Моя малая родина
«Моя малая родина»
(Обобщение опыта работы)
Воспитатель: Лисая Татьяна Игоревна
Первая квалификационная категория
Выступление с презентацией перед слушателями ОРЦ на тему: «Моя малая родина» на неделе преемственности и к
80 Архангельской области.
(Обобщение опыта работы)
2СЛАЙД У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие счастья с отчим домом, улицей, городом, с северным краем …
Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг. Писал наш земляк Михаил Ломоносов.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы педагогов, у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма, через ознакомление с историей, природными особенностями края, культурой, видами деятельности людей города Архангельска и Архангельской области.
Тем более что на сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов в сфере дошкольного образования, и позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
3СЛАЙД Цель работы: воспитание основ гражданственности; интереса, любви и уважения к своей малой родине.
Основной моей целью было – помочь показать детям их родной северный край Архангельской области, в котором они живут, используя в своей работе ИКТ, чтобы вызвать у них чувство восхищения, гордости и любви. Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которая должна проводиться систематически и планомерно.
4СЛАЙД В соответствии с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:
- Познакомить старших дошкольников с картой Архангельской области, городами, реками и озёрами, заповедниками и с её флорой и фауной.
- Рассказать об истории возникновения столицы поморского края - города Архангельска, познакомить с видами старого и современного города, достопримечательностями, памятниками архитектуры, деятельностью людей.
- Формировать чувство привязанности, любви к родному краю, своей малой родине – городу Архангельску на основе приобщения к родной культуре, традициям.
- Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
- Развивать интерес к родному краю, коренным жителям Севера, их быту, жизни.
- Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, к родному краю.
Для решения вышеназванных задач составила перспективный план работы по воспитанию любви к малой Родине, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого для него материала, к менее близкому.
Содержание и технология ознакомления детей с родным краем.
5СЛАЙД: Ознакомление старших дошкольников с родным краем сегодня невозможно вне ценностей культуры. Восприятие социальной действительности основано на его представлениях об окружающем мире. Чтобы сформировать у детей целостное представление, проводила работу в четырёх направлениях.
1. Информационное:
- сбор тематической информации о родном крае, об Архангельске;
- адаптация материала по истории города Архангельской области к уровню развития детей дошкольного возраста.
2. Технологическое:
- разработка и написание конспектов занятий с использованием методов развивающего обучения;
- подбор дидактических игр.
3. Организационное:
- создание предметно-развивающей среды;
- сбор наглядных средств (фотографий, открыток, иллюстраций, журналов, предметов прикладного искусства, дидактического демонстрационного материала, литературы – детской художественной, научной о городе Архангельске);
- систематизация материала в виде картотеки.
4. Практическое:
- работа с детьми (занятия, экскурсии, дидактические игры);
- работа с родителями (игровые программы для родителей и детей, консультации ознакомительного характера);
- работа по распространению и обмену опытом.
6 СЛАЙД: ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В своей работе использовала такие формы.
Работа по этой теме является одной из самых трудных, но значимых тем, она предполагает овладением ребёнком сложных понятий, как «Родина», «гражданин», «город», «герб» и другие.
Осознание этих понятий происходило постепенно. С младшей группы дети получали первичные представления о городских улицах, улице на котором стоит детский сад и дом, где они живут. Детей учили определенным правилам поведения в группе, на улице, соблюдать общепринятые традиции семьи и города.
В средней группе представления детей расширялись знаниями о домашнем адресе, имени, отчестве и фамилии своих близких. Закреплялись понятия «семья», «члены семьи», их взаимоотношения; знакомили с правилами поведения в разных ситуациях и в общественных местах.
Вся перечисленная выше работа-это подготовительная ступенька к изучению выбранной теме в условиях современной российской действительности, которая несёт основную нагрузку по воспитанию гражданственности у детей и пробуждению у них патриотических чувств.
В старшей и подготовительной группах, особое внимание уделялось изучению материала по следующим темам: «Моя Архангельская область», «Города и реки нашей области», «Флора и фауна родного края», «Архангельск старый и новый в картинках», «Знаменитые люди нашего северного края», культурные ценности города и другие.
