Взаимодействие психологии и нейропсихологии на базе ДОУ

Актуальность проблемы.

В последнее время все чаще медики, психологи, дифектологи отмечают тенденцию к увеличению численности детей с недоразвитием психологического и соматического характера. Это проявляется в нарушении саморегуляции, повышении риска возниконовения неврозов, агрессивности, возбудимости или истощаемости. В совокупности данные проявления ведут к эмоционально- личностной и когнитивной уязвимости, затрудняют ппроцесс обучения и социализации. Следовательно, возникает вопрос: «Как помочь ребенку с нейропсихологическими нарушениями на базе дошкольного учреждения?» На помощь сппециалистам пришла детская нейропсихология.

 Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов человека. Данная наука, основоположником которой является А.Р. Лурия, находится на стыке психологии и нейронауки. С точки зрения нейропсихологического подхода, большинство вышеперечисленных проблем среди детей во многом связано с нарушениями взаимодействия функционирование головного мозга с психическими процессами в следсствии с проявлением так называемого «дисгенетического синдрома» : внутриутробной и/или возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых (в первую очередь стволовых, ростральной частью которых является гипоталамо-диэнцефальная область) структур головного мозга.

Нейропсихологическая диагностика — это психологический метод на основе нейропсихологических проб (специальные задания, рисунки, рассматривание картинок, составление рассказов и ответы на вопросы).

Нейропсихологическое тестирование позволяет:

  • понять актуальную картину сформированности мозговых структур;
  • обнаружить причины трудностей поведения и обучения;
  • определить степень готовности ребёнка к школьному обучению;
  • прогнозировать возможные трудности в обучении в школе;
  • получить рекомендации, как развивать ребёнка, на что обращать внимание.

Пройти такое обследование полезно любому ребёнку от 5 лет (особенно перед школой, чтобы знать, как готовить ребёнка, на что делать акцент) и до 9 лет (младший школьный возраст, когда обнаруживаются трудности в обучении).

В каких случаях следует проводить нейропсихологическую диагностику? Если ребенок:

  • пишет, рисует левой рукой;
  • имеет проблемы с памятью;
  • медлителен или излишне активен;
  • плохо усваивает учебный материал;
  • не может описать картинку,скопировать рисунок;
  • мало ползал или не ползал совсем;
  • с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
  • двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
  • невнимателен, часто отвлекается, быстро устаёт;
  • пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
  • имеет повышенный или пониженный тонус;
  • имеет в анамнезе ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР;
  • у него дизартрия, дисграфия, дислексия, дискалькулия.

Желательно проводить её в первой половине дня, чтобы ребёнок не был усталым, а также не болел. Перегрузка и сниженный иммунитет сказываются на результатах диагностики — картина становится необъективной, ребёнок вероятнее всего покажет низкие результаты.

Родителям необходимо заполнить достаточно подробный анамнез — историю развития ребёнка: беременность, роды, 1-й год жизни.

Нейропcихoлогические коррекционные занятия должны строиться по принципу замещающего онтогенеза.

Oсновная цель занятий — воздействуя на сенсомоторный уровень и учитывая общие закономерности естественного развития ребёнка, активизировать развитие всех высших психических функций и особенно проблемных, отстающих сфер.

0
Конспект развлечения «Будьте осторожны на дороге!»...
Конспект родительского собрания средней группе в ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
09.12.2022

В блогах

Методы работы с детьми младшего дошкольного возраста по обогащению социального опыта «Личностью не родятся, личностью становятся»Методы…

27 февраля 2020 года в ГКУЗ Специализированый дом ребенка прошла педагогическая конференция, посвященная вопросам развития социального опыта детей раннего и...

Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха.

Что такое фонематический слух? Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и...

Взаимодействие с родителями на летний оздоровительный период

Взаимодействие с родителями (Июнь) Мероприятия Дата Цель Участники «Лето — это маленькая жизнь!» (Советы родителям по организации летнего отдыха детей и взрослых»).   Знакомство...

Новое на сайте

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является воспитание этических основ формирования личности дошкольника, которое немыслимо без осмысления культурно-исторических ценностей. Культура личности раскрывается...

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека» Каждый взрослый так или иначе понимает важность воспитания ребенка до его совершеннолетия. Родительство – это процесс заботы о ребенке, его защиты и обучения. Цель – здоровое развитие для вступления во...

Чудесное завершение осени

Чудесное завершение осени Ну вот и проводили мы нашу чудесную осень! Но мы не будем грустить! Потому что в конце ноября мы подготовили и провели с ребятами чудесный праздник для наших мам! Устроили им соревнование «СУПЕР-МАМА!»Наши...