Моя малая родина

«Моя малая родина»

(Обобщение опыта работы)

Воспитатель: Лисая Татьяна Игоревна

Первая квалификационная категория

Выступление с презентацией перед слушателями ОРЦ на тему: «Моя малая родина» на неделе преемственности и к

80 Архангельской области.

(Обобщение опыта работы)

2СЛАЙД У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие счастья с отчим домом, улицей, городом, с северным краем …

Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг. Писал наш земляк Михаил Ломоносов.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы педагогов, у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма, через ознакомление с историей, природными особенностями края, культурой, видами деятельности людей города Архангельска и Архангельской области.

Тем более что на сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов в сфере дошкольного образования, и позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

3СЛАЙД Цель работы: воспитание основ гражданственности; интереса, любви и уважения к своей малой родине.

Основной моей целью было – помочь показать детям их родной северный край Архангельской области, в котором они живут, используя в своей работе ИКТ, чтобы вызвать у них чувство восхищения, гордости и любви. Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которая должна проводиться систематически и планомерно.

4СЛАЙД В соответствии с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:

 

  • Познакомить старших дошкольников с картой Архангельской области, городами, реками и озёрами, заповедниками и с её флорой и фауной.
  • Рассказать об истории возникновения столицы поморского края - города Архангельска, познакомить с видами старого и современного города, достопримечательностями, памятниками архитектуры, деятельностью людей.
  • Формировать чувство привязанности, любви к родному краю, своей малой родине – городу Архангельску на основе приобщения к родной культуре, традициям.
  • Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
  • Развивать интерес к родному краю, коренным жителям Севера, их быту, жизни.
  • Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, к родному краю.

 

Для решения вышеназванных задач составила перспективный план работы по воспитанию любви к малой Родине, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого для него материала, к менее близкому.

 

Содержание и технология ознакомления детей с родным краем.

5СЛАЙД: Ознакомление старших дошкольников с родным краем сегодня невозможно вне ценностей культуры. Восприятие социальной действительности основано на его представлениях об окружающем мире. Чтобы сформировать у детей целостное представление, проводила работу в четырёх направлениях.

1. Информационное:

- сбор тематической информации о родном крае, об Архангельске;

- адаптация материала по истории города Архангельской области к уровню развития детей дошкольного возраста.

2. Технологическое:

- разработка и написание конспектов занятий с использованием методов развивающего обучения;

- подбор дидактических игр.

3. Организационное:

- создание предметно-развивающей среды;

- сбор наглядных средств (фотографий, открыток, иллюстраций, журналов, предметов прикладного искусства, дидактического демонстрационного материала, литературы – детской художественной, научной о городе Архангельске);

- систематизация материала в виде картотеки.

4. Практическое:

- работа с детьми (занятия, экскурсии, дидактические игры);

- работа с родителями (игровые программы для родителей и детей, консультации ознакомительного характера);

- работа по распространению и обмену опытом.

6 СЛАЙД: ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В своей работе использовала такие формы.

Работа по этой теме является одной из самых трудных, но значимых тем, она предполагает овладением ребёнком сложных понятий, как «Родина», «гражданин», «город», «герб» и другие.

Осознание этих понятий происходило постепенно. С младшей группы дети получали первичные представления о городских улицах, улице на котором стоит детский сад и дом, где они живут. Детей учили определенным правилам поведения в группе, на улице, соблюдать общепринятые традиции семьи и города.

В средней группе представления детей расширялись знаниями о домашнем адресе, имени, отчестве и фамилии своих близких. Закреплялись понятия «семья», «члены семьи», их взаимоотношения; знакомили с правилами поведения в разных ситуациях и в общественных местах.

Вся перечисленная выше работа-это подготовительная ступенька к изучению выбранной теме в условиях современной российской действительности, которая несёт основную нагрузку по воспитанию гражданственности у детей и пробуждению у них патриотических чувств.

В старшей и подготовительной группах, особое внимание уделялось изучению материала по следующим темам: «Моя Архангельская область», «Города и реки нашей области», «Флора и фауна родного края», «Архангельск старый и новый в картинках», «Знаменитые люди нашего северного края», культурные ценности города и другие.

Были созданы мультимедийные презентации «Путешествие в прошлое», «Северный край», «Северный народный костюм», «Достопримечательности города» и другие. Знакомила детей с историей возникновения города, о его месте нахождении, о близлежащих улицах, со зданиями, с их отличительными особенностями. Были созданы фотоальбомы: «Моя малая Родина», «Животные севера», «Старый и новый Архангельск».

Всё это способствовало установить целостную картину сведений о родном городе, крае.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являлись тематические занятия. Наибольший интерес дети получали от краеведческих сведений о своём крае. На занятиях дети учились составлять короткие описательные рассказы о доме, где живут, об улицах города, о животных и птицах. Используя средства эстетического воспитания, дети передавали свои представления, чувства и отношение к окружающему миру, творчески применяли усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, аппликации и в конструктивной деятельности. Через чтение художественной литературы, беседы, знакомили детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, праздниками и обрядами, народным прикладным искусством северного края.

В свободное время и на прогулках играли с детьми в сюжетно-ролевые игры, в игры народов поморья. Расширить представление о родном городе, крае, помогали целевые прогулки по микрорайону, на почту, в магазины, на стройку, на железнодорожный вокзал, автовокзал, экскурсии по городу к памятникам архитектуры.

Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Мы с детьми проводили цикл занятий в краеведческом музее.

Формирование любви к своей малой Родине проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Я со своей стороны оказывала педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники, устраивала Дни открытых дверей, совместные выставки и экскурсии, а так же оформляла фотовыставки: «Моя дружная семья», «Мамочка любимая», «Если хочешь быть здоров» и др. Дети приносили семейные альбомы, рассказывая о своих родных.

Родители принимали активное участие в жизни детского сада: ездили на экскурсии по городу, посещали памятные места нашего города и музеи, возили детей в Малые Карелы, на природу, дома смотрели видео материалы, читали художественную литературу, участвовали в открытых мероприятиях, праздниках, проводимые в группе. Совместные проекты родителей и детей по темам «Животные нашего северного края», «Зимующие птицы», «Музей под открытым небом», «Памятники нашего города» и другие, способствовали и создавали у детей мощную мотивацию познания, огромный интерес узнавать как можно больше.

Остановимся на некоторых моментах.

7 слайд: Карта Архангельской области

Своё знакомство с малой родиной мы с детьми начинали с рассматриванием карты Архангельской области, с её границами. Дети узнали названия городов и рек нашего края, с заповедными местами. На занятиях по познавательному развитию подробно знакомили старших дошкольников с животными, птицами и растительным миром северного края. Дети слушали рассказы о Белом море и его обитателях морских звёздах и креветках, о разной рыбе. Знакомила детей с ненцами, жителями побережья Северного ледовитого океана и их основным занятием – оленеводством, которые кочуют по тундре.

8 СЛАЙД: Знакомство с историей Архангельска я начала с древних жителей Севера, которые жили много- много лет тому назад, и оставили после себя много детей, внуков и правнуков Их потомки стали местными жителями, их называли ПОМОРАМИ. На Север приходили и православные монахи, которые строили монастыри. Рядом с монастырями строились поморские селения и города.

9 СЛАЙД: Царь - Иван Грозный

На правом берегу реки Северной Двины, на мысе Пур-Наволок, монахи основали Михайло-Архангельский монастырь. Царь Иван Грозный приказал построить около монастыря город, который стал столицей всего Северного края. Для защиты города была построена деревянная крепость.

Михайло-Архангельский монастырь дал новому городу имя и герб.

10 СЛАЙД: Герб Архангельска

На гербе изображен Архангел-Михаил, поражающий своего врага – Дьявола.

Своих воспитанников познакомила с двумя гербами города Архангельска, а так же и с др. Дети их сравнивали. В свободное время они раскрашивали современный герб нашего города, составляли короткие описательные рассказы, складывали его из кубиков.

11 слайд: Приезд ПетраI

Детей знакомила с Петром I. Каким он был, когда был маленьким, и чем занимался в юности.

Архангельск был единственным морским портом России. Сюда приходило много иностранных торговых кораблей. Поморы были сильными, умными и бесстрашными людьми. Они строили большие лодки – баркасы и ходили на них по морю. Об этом узнал царь ПетрI

12CЛАЙД: Поморы строители баркасов

Молодой царь Петр I мечтал, чтобы у России был морской флот. Он очень обрадовался, когда узнал, что на севере живут поморы - строители больших баркасов, на которых можно выходить в море, и поехал к ним в гости. Царь приказал организовать в Архангельске для строительства кораблей верфь. Первые российские корабли были построены в городе Архангельске, на острове Соломбала. Архангельск стал единственным портом России.

13 СЛАЙД: Знакомство с жизнью поморской семьи.

Знакомство с жизнью поморов, а именно с их традициями, с народными обрядами и праздниками проходило на тематических занятиях. Во время экскурсий в Малые Карелы, дети узнавали о предметах быта и знакомились с изделиями народных умельцев (домашняя утварь, игрушки из глины, бересты, дерева, ткани…), а также о деятельности людей, которые жили в деревнях.

14 СЛАЙД: Жизнь поморской семьи в деревне.

15 СЛАЙД: ДОМ, в котором я живу.

С детьми сравнивали дома поморов и современные дома.

Дети в ср.гр. рисовали свои дома и составляли короткие рассказы.

16 СЛАЙД: Фотографии и рассказы детей.

В старшей и подготовительной группах, проходило знакомство не только с названиями улиц нашего города, но с её историей. Родители детей фотографировали свои улицы, на которой стоит их дом, а дети составляли рассказы.

17СЛАЙД: Знакомство детей с видами старого и нового города Архангельска.

18 СЛАЙД: Виды современного города

19 слайд: Экскурсии с детьми по городу Архангельску

20 СЛАЙД: Экскурсии к памятникам архитектуры

В ходе таких экскурсий дети пополняли знания об отдельных страницах истории и культуры города, о людях, оставивших след в памяти народа поморья.

21 СЛАЙД: Гостиные дворы

22 СЛАЙД: Ознакомление с культурным наследием Поморского края.

Широко использовала все виды фольклора (сказки, былины, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.) В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

В группе была организована выставка изделий архангельских умельцев: каргопольские игрушки, туеса, изделия борецкой и мезенской росписи, резьба по кости.

Рассказывала детям про фабрику «Беломорские узоры». Чем она славится, о мастерах, работающих на ней, что изготавливали.

23 СЛАЙД: Ознакомление с культурным наследием Поморского края.

Ансамбль «Сиверко», Северный русский народный хор. Посещение родителями и детей концертов, праздников северного хора.

Очень интересными были встречи с художественным коллективом Северного русского народного хора. Дети слушали русские народные песни в исполнении хора, знакомились народными инструментами и играли на них.

24СЛАЙД: Знакомство с творчеством Степана Писахова, Борисом Шергиным, а так же с поэтом и исполнителем детских песен Виктором Оншиным.

В свободное время с детьми читали стихи об архангельском крае из сборника Т.А. Хвиюзовой, сказки С.Г. Писахова и Шергина, заучивали пословицы и поговорки о Родине, слушали и учили песни северного край.

25 СЛАЙД: Ломоносов

Знакомились с нашим земляком М. Ломоносовым.

26 СЛАЙД: Профессии людей

Детям рассказывала о людях разных профессий, читала рассказы, стихи, рассматривали фотографии и иллюстрации.

27СЛАЙД: ИГРЫ.

Дети играли в дидактические игры: Д/И «Сложи картинку», д/и «Собери герб», кубики «Достопримечательности города»

28, 29 СЛАЙДЫ: Вести с открытых занятий.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Дети с удовольствием участвуют в них: «Смех да веселье», «Пасхальное яичко», «Рождественский колобок», «Масленица», «Весёлая ярмарка».

30, 31 СЛАЙДЫ: Праздники в детском саду.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Дети с удовольствием участвуют в них: «Смех да веселье», «Пасхальное яичко», «Рождественский колобок», «Масленица», «Весёлая ярмарка».

 

Заканчивая своё выступление, хочется сказать, что старший дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Очень важно прививать детям чувства любви, гордости, привязанности к культурным ценностям родного края, города, так как именно на этой основе воспитываются патриотические убеждения.

1
Чем занять ребенка на карантине, если он дошкольни...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.03.2023

В блогах

«Осенние размышления» Сценарий детско – родительского досуга.

Sample Image

Цель: Формирование детско-родительского сообщества на основе ознакомления с русской поэзией, музыкой, традиции культурного совместного досуга. Задачи: Воспитание у детей литературного вкуса, любви к...

Новое на сайте

Проект «Чем пахнут ремесла»

Проект «Чем пахнут ремесла»

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Супермаркет» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на развитие наблюдательности, речи, расширения знаний об окружающих предметах и продуктах в магазине. Игра предназначена для индивидуальной работы...

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера. Тема «Книги сказок»

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера Тема «Книги сказок» Цель: закрепление литературных знаний с помощью геометрических схем - кругов Эйлера. Задачи: развивать умение классифицировать персонажей сказок и объединять по группам; закреплять знания русских народных сказок; развивать логическое...

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда (Для детей старшего возраста)