Были созданы мультимедийные презентации «Путешествие в прошлое», «Северный край», «Северный народный костюм», «Достопримечательности города» и другие. Знакомила детей с историей возникновения города, о его месте нахождении, о близлежащих улицах, со зданиями, с их отличительными особенностями. Были созданы фотоальбомы: «Моя малая Родина», «Животные севера», «Старый и новый Архангельск».
Всё это способствовало установить целостную картину сведений о родном городе, крае.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являлись тематические занятия. Наибольший интерес дети получали от краеведческих сведений о своём крае. На занятиях дети учились составлять короткие описательные рассказы о доме, где живут, об улицах города, о животных и птицах. Используя средства эстетического воспитания, дети передавали свои представления, чувства и отношение к окружающему миру, творчески применяли усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, аппликации и в конструктивной деятельности. Через чтение художественной литературы, беседы, знакомили детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, праздниками и обрядами, народным прикладным искусством северного края.
В свободное время и на прогулках играли с детьми в сюжетно-ролевые игры, в игры народов поморья. Расширить представление о родном городе, крае, помогали целевые прогулки по микрорайону, на почту, в магазины, на стройку, на железнодорожный вокзал, автовокзал, экскурсии по городу к памятникам архитектуры.
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Мы с детьми проводили цикл занятий в краеведческом музее.
Формирование любви к своей малой Родине проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Я со своей стороны оказывала педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники, устраивала Дни открытых дверей, совместные выставки и экскурсии, а так же оформляла фотовыставки: «Моя дружная семья», «Мамочка любимая», «Если хочешь быть здоров» и др. Дети приносили семейные альбомы, рассказывая о своих родных.
Родители принимали активное участие в жизни детского сада: ездили на экскурсии по городу, посещали памятные места нашего города и музеи, возили детей в Малые Карелы, на природу, дома смотрели видео материалы, читали художественную литературу, участвовали в открытых мероприятиях, праздниках, проводимые в группе. Совместные проекты родителей и детей по темам «Животные нашего северного края», «Зимующие птицы», «Музей под открытым небом», «Памятники нашего города» и другие, способствовали и создавали у детей мощную мотивацию познания, огромный интерес узнавать как можно больше.
Остановимся на некоторых моментах.
7 слайд: Карта Архангельской области
Своё знакомство с малой родиной мы с детьми начинали с рассматриванием карты Архангельской области, с её границами. Дети узнали названия городов и рек нашего края, с заповедными местами. На занятиях по познавательному развитию подробно знакомили старших дошкольников с животными, птицами и растительным миром северного края. Дети слушали рассказы о Белом море и его обитателях морских звёздах и креветках, о разной рыбе. Знакомила детей с ненцами, жителями побережья Северного ледовитого океана и их основным занятием – оленеводством, которые кочуют по тундре.
8 СЛАЙД: Знакомство с историей Архангельска я начала с древних жителей Севера, которые жили много- много лет тому назад, и оставили после себя много детей, внуков и правнуков Их потомки стали местными жителями, их называли ПОМОРАМИ. На Север приходили и православные монахи, которые строили монастыри. Рядом с монастырями строились поморские селения и города.
9 СЛАЙД: Царь - Иван Грозный
На правом берегу реки Северной Двины, на мысе Пур-Наволок, монахи основали Михайло-Архангельский монастырь. Царь Иван Грозный приказал построить около монастыря город, который стал столицей всего Северного края. Для защиты города была построена деревянная крепость.
Михайло-Архангельский монастырь дал новому городу имя и герб.
10 СЛАЙД: Герб Архангельска
На гербе изображен Архангел-Михаил, поражающий своего врага – Дьявола.
Своих воспитанников познакомила с двумя гербами города Архангельска, а так же и с др. Дети их сравнивали. В свободное время они раскрашивали современный герб нашего города, составляли короткие описательные рассказы, складывали его из кубиков.
11 слайд: Приезд ПетраI
Детей знакомила с Петром I. Каким он был, когда был маленьким, и чем занимался в юности.
Архангельск был единственным морским портом России. Сюда приходило много иностранных торговых кораблей. Поморы были сильными, умными и бесстрашными людьми. Они строили большие лодки – баркасы и ходили на них по морю. Об этом узнал царь ПетрI
12CЛАЙД: Поморы строители баркасов
Молодой царь Петр I мечтал, чтобы у России был морской флот. Он очень обрадовался, когда узнал, что на севере живут поморы - строители больших баркасов, на которых можно выходить в море, и поехал к ним в гости. Царь приказал организовать в Архангельске для строительства кораблей верфь. Первые российские корабли были построены в городе Архангельске, на острове Соломбала. Архангельск стал единственным портом России.
13 СЛАЙД: Знакомство с жизнью поморской семьи.
Знакомство с жизнью поморов, а именно с их традициями, с народными обрядами и праздниками проходило на тематических занятиях. Во время экскурсий в Малые Карелы, дети узнавали о предметах быта и знакомились с изделиями народных умельцев (домашняя утварь, игрушки из глины, бересты, дерева, ткани…), а также о деятельности людей, которые жили в деревнях.
14 СЛАЙД: Жизнь поморской семьи в деревне.
15 СЛАЙД: ДОМ, в котором я живу.
С детьми сравнивали дома поморов и современные дома.
Дети в ср.гр. рисовали свои дома и составляли короткие рассказы.
16 СЛАЙД: Фотографии и рассказы детей.
В старшей и подготовительной группах, проходило знакомство не только с названиями улиц нашего города, но с её историей. Родители детей фотографировали свои улицы, на которой стоит их дом, а дети составляли рассказы.
17СЛАЙД: Знакомство детей с видами старого и нового города Архангельска.
18 СЛАЙД: Виды современного города
19 слайд: Экскурсии с детьми по городу Архангельску
20 СЛАЙД: Экскурсии к памятникам архитектуры
В ходе таких экскурсий дети пополняли знания об отдельных страницах истории и культуры города, о людях, оставивших след в памяти народа поморья.
21 СЛАЙД: Гостиные дворы
22 СЛАЙД: Ознакомление с культурным наследием Поморского края.
Широко использовала все виды фольклора (сказки, былины, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.) В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
В группе была организована выставка изделий архангельских умельцев: каргопольские игрушки, туеса, изделия борецкой и мезенской росписи, резьба по кости.
Рассказывала детям про фабрику «Беломорские узоры». Чем она славится, о мастерах, работающих на ней, что изготавливали.
23 СЛАЙД: Ознакомление с культурным наследием Поморского края.
Ансамбль «Сиверко», Северный русский народный хор. Посещение родителями и детей концертов, праздников северного хора.
Очень интересными были встречи с художественным коллективом Северного русского народного хора. Дети слушали русские народные песни в исполнении хора, знакомились народными инструментами и играли на них.
24СЛАЙД: Знакомство с творчеством Степана Писахова, Борисом Шергиным, а так же с поэтом и исполнителем детских песен Виктором Оншиным.
В свободное время с детьми читали стихи об архангельском крае из сборника Т.А. Хвиюзовой, сказки С.Г. Писахова и Шергина, заучивали пословицы и поговорки о Родине, слушали и учили песни северного край.
25 СЛАЙД: Ломоносов
Знакомились с нашим земляком М. Ломоносовым.
26 СЛАЙД: Профессии людей
Детям рассказывала о людях разных профессий, читала рассказы, стихи, рассматривали фотографии и иллюстрации.
27СЛАЙД: ИГРЫ.
Дети играли в дидактические игры: Д/И «Сложи картинку», д/и «Собери герб», кубики «Достопримечательности города»
28, 29 СЛАЙДЫ: Вести с открытых занятий.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Дети с удовольствием участвуют в них: «Смех да веселье», «Пасхальное яичко», «Рождественский колобок», «Масленица», «Весёлая ярмарка».
30, 31 СЛАЙДЫ: Праздники в детском саду.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Дети с удовольствием участвуют в них: «Смех да веселье», «Пасхальное яичко», «Рождественский колобок», «Масленица», «Весёлая ярмарка».
Заканчивая своё выступление, хочется сказать, что старший дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Очень важно прививать детям чувства любви, гордости, привязанности к культурным ценностям родного края, города, так как именно на этой основе воспитываются патриотические убеждения.
Комментарии