«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД»

Этическая беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – педагога и воспитанника. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа помогает детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог, организуя этическую беседу.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:

- постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей;

- подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

- поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Область морального сознания является традиционной сферой интересов отечественных и зарубежных авторов (С. Г. Якобсон, Е. В. Субботский, Ж. Пиаже, Л. Кольберг и др.). В дошкольной педагогике одной из форм целенаправленной работы педагога по развитию морального сознания детей выступает этическая беседа.

Конечная цель, к которой стремится воспитатель в ходе этической беседы - формирование гуманной личности, таких фундаментальных качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается и др.

Этическая беседа является одной из форм ознакомления детей с моральными нормами. Дети узнают, что отношения людей друг к другу проявляются в различных действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как хорошие и плохие, правильные и неправильные. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании ребенка постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей.

В процессе беседы обсуждаемым фактам, событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Дошкольники охотно подражают тому, что одобряется. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка. При подготовке беседы педагог должен донести до сознания детей суть нравственной проблемы, облекая ее в понятные и запоминающиеся образы. В процессе беседы он не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

Связь бесед с реальной жизнью и деятельностью детей поддерживается практическими заданиями, которые предлагаются дошкольникам в свободное время, если нет времени на занятии. Задания подбираются по прочитанным произведениям. Например, воспитатель может попросить детей придумать новый конец рассказа, сказки (чтобы узнать, как герои жили дальше; изменить плохой конец на хороший и т. д.); нарисовать понравившегося героя. Если дошкольники затрудняются нарисовать рисунок, следует предложить им описать задуманное словами. Потом можно организовать выставку детских рисунков, что даст возможность еще раз вспомнить то или иное правило.

Этическая беседа, как метод воспитания культуры общения отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

По мнению педагога дошкольной организации Чигиной Елены Анатольевны (МБДОУ №20 г. Южноуральска Челябинской области) на сегодняшний день осуществлять воспитание культуры поведения в процессе этической беседы актуально и продуктивно. Для данного педагога этот подход к проблеме воспитанию культуры поведения в процессе этической беседы потребовал самостоятельного изучения и осмысления, современных психолого-педагогических исследований, глубокого анализа научно-методической литературы. Это дало возможность эффективно реализовать содержательный аспект и реализующие технологии воспитания культуры поведения дошкольников.

По мнению педагога дошкольной организации Настенко Галины Яковлевны (МБДОУ №40 г. Белгорода) важным этапом деятельности Г.Я. Настенко явилась разработка перспективного плана по воспитания культуры поведения в процессе этической беседы у дошкольников. Туда она включила такие темы как: «труд взрослых», «предметный мир», «семья», «детский сад», «родной город и наша Родина». В процессе воспитательно-образовательной работы Г.Я. Настенко выделила наиболее эффективные формы обучения: развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры); имитационные упражнения; этюды; импровизации; беседы; чтение художественных произведений; свободное и тематическое рисование или лепка; рассказ педагога и рассказы детей; сочинение коротких рассказов или историй; наблюдения, прогулки.

Важное место занимает в процессе воспитания культуры поведения, по мнению Г.Я. Настенко, занимает игра. Ролевые игры помогают детям апробировать различные характеры героев – положительный и отрицательные, грустные и веселые, а также помогают детям воспроизводить эмоциональные тотальности, которые служат ребенку в качестве эталонов. Растущей и развивающейся личности предоставляется возможность соотносить свои переживания с эмоциональными переживаниями близких людей, а затем путем сравнения развивать способность детей изменять и корректировать свою эмоциональную сферу.

Анализ опыта воспитателей показывает, что воспитание культуры поведения в процессе этической беседы осуществляется наиболее продуктивно в соответствии со следующими направлениями: воспитание культуры общения, культуры деятельности и культурно-гигиенических навыков и привычек.

Одним из самых эффективных средств воспитания культуры поведения у старших дошкольников, по мнению всех вышеуказанных авторов, будет являться этическая беседа.

Таким образом, при использовании этических бесед в процессе воспитания культуры поведения необходимо учитывать особенности такие, как опора на собственный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания, выбор правильного поступка. А также дети должны высказывать свои суждения и выслушивать мнения других, отстаивать свою точку зрения. Для лучшего усвоения знаний о поведенческой культуре беседа не должна носить назидательный характер.

Список литературы

  • Божович, Л.И. О духовно-нравственном развитии и воспитании детей / Л. И Божович // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 2015. С. 56.
  • Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. 526 c.
  • Возрастная и педагогическая психология // Ред. М.В. Гамезо. М., 2014. С. 138-151.
  • Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 352 c.

 

0
Буклет "Создание условий для развития активного сл...
календарно-тематическое планирование на апрель
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
09.07.2020

Комментарии

Мастер-класс «Мнемотехника»
16 июня 2020
Очень интересный мастер - класс. Спасибо.
Педагогика
11 июня 2020
А как можно получить ответы?

В блогах

«Научиться не кричать на своего ребенка?!?»

«Научиться не кричать на своего ребенка?!?»Можно ли кричать на ребенка? Конечно же нет!!!Несмотря на то, что это правда и то...

"Дорогою добра"

Сценарий развлечения «Дорогою добра» Старшая, подготовительная группа Музыкальный руководитель МБДОУ №30 Игнатенко Лидия Викторовна В сценарии развлечения «Дорогою добра», дети становятся главными действующими лицами...

Дидактическая игра - «Радуга»

  Воспитатель: Данилова Надежда Александровна Дидактическая игра -  «Радуга» Цель: Закрепить порядок дней недели  цветов в радуге, развивает внимание и память. Оборудование: Колпачки всех...

Новое на сайте

Классификационная работа познавательно-исследовательской деятельности

Классификационная работа познавательно-исследовательской деятельности

Рабочая программа 3-4 года

Рабочая программа 3-4 года

Досуг, посвященный 23 февраля «Богатыри земли русской» для детей старшего возраста

Досуг, посвященный 23 февраля «Богатыри земли русской» для детей старшего возраста Цель: воспитывать в детях гордость за своих за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа. Задачи: учить отвечать на поставленные вопросы связано...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх»

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх» Цель: снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения средствами арт-терапии.Задачи: коррекция взаимоотношений детей; преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; снижение чувства тревоги; повышение самооценки; развитие воображения. Ход занятия: 1. Ритуал приветствия. Цель: настрой на работу. Дети встают...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог