«Занимательный ларец» или как с интересом учить математику.
«Занимательный ларец» или как с интересом учить математику.
За последние десятилетия в нашей жизни, в общественном устройстве и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер человеческой деятельности, и в частности раннего развития детей дошкольного возраста.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
Играя в игры, ребенок гораздо быстрее усваивает основные математические понятия, развивает свои умения и навыки. В процессе игры дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом. В нашем распоряжении множество игр, которые помогают формировать элементарные математические представления. Все они собраны в «Математический сундучок». Игры сгруппированы по направлениям: закрепление цифр; соотнесение количества с цифрой; закрепления знания геометрических фигур; закрепление умения ориентироваться на плоскости и в пространстве. Приведем примеры некоторых из них.
«Умные прищепки», «Накорми щенка», «Веселая черепаха», «У кого больше?»
Данные игры помогают запомнить цифры, соотношения количества и числа
Ход игры:
- детям предлагаются карточки, на которых нужно посчитать овощи и фрукты и прицепить прищепку к нужной цифре;
- детям предлагают подобрать косточку к щенку, соотнеся число и количество точек;
- детям предлагается кидать игральный кубик и украшать панцирь черепахи, ставя украшение в окошко с соответствующей цифрой. Также эта игра помогает освоить понятия «больше», «меньше», «равно».
- детям предлагается одновременно выкладывать по одной карточки рубашкой вниз. Тот, у кого количество элементов больше, забирает обе карточки. Также эта игра помогает освоить понятия «больше», «меньше», «равно».
«Волшебные камешки»
Данная игра позволяет запомнить цифры от 1 до 9.
Ход игры: ребенку предлагается выбрать цифру и закрыть все такие цифры на игровом поле с помощью фишек.
«Математическая пицца»
Игра направлена на развитие восприятия, внимания, соотношения цифры с количеством, на закрепление согласования числительного с существительным, мелкой моторики.
Ход игры: ребенок берет рецепт, набирает продукты по заданному количеству и выкладывает на кусочке пиццы.
«Птичья геометрия»
Игра направлена на изучение геометрических фигур, развитие внимания и логики.
Ход игры: детям предлагается покормить снегирей, которые любят только ягодки определенной формы. Нужно назвать фигуру на животе снегиря и посадить его на нужную веточку.
«Найди и посчитай»
Эта игра направлена на закрепление знания основных цветов, геометрических фигур и их названия.
Ход игры: ребенку предлагается найти определенные геометрические фигуры и посчитать их.
«Веселые стрелочки», «Изменчивые окошки», «Муха»
Игры направлены на закрепление умения ориентироваться на плоскости.
Ход игры:
- детям предлагается найти стрелку нужного цвета с заданным направлением;
- детям предлагается разложить картинки по образцу. В более сложном уровне дети раскладывают картинки в заданные места, либо рассказывают, где находится та или иная картинка;
- детям предлагается поймать муху, передвигаясь каждый раз на 1 клетку (помогая пальцем\мысленно, в зависимости от возможностей ребенка), следуя командам воспитателя. Когда муха вылетает за пределы игрового поля, ребенок должен хлопнуть быстрее, чем воспитатель озвучит следующий ход. В случае победы ребенок кладет сокровище в мешок. На начальном этапе можно пользоваться координатами.
Комментарии