Влияние взрослых на формирование личности ребенка

Влияние взрослых на формирование личности ребенка

Все дети, независимо от их индивидуально-психологических осо­бенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрос­лого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошколь­ников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Од­нако в воспитании детей с различными индивидуальными особенно­стями важно опираться на положительные особенности высшей не­рвной деятельности, изменяя при этом их нежелательные проявления.

Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обра­щают на воспитание устойчивых интересов, нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпение, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не инте­ресно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознатель­но соблюдать правила и выполнять требования взрослых, предупре­дит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.

Воздействие взрослого формирует умение ребенка сознательно оценивать свои поступки с точки зрения их нравственности. Если отец готовит ужин, то он может спросить сына: «Ты хочешь мне помочь?» Когда ребенок согласится делать это, можно объяснить, для чего нуж­на его помощь: «Мама немного болеет. Она очень грустная сегодня. Давай сделаем ей приятное — приготовим что-нибудь». Сын с боль­шим желанием включается в работу. Ему поручено занятие довольно однообразное — чистить вареный картофель. Он быстро охладевает к поручению и начинает отвлекаться или говорить, что хочет пойти играть. Постарайтесь удержать его, обратившись к опыту ребенка: «Вспомни, когда ты болеешь, я и мама стараемся обрадовать тебя. Мама готовит тебе твои любимые блюда. Тебе бывает приятно?» Сын вспоми­нает: «Мама готовила для меня очень вкусные блинчики с мясом, когда я болел. Я их очень люблю». Обратитесь к нему как к взрослому, попробуйте вместе с ним вспомнить, что мама любит и что можно быстро приготовить. Может быть, это окажется салат, а картофель для него чистит ребенок. «Заканчивай скорее, мама ждет», — поторапли­вает отец сына. Но ребенка больше привлекает игра, и он не хочет доводить начатое до конца. В этом случае не бойтесь показать ему свое неудовлетворение или обиду. Это не должно выражаться в виде нотаций, долгого выговора, Достаточно сказать: «Если хочешь, то мо­жешь идти играть, но ты меня обидел. Ты поступаешь не по-мужски»,

Если сын все сделал вместе с отцом, то наградой ему будет удов­летворение от работы, дела, доведенного до конца. Да и улыбка мамы, ее благодарность тоже ему запомнится. Если же работа закончилась без участия сына, то во время ужина достаточно косвенной оценки (мама благодарит папу за ужин). Такое отсутствие оценки особенно подействует на ребенка. В следующий раз в подобной ситуации Ваш сын постарается вести себя по-другому.

Подобные воздействия взрослых воспитывают в дошкольнике способность к волевой регуляции, устойчивое нравственное поведе­ние в повседневной жизни.

В воспитании детей другого типа — возбудимых, неуравновешен­ных — родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают са­мообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.

Взрослые должны быть и требовательными, и терпеливыми. Тре­буя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необ­ходимость соблюдения правил. Взрослые не уговаривают, а объясня­ют, стараясь быть требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будег делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучше разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к малышу — ему может понадобиться Ваша помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости, сходить к соседям с какой-нибудь просьбой. Подобные задания требуют от ребенка внешней и внутрен­ней собранности, сдержанности, вежливости, то есть проявления тех качеств, которых ему недоставало. Взрослые высоко оценивают имен­но эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, и таким образом содействуют тому, чтобы они стали устойчивыми чертами характера.

Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто пред­лагаются в литера гуре, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть в игру «Называем все вокруг» с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.

В воспитании медлительных детей особое внимание обращается на формирование активности, инициативности, любознательности, развитие умения быстро переключаться с одного дела на другое. С ними особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение таких детей постоянно будят, включая их во все собы­тия семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть все­гда занятым, всегда активным. Если ребенок делает все очень медлен­но, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-нибудь наперегонки, стараться дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно считать время (например, при одевании) или напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать это. У таких детей развивают точность, ловкость, быстроту движений: чаще играют с ними в подвижные игры, требу­ющие этих качеств.

Важно развивать воображение детей, сообразительность. Расска­зывая сказку, можно на каком-то месте ее прервать, а ребенку предло­жить продолжить. На прогулке малыш рассказывает о лесе. Вернув­шись с нее, он может вспомнить, какую птицу видел и т. д.

Научите ребенка выражать свои чувства: жалость, радость за дру­гого. Для этого обращается внимание на эмоциональные проявления взрослых в семье, персонажей книг и телевизионных фильмов. Ребе­нок должен уметь вовремя предложить свою помощь. Напомните ему, как это делает папа. Подобные навыки общения облегчат вхождение малыша в новый коллектив сверстников, сформируют в нем общитель­ность и доброту.

В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают ребенку только посильные задания и помогают ему. Обращения к нему отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если дается какое-то поручение, то следует помнить, что оно будет выпол­няться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребе­нок будет обращать внимание на мелочи.

В ранимых детях воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. Нельзя обращать внимание на проявление застенчивости или неправильные действия ребенка при посторонних. Нельзя запугивать чувствительных детей — им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха, Если ребенок боится темноты, надо вме­сте с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, «Разведчики»). Воспитывая смелость, нужно научить малыша преодолевать страх. Если он испугался ползу­щей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в Ва­ших руках, возьмет в свои. Одобрите его действия: «Ты молодец, не испугался, ты смелый». Вы увидите радость маленького человека, пре­одолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что Вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так, не станете его ругать и говорить: «Вот всегда у тебя так». Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благо­даря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности малыша, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.

0
Родительское собрание в старшей группе
Новости Сентября
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
18.01.2021

Комментарии

Педагогика
30 декабря 2020
Дайте пожалуйста правильные ответы на ваш тесты

В блогах

Конспект познавательного занятия для старшей группы «в гостях у кисточки»

Конспект познавательного занятия для старшей группы «в гостях у кисточки» Цель: поддерживать интерес к изобразительному искусству. Рассказывать о цветах и их производных...

Проект "Новогоднее чудо"

МКДОУ Капустихинский детский сад «Родничок»Воскресенского района Нижегородской области Автор: Кандина Ольга Вениаминовна, воспитатель ДОУ Информационная карта проекта «Новогоднее чудо» Тип проекта:Краткосрочный – с...

Сюжетный тренажер «Кошкин дом»

  Цель: - развитие мелкой моторики руки; - развитие представления о величине (большое- солнце, маленький – цветок); - развитие умения различать предметы по форме...

Новое на сайте

Дидактическая игра «Один — много» в группе младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Один — много» в группе младшего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическая игра «Один — много» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, мышления. С помощью данной игры ребенок учится считать, тренирует внимание...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Мы за чаем не скучаем»

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Мы за чаем не скучаем» Цель: приобщить детей к истокам русского народного творчества и культуры поведения, к традициям русского народа. Задачи: воспитывать у детей желание быть гостеприимными, доброжелательными; познакомить детей со старинным предметом быта русского народа - с...

Дидактическая игра «Составь предложения»

Дидактическая игра «Составь предложения» Дидактическая игра учит детей группировать предметы и действия. В процессе игры ребенок научится определять последовательность действий, сравнивать и рассуждать, выявлять закономерности и делать умозаключения. Игра расширяет представления детей о многообразии окружающего мира...

Использование ИКТ в логопедической работе с детьми 1 – 2 уровня речевого развития

Использование ИКТ в логопедической работе с детьми 1 – 2 уровня речевого развития Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам опыт использования интерактивных технологий при работе с детьми 1, 2 речевого уровня. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование информационных...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог