Сайт для воспитателей детских садов

Автор Иванова Ираида Эрнестовна пока ничего не указал(а) о себе ...

В гостях у Алдуни.

В гостях у Алдуни. 

Цель: уточнение и закрепление  представлений детей о Республике Мордовия; развитие ценностного отношения к мордовской культуре.

Задачи:                         

Образовательные: способствовать  формированию представлений о культуре мордовского народа, флаге, гербе Мордовии,  орнаментике женского национального костюма, о природе мордовского края.

Развивающие:  развивать  у детей интерес к культуре мордовского народа,  творческие, композиционные способности детей,  познавательную активность детей, мышление, внимание, речь, память.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю,  уважение к обычаям и традициям мордовского народа, к природе Республики Мордовия.

Методы и приемы: беседа, отгадывание загадок,  рассматривание карты Мордовии, плакатов с изображением символики Мордовии, дидактические игры  «Собери картинку», «Будь внимателен», Рассели по домам», «Если я пойду в лесок», мордовская народная подвижная игра «Варма-варминеть»,  аппликационная работа  «Украшение мордовским орнаментом женской рубахи-панар».

Материалы и оборудование: карта Мордовии, разрезные картинки с видами Саранска, с изображением герба города (11 шт.), картинки леса, неба, берлоги, силуэты животных и птиц,  кукла Алдуня  в национальном мордовском костюме, листы ватмана, мордовские узоры,  вырезанные из цветной бумаги, клей, салфетки, бубен.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас не совсем обычное занятие – к нам пришли гости, давайте поздороваемся  с ними. Они хотят посмотреть, какие вы у нас умные, сообразительные и трудолюбивые. Дети, встаньте в круг и возьмитесь за руки:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите,  нас сегодня на занятии  встречает кукла-мордовочка Алдуня. Она хочет поговорить с нами о нашей  милой Родине, о крае,  в котором мы с вами живем. Алдуня предлагает нам с вами совершить небольшое  путешествие по нашей республике.

  1. Основная часть.

             Воспитатель и дети проходят к карте Мордовии.

Воспитатель:

- Дети, как называется страна,  в которой мы с вами живем?

- Правильно,  Россия. И частичкой нашей огромной страны является наша республика.

- А как называется республика, в которой мы с вами живем?

- А как называется столица нашей республики?

-  Дети, это карта нашей республики Мордовия.  Давайте рассмотрим ей.

          Воспитатель и дети , рассматривают карту и  находят город Саранск.

Воспитатель:

-  Подумайте и скажите, что означают эти знаки на карте? (Это города Мордовии).

-  Наша республика большая, в ней много городов.

-  В каком городе мы с вами живем?

-  Покажите на карте г. Саранск.

- Почему наш город так называется? (Своё название город получил от названия речки Саранки, на берегу которой он был построен).

Воспитатель: 

- В нашей республике живут разные народы. Назовите их?

- Все они живут в мире и согласии.

- У каждой республики есть своя символика.

- Посмотрите – это флаг Республики Мордовия. Что можете сказать о флаге Мордовии?  Из каких цветов состоит флаг Мордовии?

- Каждый город имеет свой герб. Что изображено на гербе нашего города?

- На старинном гербе Саранска изображены красная лисица и три стрелы, символизировавшие охотничьи промыслы, которыми занималось местное население.

Мордовский женский национальный костюм.

Воспитатель:  Дети, посмотрите внимательно, во что одета наша  Алдуня?

-  Это национальный мокшанкий  костюм. Давайте его рассмотрим.

- Женский мокшанский  костюм состоит из рубахи  без воротника туникообразного покроя из белого домотканого холста.

- Как называется эта рубаха (панар).

- Чем украшен  панар? (вышивкой)

- Правильно, главным украшением рубахи является очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.

- Какие основные цвета мордовской вышивки.

- Верно, расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный, красный, желтый и зеленый.

- Мордовский костюм невозможно представить без украшений. Их много. Это бусы, браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц.

- Что говорили про мордовочку?

- При ходьбе эти украшения издавали  звон.

- На голову надевали головной убор или повязывали платочек.

- Что обували на ноги? ( В старину мордва обували лапти в обычные дни, а в праздники сапоги).

Игра «Собери картинку».

Воспитатель:           

-  Дети, пройдем за столы.  У вас на столах находятся разрезные картинки, которые нужно собрать.

- Что у вас получилось?

- Верно, это достопримечательности или интересные места города Саранска?

- Расскажите, пожалуйста, Алдуни о том, что у вас на картинке?

         Несколько детей рассказывают о достопримечательностях на картинке.

Мордовская народная подвижная игра «Варма-варминеть»

Воспитатель:           

- Мы немного отдохнули, и давайте теперь поговорим о природе мордовского края,  в котором живем мы с вами и Алдуня.

- Какие животные живут в мордовских  лесах?

- Правильно дикие. Дикие животные сами добывают себе еду, заботятся о своём пропитании.

 -А каких диких животных вы знаете(Лиса, медведь, волк, белка, заяц, лось, кабан).

- Молодцы.

Игра «Будь внимателен».

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду вам называть признаки то го или иного животного, а вы должны будете его отгадать.

- Это животное маленького размера. У него длинный, пушистый хвост, бегает по деревьям, грызёт орехи? (белка) 

Животное похоже на свинью, у него большие клыки, ест жёлуди? (кабан) 

- У этого животного очень красивая рыжая шубка. Это животное очень хитрое(лиса) 

-Это животное зимой спит в берлоге. Питается ягодами, зелеными растениями, насекомыми? (медведь)

- Молодцы.

Воспитатель:

- Ребята, кроме животных в наших лесах есть и другие обитатели. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

У них есть крылья, голова.

Две лапки клюв и перья

Они появляются с яйца

Слышны их песенки с деревьев. (птицы)

Воспитатель:

- Правильно, дети, это –  птицы.

- Дети, давайте узнаем, каких птиц вы сможете отгадать по описанию?

-Кто летает, кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет?

(сорока)

-Что за птица

Мороза не боится,

Хоть снега лежат везде

У нее птенцы в гнезде?

(клест)

- В лесу темно, все спят давно,

Одна птица не спит, на суку сидит

Мышей сторожит.

(сова)

-Кого называют санитаром леса

(дятел)

- Грудка ярче, чем заря,

У кого?

(у снегиря)

- Молодцы, дети, во хорошо знаете птиц обитающих в наших краях.

Воспитатель:

Игра «Рассели  по домам».

 -Дети,  у вас на подносах лежат силуэты разных птиц и животных, вы должны расселить их по местам обитания, наклеив их на нужные места. 

        Развешиваются картинки  с изображением неба, леса,  берлоги, на которые  они должны наклеить зайца, медведя, ежа, белку, дятла, клеста, кабана, лису, волка и др. 

Воспитатель:

- Дети, лес это наше богатство и существуют правила поведения в лесу. Мы их  вами знаем.

- Продолжаем  занятие и поиграем    в игру «Если я пойду в лесок».

- Я буду говорить вам свои  действия,  а вы отвечать. Если я буду поступать правильно, хлопнем в ладоши.  Если плохо, то все вместе покачаем головой

 -Если я приду в лесок, я  сорву ромашку (Ответ: нет.)

-Если съем я пирожок  и выброшу бумажку (Ответ: нет.)

-Если хлебушка кусок    на пеньке оставлю (Ответ: да.)

-Если ветку подвяжу,      колышек  подставлю (Ответ: да.)

-Если разведу костер,  а тушить не буду (Ответ: нет.)

-Если сильно насорю   и убирать забуду (Ответ: нет.)

-Если мусор уберу,   и собою унесу (Ответ: да.)

-Я люблю свою природу,    я ей помогаю (Ответ: да.)

Аппликация «Украшение мордовским орнаментом женской рубахи-панар».

Воспитатель: 

- Дети,  Алдуня обращается к вам с просьбой.  У ее подружек  куда-то пропала вся вышивка с  рубахи-панар. Помогите, пожалуйста, вернуть красоту их наряду.

- Поможем подружкам Алдуни? Посмотрите, у каждого  из вас на столе есть рубаха.  Давайте украсим их вышивкой.

- Какие элементы вы будете использовать в своей вышивке? (крестики, ромбики)

-А теперь приступаем к работе.

           Дети украшают рубахи аппликацией.

Воспитатель: 

- Ребята, посмотрите, какие красивые рубахи-панар у вас получились. Мы организуем выставку, чтобы все полюбовались вашими работами.

Итог.

Воспитатель:

- У кого в гостях мы с вами побывали?

- Ребята о чем мы с вами говорили на занятии?

- Что мы с вами делали?

- Понравилось вам занятие? 

0
"Экологическое воспитание детей дошкольного возрас...
Консультация для воспитателей: "Работа для рук и ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
19.09.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

План развлечения 2016-2017 г. старшая группа
04 сентября 2019
Спасибо, очень интересный материал.
Сценарий утренника в младшей группе «У нашей мамы праздник!»          
02 сентября 2019
Спасибо за Ваши замечательные сценарии, за творчество и любовь к профессии! С уважением Ирина Юрьевн...
Картотека утренней гимнастики
26 августа 2019
Спасибо за картотеку для гимнастики очень интересная и пригодилась в работе с детьми .
Публикация "Творческий проект для группы среднего возраста " В гостях у любимых сказок"
21 августа 2019
Здравствуйте! Нам очень приятно и здорово было работать по этому проекту. Надеюсь, кому-нибудь из ва...

Новое на сайте

Из опыта работы с детьми над проектом «Наша Родина –…

Из опыта работы с детьми над проектом «Наша Родина – Россия» (Подготовительная группа) Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в...

Методическое пособие: «Папка-лэпбук «Наша Родина – Россия»

Методическое пособие: «Папка-лэпбук «Наша Родина – Россия»

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что игра в детском саду – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать...

Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста

Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста Игры и упражнения дыхательной гимнастики для детей второго года жизни. 1. Для углубленного вдоха и выдоха используют упражнения: «Понюхать цветок», «Подуем на цветные шарики», «Пусть уточка...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top