Влияние устного народного творчества на развитие речи будущих первоклассников

Влияние устного народного творчества на развитие речи будущих первоклассников

«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» К.Д.Ушинский

Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах школы, у детей возникают трудности, особенно в овладении русского языка. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас. Именно такие проблемы свойственны детям логопедических групп. И приняв, в сентябре детей в подготовительную группу убедилась, в этом. Передо мной встал вопрос: как в течение одного года постараться восполнить эти пробелы.

После нескольких бесед с детьми и их родителями пришла к выводу, что нам поможет устное народное творчество, так как оно – важнейший источник и средство развития всех сторон речи детей, уникальное средство воспитания.

Народное творчество помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. И так как на группе работает логопед, предложила ей участие в работе по данной теме. Наметили цель и задачи нашей работы, а так же пути реализации наших задач. (Приложение)

Цель:

Научить детей использовать в речи выразительные средства языка, средства образности.

Задачи:

Образовательная – поиск путей формирования образной речи дошкольников на основе использования различных жанров русского народного творчества.

Развивающая – развивать наблюдательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры; формировать душевные качества.

Воспитательная – воспитывать любовь к родному языку; доброе отношение к братьям нашим меньшим; чувство прекрасного; расширить представление о добре, правде, красоте.

Свою работу начали с диагностики детей. Проанализировав ее, получили следующие результаты: 51% детей – получили высокий уровень, 37% - средний уровень, 12% - низкий уровень. (Приложение) Провели анкетирование родителей и после него сделали вывод – проблема выбрана, верно.

С самых ранних лет жизнь ребёнка связана со сказкой. Она является средством приобщения ребёнка к миру человеческих судеб, к истории; это «золотой ключик» к изменению окружающего, его творчеству.

Живой и выразительный язык сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях вы не найдёте такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

Ребёнок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.

Например, на занятиях по развитию речи сказки применяем для составления достаточно длинного распространенного предложения. Это делалось с помощью игры «От каждого по словечку».

Я говорю: колобок

1ребенок: колобок катится

2ребенок: колобок катится по дорожке

3ребенок: колобок катится по лесной дорожке

Также с детьми придумывали красивые прилагательные для характеристики героев сказок.

Например, работая со сказкой «Заюшкина избушка» детям было предложено. рассказать – каким был зайчишка. Дети называли зайчишку – маленьким, пушистым, хорошеньким, сереньким, добрым, веселым, грустным, трусливым. Без сказки, они вряд ли бы смогли подобрать столько определений.

Проводя игру «Действия героя», пополняли словарный запас глаголами: заяц скачет, прыгает; волк – бежит, мчится, рыщет и т.д..

Сказки помогают развитию творческих способностей детей, связной речи. Предлагали придумать концовку сказки с хорошим концом: «Чтобы лиса не съела Колобка», или «Закончи сказку по-другому».

В начале года такие задания дети выполняли с трудом, окончания сказок получались краткие, часто повторяли друг за другом. Предлагали нарисовать или слепить счастливого Колобка, и ответить «почему он у тебя такой счастливый?».

Дети постепенно стали придумывать более интересные, разнообразные окончания сказок, со счастливым концом.

Очень часто, не только на занятиях, но и в свободной деятельности используем упражнения:

- «Кто больше назовет зачинов?»

- «Кто больше назовет концовок сказок?»

- «Изобрази сказочного героя»

- «Скажи голосом сказочного героя»

Предлагаем составить словесную картинку к эпизоду, который больше всего понравился, рассмешил. Добиваемся, чтобы в рассказах детей отмечались детали:

- А какого цвета были глаза у Машеньки?

- Как одета твоя Аленушка?

Сказки помогают упражнять в правильном звукопроизношении: детям давали задания:

- Придумайте имена сказочным героям.

- В имени зайки должен быть звук [Ш]

- В имени лисы – звук [З]

- У зайки были игрушки в названии, которых есть звук [С]

- У мишки – со звуком [М]

Также на сказочном материале упражняли детей в определении места звука в слове. Взяв из сказки предложение, просим назвать все слова со звуком [Ч]:

- Сидит зайка на пенечке и плачет.

По истечении небольшого времени виден результат: дети могут сказать, почему это произведение называется сказкой? Чем сказка отличается от рассказа? В свободной деятельности дети часто используют сказочный материал: настольные пальчиковые игры, маски, самостоятельно обыгрывают сказки, показывают детям соседней группы. Одна из любимых настольных игр «Лисичка – сестричка» (18 игр про хитрую лисичку). В речи детей нередко можно услышать сравнения со сказочными героями: «ты такая хитрая, как лиса», боишься – «как зайчишка – трусишка», произносят такие фразы, изменяя интонацию.

В работе по обогащению и развитию речи также используем пословицы и поговорки, они занимают значительное место в сокровищнице устного народного творчества. Еще М.Горький писал: «В пословицах и поговорках особенно четко проступает прелесть простонародной речи, краткость, которая создается двумя, тремя словами»

С их помощью дети учатся четкому, звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

При первом знакомстве поняли, что детям уже знакомы многие пословицы и поговорки; дали понятие, что такое пословицы и поговорки; бывают на разные темы: хлеб, дружба. На закрепление и лучшее усвоение с детьми проводим игры: «Я начну, а ты закончи», «Соедини начало и конец», «Нарисуй картинку к пословице, поговорке».

Во время сборов на прогулку можно услышать от детей: «Ты чего так медленно одеваешься, мы тебя не будем ждать», «Семеро, одного не ждут». В разговорной речи дети используют часто такие пословицы и поговорки: «Сделал дело, гуляй смело», «Больше рук, легче труд», «Когда я ем, я глух и нем», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Ученье свет, не ученье тьма».

И первым итогом проделанной работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством, было открытое городское мероприятие Единый Методический День для воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов КВН «Путешествие в страну красивой речи».

При подготовке к нему также провели работу по использованию народных песенок, потешек, которые представляют прекрасный речевой материал. Они помогают формированию грамматического строя речи. Используя потешки – обучали детей образовывать однокоренные слова: зайка – заинька; серый – серенький (заинька – зайка, длинные ушки).

При планировании занятий учитывали уровень усвоения детьми жанров русского народного творчества: дети называли сказки по опорным картинкам, называли кто больше – окончаний сказок; произносили в быстром темпе скороговорки; соединяли начало и конец пословиц. И все эти задания чередовали элементами логоритмики, которые также носили фольклорный характер:

-Динамическое упражнение «Колобок»

-Пальчиковая гимнастика «Репка»

-Пение русских народных попевок, русской народной песни «Будет горка во дворе».

Такая смена деятельности поддерживала интерес на протяжении всего КВНа. А мы педагоги, от своих коллег воспитателей и учителей-логопедов получили положительные отклики и хорошую оценку нашей работе.

В последние годы возрос интерес к фразеологизмам, так как они являются одной из самых увлекательных сфер языка. Использование фразеологизмов в работе по расширению лексического запаса детей старшего дошкольного возраста способствует:

-формированию интереса к родному языку;

-развитию понимания значения слов;

-активизации детской лексики.

Работа по использованию фразеологической лексики осуществлялась нами поэтапно (использовали педагогический опыт И.Макеевой):

  1. Знакомили детей с фразеологическим оборотом – толкование (что это обозначает: «Рукой подать» - близко; «За семью замками» - большой секрет; «За нос водить» - обманывать).
  2. Использование наглядного материала: картинка, задание к ней: к кому или к чему может относиться данное высказывание.
  3. Активизация в речи: предлагаем вспомнить ситуацию из жизни или какого-то человека к которому подходит фразеологический оборот, - вхождение в жизненный опыт ребёнка:
  4. – К какому герою сказки подходит данное выражение «Кожа да кости» (худой) – дети без труда называют Кощея; «Душа в пятки ушла» (испугался) – у зайца; «У кого душа нараспашку» (прямодушный, прямолинейный) – у Колобка.

Также детям предлагали нарисовать картинку к фразеологизмам; подобрать картинку со сказочным героем; выделить фразеологизм, из прочитанного произведения, с помощью вопросов.

Народные оздоровительные досуги в жизни нашей группы играют не последнюю роль. В них входят общеукрепляющие упражнения, гимнастика для глаз, народные подвижные игры, упражнения на развитие дыхания. На них наши ребята показывают знания народных песен, прибауток, пословиц, сказок. Провели такие праздники:

«Рождество. Святки»

«Масленица. Вторник-заигрыш»

«Вербное воскресенье. Вербный базар»

Такие народные праздники помогают возрождать и преобразовывать богатейший опыт русских традиций и оздоравливать будущих первоклассников.

Нами за прошедший период были проведены такие занятия по ознакомлению с устным народным творчеством:

«В стране русских народных сказок»

«Теремок на новый лад»

«В гостях у русской сказки»

«Дружба и труд – все перетрут»

«Путешествие в страну красивой речи»

«Вечерние посиделки»

«Масленица загорела, всему миру надоела»

И, конечно же, вся работа по ознакомлению с малыми фольклорными формами проходила в тесном контакте с нашими родителями. С ними проводили анкетирование, викторины, конкурсы рисунков и поделок к сказкам, консультации:

«Малые фольклорные формы как одно из условий хорошей речи»

«Фольклор – ведущий компонент детской культуры»

«Условия формирования правильного звукопроизношения», после прочтения, которых обсуждался материал, проходил обмен мнениями. Родители принимали активное участие в подготовке материала и оборудования к праздникам, занятиям (вязали пальчиковый театр, рисовали маски, иллюстрации к пословицам, фразеологизмам и т.д.).

Более подробно с работой можно ознакомиться в приложении: папка «Работа с родителями по ознакомлению с народным творчеством».

Проведя эту работу, мы убедились, что устное народное творчество позволяет устранить проблемы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарь детей, развить интерес к слову, к речи, расширить знания, кругозор.

Что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Развитие речи ребенка тесно связано с его психическим развитием. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом: готов ли он к обучению в школе.

0
Памятка логопеда родителям
Конспект занятия по математике в подготовительной ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
07.08.2020

Комментарии

Педагогика
07 августа 2020
никак
Педагогика
07 августа 2020
здравствуйте как можно получить ответы

В блогах

Консультация для родителей «Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада»

Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро. От того, как проведёт...

"8 июля - День Семьи" в детском саду

Цель: воспитание ответственного и радушного отношения к семье, к своим близким родственникам Задачи: 1.Способствовать сплочению детей, родителей и педагогов; 2.Стимулировать творческую...

Конспект экскурсии на тему: « Улицы Кореновска зимой» С детьми подготовительной группы с ОНР

                                                 Подготовила: З.Н.Шипицына Программные задачи:   Закрепить знания детей о характерных особенностях природы зимой .              ...

Новое на сайте

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Расширение знаний об овощах, фруктах, ягодах и домашних животных»

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Расширение знаний об овощах, фруктах, ягодах и домашних животных» Группа: разновозрастная. Цель: продолжать закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягод, узнавать их по характерному признаку- цвету, форме; продолжать закреплять знания детей о...

Экологический лэпбук «Секреты знахаря»

Экологический лэпбук «Секреты знахаря» Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у грибов? Ножка, шляпка, грибница. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы...

Сценарий праздника 8 марта «Бал Золушек»

Сценарий праздника 8 марта «Бал Золушек» Звучит музыка, в зал входят мальчики и Фея. Король присаживается на трон. Звучат «Фанфары». Король: Мое почтенье господа Я вас не зря позвал сюда Я объявляю на весь зал Здесь будет королевский бал Хочу, чтоб...

Музыкальные минутки, как способ выражения эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Музыкальные минутки, как способ выражения эмоций у детей старшего дошкольного возраста Дети – это «живые», активные, открытые и любознательные «маленькие люди», которые с азартом в глазах и любопытством, по отношению к поведению взрослого, смотрят на этот...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог