Сайт для воспитателей детских садов




Автор Иванова Ираида Эрнестовна пока ничего не указал(а) о себе ...

В гостях у Алдуни.

В гостях у Алдуни. 

Цель: уточнение и закрепление  представлений детей о Республике Мордовия; развитие ценностного отношения к мордовской культуре.

Задачи:                         

Образовательные: способствовать  формированию представлений о культуре мордовского народа, флаге, гербе Мордовии,  орнаментике женского национального костюма, о природе мордовского края.

Развивающие:  развивать  у детей интерес к культуре мордовского народа,  творческие, композиционные способности детей,  познавательную активность детей, мышление, внимание, речь, память.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю,  уважение к обычаям и традициям мордовского народа, к природе Республики Мордовия.

Методы и приемы: беседа, отгадывание загадок,  рассматривание карты Мордовии, плакатов с изображением символики Мордовии, дидактические игры  «Собери картинку», «Будь внимателен», Рассели по домам», «Если я пойду в лесок», мордовская народная подвижная игра «Варма-варминеть»,  аппликационная работа  «Украшение мордовским орнаментом женской рубахи-панар».

Материалы и оборудование: карта Мордовии, разрезные картинки с видами Саранска, с изображением герба города (11 шт.), картинки леса, неба, берлоги, силуэты животных и птиц,  кукла Алдуня  в национальном мордовском костюме, листы ватмана, мордовские узоры,  вырезанные из цветной бумаги, клей, салфетки, бубен.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас не совсем обычное занятие – к нам пришли гости, давайте поздороваемся  с ними. Они хотят посмотреть, какие вы у нас умные, сообразительные и трудолюбивые. Дети, встаньте в круг и возьмитесь за руки:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите,  нас сегодня на занятии  встречает кукла-мордовочка Алдуня. Она хочет поговорить с нами о нашей  милой Родине, о крае,  в котором мы с вами живем. Алдуня предлагает нам с вами совершить небольшое  путешествие по нашей республике.

  1. Основная часть.

             Воспитатель и дети проходят к карте Мордовии.

Воспитатель:

- Дети, как называется страна,  в которой мы с вами живем?

- Правильно,  Россия. И частичкой нашей огромной страны является наша республика.

- А как называется республика, в которой мы с вами живем?

- А как называется столица нашей республики?

-  Дети, это карта нашей республики Мордовия.  Давайте рассмотрим ей.

          Воспитатель и дети , рассматривают карту и  находят город Саранск.

Воспитатель:

-  Подумайте и скажите, что означают эти знаки на карте? (Это города Мордовии).

-  Наша республика большая, в ней много городов.

-  В каком городе мы с вами живем?

-  Покажите на карте г. Саранск.

- Почему наш город так называется? (Своё название город получил от названия речки Саранки, на берегу которой он был построен).

Воспитатель: 

- В нашей республике живут разные народы. Назовите их?

- Все они живут в мире и согласии.

- У каждой республики есть своя символика.

- Посмотрите – это флаг Республики Мордовия. Что можете сказать о флаге Мордовии?  Из каких цветов состоит флаг Мордовии?

- Каждый город имеет свой герб. Что изображено на гербе нашего города?

- На старинном гербе Саранска изображены красная лисица и три стрелы, символизировавшие охотничьи промыслы, которыми занималось местное население.

Мордовский женский национальный костюм.

Воспитатель:  Дети, посмотрите внимательно, во что одета наша  Алдуня?

-  Это национальный мокшанкий  костюм. Давайте его рассмотрим.

- Женский мокшанский  костюм состоит из рубахи  без воротника туникообразного покроя из белого домотканого холста.

- Как называется эта рубаха (панар).

- Чем украшен  панар? (вышивкой)

- Правильно, главным украшением рубахи является очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.

- Какие основные цвета мордовской вышивки.

- Верно, расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный, красный, желтый и зеленый.

- Мордовский костюм невозможно представить без украшений. Их много. Это бусы, браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц.

- Что говорили про мордовочку?

- При ходьбе эти украшения издавали  звон.

- На голову надевали головной убор или повязывали платочек.

- Что обували на ноги? ( В старину мордва обували лапти в обычные дни, а в праздники сапоги).

Игра «Собери картинку».

Воспитатель:           

-  Дети, пройдем за столы.  У вас на столах находятся разрезные картинки, которые нужно собрать.

- Что у вас получилось?

- Верно, это достопримечательности или интересные места города Саранска?

- Расскажите, пожалуйста, Алдуни о том, что у вас на картинке?

         Несколько детей рассказывают о достопримечательностях на картинке.

Мордовская народная подвижная игра «Варма-варминеть»

Воспитатель:           

- Мы немного отдохнули, и давайте теперь поговорим о природе мордовского края,  в котором живем мы с вами и Алдуня.

- Какие животные живут в мордовских  лесах?

- Правильно дикие. Дикие животные сами добывают себе еду, заботятся о своём пропитании.

 -А каких диких животных вы знаете(Лиса, медведь, волк, белка, заяц, лось, кабан).

- Молодцы.

Игра «Будь внимателен».

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду вам называть признаки то го или иного животного, а вы должны будете его отгадать.

- Это животное маленького размера. У него длинный, пушистый хвост, бегает по деревьям, грызёт орехи? (белка) 

Животное похоже на свинью, у него большие клыки, ест жёлуди? (кабан) 

- У этого животного очень красивая рыжая шубка. Это животное очень хитрое(лиса) 

-Это животное зимой спит в берлоге. Питается ягодами, зелеными растениями, насекомыми? (медведь)

- Молодцы.

Воспитатель:

- Ребята, кроме животных в наших лесах есть и другие обитатели. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

У них есть крылья, голова.

Две лапки клюв и перья

Они появляются с яйца

Слышны их песенки с деревьев. (птицы)

Воспитатель:

- Правильно, дети, это –  птицы.

- Дети, давайте узнаем, каких птиц вы сможете отгадать по описанию?

-Кто летает, кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет?

(сорока)

-Что за птица

Мороза не боится,

Хоть снега лежат везде

У нее птенцы в гнезде?

(клест)

- В лесу темно, все спят давно,

Одна птица не спит, на суку сидит

Мышей сторожит.

(сова)

-Кого называют санитаром леса

(дятел)

- Грудка ярче, чем заря,

У кого?

(у снегиря)

- Молодцы, дети, во хорошо знаете птиц обитающих в наших краях.

Воспитатель:

Игра «Рассели  по домам».

 -Дети,  у вас на подносах лежат силуэты разных птиц и животных, вы должны расселить их по местам обитания, наклеив их на нужные места. 

        Развешиваются картинки  с изображением неба, леса,  берлоги, на которые  они должны наклеить зайца, медведя, ежа, белку, дятла, клеста, кабана, лису, волка и др. 

Воспитатель:

- Дети, лес это наше богатство и существуют правила поведения в лесу. Мы их  вами знаем.

- Продолжаем  занятие и поиграем    в игру «Если я пойду в лесок».

- Я буду говорить вам свои  действия,  а вы отвечать. Если я буду поступать правильно, хлопнем в ладоши.  Если плохо, то все вместе покачаем головой

 -Если я приду в лесок, я  сорву ромашку (Ответ: нет.)

-Если съем я пирожок  и выброшу бумажку (Ответ: нет.)

-Если хлебушка кусок    на пеньке оставлю (Ответ: да.)

-Если ветку подвяжу,      колышек  подставлю (Ответ: да.)

-Если разведу костер,  а тушить не буду (Ответ: нет.)

-Если сильно насорю   и убирать забуду (Ответ: нет.)

-Если мусор уберу,   и собою унесу (Ответ: да.)

-Я люблю свою природу,    я ей помогаю (Ответ: да.)

Аппликация «Украшение мордовским орнаментом женской рубахи-панар».

Воспитатель: 

- Дети,  Алдуня обращается к вам с просьбой.  У ее подружек  куда-то пропала вся вышивка с  рубахи-панар. Помогите, пожалуйста, вернуть красоту их наряду.

- Поможем подружкам Алдуни? Посмотрите, у каждого  из вас на столе есть рубаха.  Давайте украсим их вышивкой.

- Какие элементы вы будете использовать в своей вышивке? (крестики, ромбики)

-А теперь приступаем к работе.

           Дети украшают рубахи аппликацией.

Воспитатель: 

- Ребята, посмотрите, какие красивые рубахи-панар у вас получились. Мы организуем выставку, чтобы все полюбовались вашими работами.

Итог.

Воспитатель:

- У кого в гостях мы с вами побывали?

- Ребята о чем мы с вами говорили на занятии?

- Что мы с вами делали?

- Понравилось вам занятие? 

0
"Экологическое воспитание детей дошкольного возрас...
Консультация для воспитателей: "Работа для рук и ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.05.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Консультация для родителей
20 мая 2019
На сайте Валентины Илиясовны, мне очень понравился. Возьму на заметку. Спасибо.
Методики дошкольного образования
06 мая 2019
Здравствуйте! Можно ответы на этот тест?
Огород на окне
22 апреля 2019
Отличная работа! Здорово! Молодцы!
Веселые подвижные игры для детей на улице
19 апреля 2019
Люба. Спасибо за подвижные игры!

В блогах

В зал под веселую музыку заходят дети, держатся за ленточку паровозиком, встают вокруг елки.  (ленту убрать) Детей  в зале встречает Снегурочка. Снег:  Новогодний паровоз , к  елоч...
Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития вос...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» Зерноградского района     Проект: «Оборудование комнаты по ПДД в ДОУ»   Составил воспитатель: Ларичев...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ на Любимова Михаила (Подготовила воспитатель: Кириллова ЕЛ. 22.04.2018.) Любимов Миша поступил в группу в сентябре 2014 года. Адап...

Новое на сайте

Планирование воспитательно-образовательной работы (04.03.2019 – 07.03.2019) Тема: «Мамин праздник. Женские…

Планирование воспитательно-образовательной работы (04.03.2019 – 07.03.2019)Тема: «Мамин праздник. Женские профессии». Итоговое мероприятие: музыкальный праздник «Масленица» Понедельник 04.03.2019 Понеденльник   2 сентября Утро: Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (физическое...

Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Осенняя сказка»

Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Осенняя сказка» Входят дети в зал, встают полукругом возле листочков. Ведущий: Как я рада, ребята, что мы снова собрались в этом зале вместе, чтобы радоваться и веселиться...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Расписная…

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Расписная ложечка моя» Образовательная область «Художественное творчество». Задачи: расширить знания детей о деревянной ложке; продолжать знакомить детей с изделиями декоративно – прикладного искусства; учить украшать силуэт ложки узорами; закрепить...

Конспект НОД «Удивительные камни и их свойства» по окружающему миру…

Конспект НОД «Удивительные камни и их свойства» по окружающему миру с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе Программные задачи:  - Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); - Экспериментировать (классифицировать камни по разным...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top