшебному сундуку.

Самостоятельная работа детей.

13. Задание - 4. Сундук охраняет злой филин. А чтобы он разрешил нам открыть его, мы должны сделать звуко - буквенный анализ слова филин.

Звуко - буквенный и слоговой анализ слова филин. Работа с кассами букв.

Правило: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

К доске выходит ребенок и выполняет звуко - буквенный анализ слова.

14. Самостоятельная работа детей - выполнение звуко - буквенного анализа слов.

15. Дидактическая игра "Составь предложения".

– Придумайте предложения по заданной схеме.

Дети составляют разные предложения.

- Ребята, что стоит в конце предложения? (точка) Если в конце предложения стоит точка, то это какое предложение? ( повествовательное) А какие еще у нас бывают предложения? (восклицательные и вопросительные)  Придумайте восклицательные предложения. Придумайте вопросительные предложения.

Воспитатель предлагает ребенку составит предложения по следующим опорным словам:

Федя - фокус.           Филин — мышь.

- Сколько слов в этом предложении?  

- Какое слово первое (второе, третье)?

- Давайте составим и зарисуем схему этого предложения?

(Предложение всегда пишется с большой буквы, между словами  есть промежуток, а в конце предложения – ставится точка).

16. Работа в тетрадях.

- Давайте составим схему этого предложения и зарисум ее в тетради.

- Заштрихуйте букву Ф.

17. Работа с букварем - чтение слогов.

Задание 5. Расшифруйте слово и вы узнаете что находится в сундуке.

Дидактическая игра "Слово рассыпалось". Цель: сложить буквы по цифрам в слово.

18. Рефлексия:                                                            

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какое задние вам понравилось больше всего?

 

1
Досуг 23 февраля с моими малышами ГРУППА "БУСИНКИ"
Досуг "День Космонавтики"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.03.2020

Комментарии

Игровое пособие. Лэпбук. «Волшебные блоки Дьенеша». Описание игрового пособия.
18 марта 2020
как заказать лепбук "Волшебные блоки Дьеныша"?
Сказочки-шумелки "Весна-красна"
13 марта 2020
Татьяна Васильевна. Спасибо за интересный материал, воспользовалась им, сделала презентацию и вот чт...
Педагогика
10 марта 2020
Дайте пожалуйста правильные ответы на ваш тесты

В блогах

Упражнения для детей первой младшей группы на тему "Цветы"

Упражнения для детей первой младшей группы на тему «Цветы» Дидактическое упражнение «Разложи цветы» Цели: Познакомить детей с некоторыми весенними цветами, условиями...

Сценарий новогоднего праздника «Новогодние приключения Элли и её друзей» для детей старшей группы

Действующие лица: Ведущий – взрослый; Элли – взрослый; Метелица – взрослый; Бастинда – взрослый; Снегурочка – взрослый; Дед Мороз – взрослый; Страшила – ребенок; Дровосек – ребенок; Лев –...

Развиваем мелкую моторику

Все мы слышали о том, насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка – правильную координацию движений пальцев и кистей рук...

Новое на сайте

Аппликация «Удивительные рыбки»

Аппликация «Удивительные рыбки» Задачи: расширять знания об аквариумных рыбках, познакомить с нетрадиционным методом приклеивания чешуек из засушенных листьев роз, которые вырезаны кругами, прививать чувство цвета, умение сочетать цветовую гамму, развивать мелкую моторику рук, самостоятельно дорисовывать и создавать...

Экология в жизни ребенка

Экология в жизни ребенка Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.Х.К. Андерсен. Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему...

Загадки, придуманные детьми

Загадки, придуманные детьми Загадки придуманы детьми. Они интересны тем, что книжка сделана с картинками раскрасками. Мы дарим такие книжки детям из других групп.  

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Петя, Петя, петушок»

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Петя, Петя, петушок» Цель: Продолжать развивать представления детей о домашних животных. Задачи: 1. Стимулировать детей повторять отдельные слова и выражения из потешки. 2. Воспитовать эмоционально положительное отношение к домашним животным. 3...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог