Блог Ирины Владимировны Петровой

Воркшоп "«Формирование первоначальной профориентации детей дошкольного возраста через народные традиции»

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию воркшоп по теме «Формирование первоначальной профориентации детей дошкольного возраста через народные традиции».

Слайд 2. Все мы очень разные, неповторимые, но есть, то единственное, что нас объединяет? Как вы думаете, что? (Мы живем в России — мы россияне). Нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина. У каждого из нас при слове Россия возникают вполне конкретные образы. Закройте глаза, произнесите слово «Россия». Скажите какие образы вы увидели, когда услышали слово Россия.

Слайд 3 Если у иностранцев спросить, чем славится Россия, как Вы думаете, какой ответ мы можем услышать? (Матрешками, самоварами, балалайками, хохломой, пуховыми платками, тульскими пряниками, а также неповторимым Кремлем).

Слайд 4. И все это и многое – многое другое создавал замечательный русский народ, который никогда не сидел без дела – то баклуши бил, то лясы точил, профессий было много, каждый кормил семью в зависимости от происхождения и способностей. Это сейчас существует множество технических средств, облегчающих труд, а раньше всё делалось умелыми мозолистыми руками и во всякое дело вкладывалась частичка души.

Слайд 5. Древнерусские ремёсла делились на женские (шитьё, вышивание, ткачество, плетение, роспись и др.) и мужские (ювелирное дело, скорняжное, кузнечное, гончарное и др.). Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками. Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами. Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси?

Слайд 6. Предлагаю Вам немного познакомиться с профессиями, которые не дошли до нас. Перед Вами на экране список профессий, которыми славилась наша страна в далеком прошлом и они не дошли до нас.

Слайд 7.(Плевальщики, дегтекуры, косари, скоморохи, плакальщицы, горшечницы, пастильщицы )

Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно.

Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды.

Людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут.

Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад.

В те далекие времена гончарное ремесло целиком было в умелых женских руках. Особой красотой и изысканностью эти миски не отличались, но зато были сделаны своими руками, у каждой хозяйки своя мисочка.

Чтобы помочь производителям этого воздушного лакомства, девушки подбирались очень крепкие и выносливые. Двум работницам приходилось двое суток непрерывно взбивать однородную массу из кислой антоновки. После чего крестьянки раскладывали пасту ровным слоем, чтобы та подсохла и ждали несколько суток пока яблочное пюре застынет, тогда нарезали это лакомство полосками.

 - С какими профессиями Вы знакомы? О какой из них Вы можете рассказать?

 - А есть профессии, которые получили новое рождение, предлагаю коллегам немного поиграть.

 Слайд 8 Перед Вами карточки с изображением и названиями разных профессий, как далекого прошлого, так и настоящего. Вам необходимо собрать пары, профессия в прошлом и настоящем.

  • «золотых дел – мастер» - «ювелир»
  • «офени» - «торговцы»
  • «половой» - «официант»
  • «пестун» - «воспитатель»
  • «виночерпий» -«бармен»
  • «обережный» - «телохранитель»
  • «писака» - «журналист»
  • «паяц» - «клоун»
  • «представщик» - «актер»
  • « путейцы» - «железнодорожники»
  • «лекарь» - «врач»
  • «ямщик» - « таксист»н
  • « цирюльник» - «стилист»
  • «прачка» - « машинист по стирке белья»

В Древнем Риме насчитывалось до 7 тысяч профессионалов, востребованных и по сей день. Правда, тогда их обязанностью было в случае чего рушить дома. Ныне они делают именно это. Что?

(Заливают горящие здания водой и пеной. Это пожарные. А в те далёкие времена пожарные просто обрушивали дом, чтобы не дать огню распространиться дальше.)

 В Москве много переулков, названных по названиям профессий людей, живших в них. В Кожевническом переулке жили кожевники, в Колпачном – колпачники, в Плотниковом – плотники. Как ни странно, в Хамовническом переулке жили не хамы, а ткачи. А кто жил в Воротниковском переулке?

(Стражники, или «воротники».)

Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, а сегодня им называют работника, который поддерживает чистоту и порядок во дворе и на улице. Что это за слово?

(Дворник.)

Слайд 9 Но время не стоит на месте, В наш век развития компьютерных технологий появилось многочисленное количество новых современных профессий, о которых в Древней Руси даже представить не могли. Сегодня такие профессии как агент, аниматор, аудитор, брокер, вальвеолог, дилер, имиджмейкер, ипполог и многие, многие другие профессии стали уже обыденными и понятные всем.

Слайд 10 В более далеком будущем появится множество профессий, связанных с развитием информационных и космических технологий, компьютеров, энергетики: (на экране) информационный маклер, информолог, специалист по компьютерной безопасности, планетарный инженер, космоботаник, шахтер на Луне, специалист по искусственному интеллекту, специалист по киборгам. В данный период в мире насчитывается около 40 тысяч профессий и специальностей.

- А как вы считаете, действительно нужно ли знакомить наших воспитанников с миром профессий?

- А каким профессиям вы бы отдали предпочтение?

Слайд 11. И поэтому уже сегодня так важно знакомить наших воспитанником с многообразием мира профессий. Наше дошкольное учреждение не оставило донный вопрос без внимания и разработало инновационный проект «Формирование первоначальной профориентации детей дошкольного возраста посредством создания детского медиа-холдинга Территория успеха». В этом году мы вошли в реестр инновационных учреждений именно с этим проектом.

Слайд 12. Решение разработать и реализовать проект данный проект возникло из опыта реализации предыдущего инновационного проекта и нацелено на развитие социокультурных навыков и основ ранней профориентации, как неотъемлемой части позитивной социализации детей дошкольного возраста. Общаясь с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, мы убедились, что дети обладают недостаточным уровнем представлений о современных профессиях. А почему? Потому что Программа нацелена на традиционные профессии, а современные профессии остаются без внимания и, в большинстве случаев, ни родители, ни воспитатели не знают их специфики прошлого.

Слайд 13. Профессиональное самоопределение так же взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Поиск новых форм и методических приемов в условиях дошкольного учреждения, направленных на повышение эффективности всестороннего развития детей, привел нас к детскому медиа-холдингу.

Слайд 14. Медиа-холдинг позволяет детям окунуться в неизведанный мир информационно - коммуникативных технологий, познакомиться с множеством разнообразных, но малоизвестных им профессий. Эффективность данного проекта усиливается за счет того, что в распоряжении педагогов и детей нашего дошкольного учреждения есть современное оборудование. Применение технических средств, при взаимодействии с детьми укрепляет их чувство ответственности, вдохновляет и стимулирует работать на результат.

Цель (основная идея) проекта: создать условия для успешной социализации дошкольников путем ранней профориентации.

А задачи представлены на экране. (- наметить пути обновления образовательного пространства ДОУ способствующего ранней профориентации детей дошкольного возраста; - изучить теоретические основы ранней профориентации дошкольников; - разработать методическое сопровождение образовательного процесса, способствующее развитию навыков социализации, и ранней профориентации; - повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста; - организовать сетевое взаимодействие с учреждениями города по ранней профориентации дошкольников; - создать детский медиа –холдинг «Территория успеха»; - обобщить и распространить инновационный опыт реализации технологий ранней профориентации дошкольников в Каменском образовательном округе.)

Слайд 16 С января 2022 года мы начали реализовывать наш проект. На данном этапе у нас проходит организационный этап. Я не буду подробно останавливаться на нашем проекте, потому что мы только в начале пути.

В ходе проекта мы планируем:

  • разработать дополнительную программу для детей дошкольного возраста социально – педагогической направленности «Территория успеха»,
  • создать на сайте ДОУ виртуальный кабинет,
  • видеоблог виртуальных экскурсий «В мире современных профессий».
  • организовать и проводить муниципального игрового чемпионата «BabySkills», у наши коллег их муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15 «Ладушки» есть опыт участия воспитанников в таком чемпионате на краевом уровне, мы поздравляем их с успешным участием, организация муниципального игрового чемпионата «BabySkills» позволить большому количеству воспитанников принимать участие в чемпионате, даст возможность дошколятам показать уровень освоения рабочей профессии с учетом их возрастных особенностей.
  • И конечно же мы планируем и дальше проводить муниципальный конкурс методических разработок для педагогов ДОУ, в котором на протяжении трех лет активно принимают участие педагоги Каменского района.

Слайд 17. И, конечно же осенью этого года на базе нашего дошкольного учреждения будут организованы стажерские практики, в конце сентября по теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как условие их личностного самоопределения в будущем» (29 сентября), также наше дошкольное учреждение вошло в банк лучших практик Алтайского края и проведет стажерскую практику «ДОУ как центр социокультурного развития семьи в условиях малого города» (22 сентября).

Надеюсь, уважаемые коллеги Вы заинтересовались нашим проектом, _____

Все мы с Вами ходим на работу, а вот наши предки Славяне не работали, так как слово работа происходит от слова «раб», а они трудились. Ведь слово «труд» у Славян с самых древних времен было неразрывно связано с творчеством, созиданием. Предки не работали они трудились – причем, делали это по зову Души, а не по принуждению. Они считали, что только став творцом и созидателем, человек может выполнить свое земное предназначение.

И я хочу пожелать Вам в конце своего выступления, чтобы приходя на работу Вы и ваши коллеги трудили, созидали с удовольствием.

 Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию воркшоп по теме «Формирование первоначальной профориентации детей дошкольного возраста через народные традиции».

Слайд 2. Все мы очень разные, неповторимые, но есть, то единственное, что нас объединяет? Как вы думаете, что? (Мы живем в России — мы россияне). Нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина. У каждого из нас при слове Россия возникают вполне конкретные образы. Закройте глаза, произнесите слово «Россия». Скажите какие образы вы увидели, когда услышали слово Россия.

Слайд 3 Если у иностранцев спросить, чем славится Россия, как Вы думаете, какой ответ мы можем услышать? (Матрешками, самоварами, балалайками, хохломой, пуховыми платками, тульскими пряниками, а также неповторимым Кремлем).

Слайд 4. И все это и многое – многое другое создавал замечательный русский народ, который никогда не сидел без дела – то баклуши бил, то лясы точил, профессий было много, каждый кормил семью в зависимости от происхождения и способностей. Это сейчас существует множество технических средств, облегчающих труд, а раньше всё делалось умелыми мозолистыми руками и во всякое дело вкладывалась частичка души.

Слайд 5. Древнерусские ремёсла делились на женские (шитьё, вышивание, ткачество, плетение, роспись и др.) и мужские (ювелирное дело, скорняжное, кузнечное, гончарное и др.). Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками. Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами. Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси?

Слайд 6. Предлагаю Вам немного познакомиться с профессиями, которые не дошли до нас. Перед Вами на экране список профессий, которыми славилась наша страна в далеком прошлом и они не дошли до нас.

Слайд 7.(Плевальщики, дегтекуры, косари, скоморохи, плакальщицы, горшечницы, пастильщицы )

Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно.

Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды.

Людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут.

Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад.

В те далекие времена гончарное ремесло целиком было в умелых женских руках. Особой красотой и изысканностью эти миски не отличались, но зато были сделаны своими руками, у каждой хозяйки своя мисочка.

Чтобы помочь производителям этого воздушного лакомства, девушки подбирались очень крепкие и выносливые. Двум работницам приходилось двое суток непрерывно взбивать однородную массу из кислой антоновки. После чего крестьянки раскладывали пасту ровным слоем, чтобы та подсохла и ждали несколько суток пока яблочное пюре застынет, тогда нарезали это лакомство полосками.

 - С какими профессиями Вы знакомы? О какой из них Вы можете рассказать?

 - А есть профессии, которые получили новое рождение, предлагаю коллегам немного поиграть.

 Слайд 8 Перед Вами карточки с изображением и названиями разных профессий, как далекого прошлого, так и настоящего. Вам необходимо собрать пары, профессия в прошлом и настоящем.

