Занятие в подготовительной группе "Такие разные термометры"
Занятие по познавательно – исследовательской деятельности
(подготовительная к школе группа).
Тема недели: «У природы нет плохой погоды»
«Такие разные термометры»
Цель: Создание социальной ситуации для развития детей в процессе совместной познавательно – исследовательской деятельности детей
« Такие разные термометры».
Детская цель: помочь Буратино исследовать термометры.
Вид деятельности: интегрированное занятие - познавательно – исследовательская, коммуникативная.
Задачи:
- создать условия для знакомства детей с приборами для определения температуры воздуха, воды, тела (термометром);
- создать условия для сравнения разных видов термометров;
- формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
- создавать условия для умения исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий;
- развивать у детей речевую активность, пополнить активный словарь детей новыми понятиями : «градус», «шкала», «температура», «термометр».
Материал и оборудование :
- посылка(коробка), конверт с письмом.
- термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека;
- настольная лампа;
- 2 стакана с водой разной температуры ( из холодильника и тёплой) на каждого ребёнка;
- презентация с изображением времён года и разных видов термометров;
- белая доска, 2 маркера (синего и красного цвета), для записи опытов.
Методы и приёмы:
Наглядный (показ способов действия), словесный (беседа, пояснения, объяснения), практический (экспериментирование).
Ход занятия.
- Организационный момент.
(Входит почтальон и отдаёт посылку воспитателю).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое? (ответ детей).
- Правильно, это посылка. Интересно, что там внутри, и от кого она?!
- Давайте поскорее откроем её и узнаем, что в ней (воспитатель с детьми открывают посылку, и находят в ней термометры и конверт с письмом)
- Ребята, что у нас в посылке? (дети отвечают).
- Чтобы узнать, от кого эта посылка, нам нужно прочитать письмо. (воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте ребята подготовительной группы «Рыбки».
Пишет вам Буратино. Я очень хочу к вам в гости, но меня не пускает Мальвина. Она сказала, что мне нужно исследовать предметы – термометры. Только после исследования, отпустит меня к вам в гости. А мне так хочется с вами поиграть. Но чтобы быстро мне справиться с заданием Мальвины, мне нужна ваша помощь. Ребята вы поможете мне? Мне нужно узнать, что такое термометр, какие они бывают, и для чего они нужны?»
Воспитатель: Ну что, поможем Буратино?
Воспитатель: Как вы думаете, что такое термометр, градусник? (приборы для измерения температуры).
Воспитатель: Совершенно верно! (идёт объяснение). У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода (демонстрирует термометры детям)
Воспитатель: Так что же внутри термометров? (ответы детей, объяснение - окрашенный спирт).
- А как действует термометр, если тепло или холодно? (ответы детей, объяснение воспитателя - спирт расширяется, поднимается по трубке, сужается – опускается).
- Ребята, а вы знаете, для измерения чего, предназначен термометр? (ответы детей - для измерения температуры воздуха, воды и тела человека)
- Правильно, молодцы! В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид – разная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри, а теперь есть термометры электронные, для измерения температуры тела.
- Посмотрите на экран, вы увидите, большое разнообразие термометров (презентация «Такие разные термометры»)
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю провести несколько опытов. Вы согласны?
Тогда я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, и подготовиться к работе. Наши показания из опытов будем записывать на доске в таблице.
1 опыт.
Воспитатель: Измерим температуру на улице и у нас в группе (смотрим на показания термометр за окном на улице)
- Ребята скажите, сколько на термометре за окном градусов?
(записывают на доске в таблицу: - 7)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, сколько же у нас в группе градусов? (воспитатель берёт термометр, который весел в группе , показывает детям).
(записывают показания на доске: +22)
Вывод: если показания ниже 0, то температура минусовая, холодно и чем ниже, тем холоднее, а если выше 0, то плюсовая, тепло и чем выше, тем теплее.
Воспитатель: Ребята, почему у нас теплее в группе, чем на улице? (защищают стены, окна, обогревают батареи, влияют лампы, мы дышим).
Воспитатель: Давайте, мы с вами проведём 2 опыт и посмотрим, как лампа влияет на термометр( настольная лампа + термометр, отмечают температуру на начало измерения и после)
Вывод: лампы влияют на температуру в группе.
Воспитатель: Ребята, а скажите, какая погода бывает весной, летом?
(Весной бывает тепло, летом – жарко).
Воспитатель: Хорошо, а осенью и зимой?
(Осенью и зимой холодно).
Воспитатель: Когда мы говорим, что тепло, холодно, жарко, то имеем ввиду температуру воздуха.
Воспитатель: Теперь приглашаю вас, провести 3 опыт.
- С помощью термометров определите, в каком из двух стаканов холодная вода, а в каком тёплая?
( Раздаём по 2 стакана с водой, в одном стакане, синего цвета – теплая вода, а в другом стакане, красного цвета – холодная. Так же раздаём по 2 термометра, один опускаем в стакан с холодной водой, а другой с горячей водой.) Ребята, давайте определим, в каком стакане, какая температура воды? Опускайте градусники в красный стакан.
(Дети определяют температуру).
Воспитатель: Запишем на доске результат ( на доске нарисованы два стакана и воспитатель вписывает данные, после измерения температуры).
Воспитатель: А теперь опускайте градусники в синий стакан. Скажите, какая там температура? (дети называют)
Воспитатель: Хорошо, запишем результата на доску.
Воспитатель: Что мы можем про это сказать?
Вывод: В синем стакане температура показания больше, значит там горячая вода, а в красном, где меньше, вода холодная.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами немножко отдохнём.
Физминутка
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок.
(Потягивания, руки вверх.)
Руки в стороны раздвинем,
Будто листики раскинем.
(Потягивания, руки в стороны.)
Руки резко вверх поднимем,
Раз-два, три-четыре,
Машем крыльями, как гуси.
А потом быстрей опустим.
(Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)
Будто в классики, немножко
Прыгаем на правой ножке.
А теперь на левой тоже.
Сколько продержаться сможем?
(Прыжки на одной ножке.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
Воспитатель: Ребята, у нас остался ещё один 4 опыт.
Для этого опыта, нам нужно измерить температуру тела. Может кто желает? Для этого нам нужен медицинский термометр.
- А вы знаете, какая должна быть температура у здорового человека?
(36,6 градусов)
Воспитатель: Отлично! Именно эта температура тела должна быть у здорового человека. А если человек заболел, то у него какая температура?
( Больше 37градусов)
Воспитатель: Правильно! Ну, теперь можно посмотреть на термометр. Так 36,6. Ребята, вы здоровы? (ответы детей). Это очень хорошо!
- Давайте теперь сделаем вывод.
Температура тела человека в группе и на улице остаётся неизменной, а значит, не зависит от температуры окружающей среды, а температура воздуха и воды может отличаться в зависимости от пространства её измерения.
Термометр необходим для измерения температуры: наружный – для определения температуры воздуха на улице, внутренний – температуры воздуха в помещении, медицинский – температуры тела.
Воспитатель: Ребята, я думаю, что мы помогли Буратино исследовать термометры. А как считаете вы? (ответы детей) Теперь Мальвина обязательно отпустит его к вам поиграть. А нам осталось отправить наши исследования Буратино.
Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?
- А какой опыт вам понравился больше? Почему? (ответы детей)
Комментарии