  • «золотых дел – мастер» - «ювелир»
  • «офени» - «торговцы»
  • «половой» - «официант»
  • «пестун» - «воспитатель»
  • «виночерпий» -«бармен»
  • «обережный» - «телохранитель»
  • «писака» - «журналист»
  • «паяц» - «клоун»
  • «представщик» - «актер»
  • « путейцы» - «железнодорожники»
  • «лекарь» - «врач»
  • «ямщик» - « таксист»н
  • « цирюльник» - «стилист»
  • «прачка» - « машинист по стирке белья»

В Древнем Риме насчитывалось до 7 тысяч профессионалов, востребованных и по сей день. Правда, тогда их обязанностью было в случае чего рушить дома. Ныне они делают именно это. Что?

(Заливают горящие здания водой и пеной. Это пожарные. А в те далёкие времена пожарные просто обрушивали дом, чтобы не дать огню распространиться дальше.)

 В Москве много переулков, названных по названиям профессий людей, живших в них. В Кожевническом переулке жили кожевники, в Колпачном – колпачники, в Плотниковом – плотники. Как ни странно, в Хамовническом переулке жили не хамы, а ткачи. А кто жил в Воротниковском переулке?

(Стражники, или «воротники».)

Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, а сегодня им называют работника, который поддерживает чистоту и порядок во дворе и на улице. Что это за слово?

(Дворник.)

Слайд 9 Но время не стоит на месте, В наш век развития компьютерных технологий появилось многочисленное количество новых современных профессий, о которых в Древней Руси даже представить не могли. Сегодня такие профессии как агент, аниматор, аудитор, брокер, вальвеолог, дилер, имиджмейкер, ипполог и многие, многие другие профессии стали уже обыденными и понятные всем.

Слайд 10 В более далеком будущем появится множество профессий, связанных с развитием информационных и космических технологий, компьютеров, энергетики: (на экране) информационный маклер, информолог, специалист по компьютерной безопасности, планетарный инженер, космоботаник, шахтер на Луне, специалист по искусственному интеллекту, специалист по киборгам. В данный период в мире насчитывается около 40 тысяч профессий и специальностей.

- А как вы считаете, действительно нужно ли знакомить наших воспитанников с миром профессий?

- А каким профессиям вы бы отдали предпочтение?

Слайд 11. И поэтому уже сегодня так важно знакомить наших воспитанником с многообразием мира профессий.

Все мы с Вами ходим на работу, а вот наши предки Славяне не работали, так как слово работа происходит от слова «раб», а они трудились. Ведь слово «труд» у Славян с самых древних времен было неразрывно связано с творчеством, созиданием. Предки не работали они трудились – причем, делали это по зову Души, а не по принуждению. Они считали, что только став творцом и созидателем, человек может выполнить свое земное предназначение.

И я хочу пожелать Вам в конце своего выступления, чтобы приходя на работу Вы и ваши коллеги трудили, созидали с удовольствием.

0
Консультация "Роль изобразительной деятельности в ...
Познавательно-исследовательская деятельность «За...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
07.08.2022

В блогах

Сценарий утренника "23 февраля"

Цели и задачи: Формирование у дошкольников чувства патриотизма, обобщение знаний о Российской армии,   развитие ловкости, быстроты, координации движений, пропаганда здорового...

Памятка для родителей "Как организовать отдых летом"

Памятка для родителей Как организовать летний отдых. Уважаемые родители!Вот и лето не за горами, а с ним и долгожданный отпуск. Ваш малыш...

Всемирный день без табака. История праздника.

31 мая во всех странах мира, в том числе в России, проводят День без табака. Важно рассказать о вреде курения...

Новое на сайте

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем удивить гостей и порадовать родных тихими семейными вечерами. Сказочные герои помогут накормить, усыпить, развеселить, обучить...

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство»

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство» В наши дни экран очень часто подменяет живое общение ребенка с родными: бабушкины сказки, и мамины колыбельные, и игры со взрослыми, и...

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет Аннотация: Игра «Шахматные домики» предназначена для детей от 4 до 6 лет и может быть использована в совместной и самостоятельной деятельности детей. В процессе игры у детей развиваются мелкая...

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания Актуальность. В настоящее время Россия переживает один из непростых историческихпериодов. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей с малых лет искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института...