Сайт для воспитателей детских садов




«В детский сад без слез»

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности его дальнейшего развития. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (заболеваемость, сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность, гиперактивность детей и пр.), лежат именно в раннем детстве (Е.А. Смирнова, В.Г. Алямовская,  и др.).

Основными линиями развития детей раннего возраста являются: развитие предметной деятельности, развитие речевой и игровой деятельности.

Ведущей в раннем возрасте является предметная деятельность. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.

Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребёнок должен понять и присвоить смысл этим простым действиям, увидеть их результат, почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо начиная с 1 года приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопатки, удочки с магнитом и пр.).

Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает их свойства, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту, или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И, хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи), а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Ещё одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. Известно, что деятельность ребёнка до 2-х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трём годам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка. Он действует уже не просто так, а с целью получения определённого результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребёнка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребёнку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желанного результата.

Чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речевой деятельности и общения. Овладение речью в основном происходит от года до трёх лет. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и, конечно же, новых форм общения.

Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания - это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим, даже самым правильным, образцам. Чтобы ребёнок заговорил, у него должна быть потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу сказать нужное слово) ставит перед ребёнком взрослый.

На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия (или «единство слова и дела») - очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой речепорождающей ситуации, активизирующей речь детей, – специальная психолого-педагогическая задача, которая должна решаться в сотрудничестве педагога и психолога.

Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5-2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, когда они включены в конкретную ситуацию. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль для этого играет литература для малышей. Короткие и простые детские сказки, стишки А. Барто или С. Маршака, народные потешки и песенки дают материал для речевого развития. Однако взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным. Для этого нужно выразительное чтение, которое сопровождается жестами, яркими интонациями и, возможно, спектаклем игрушек. Разработка методики речевого развития детей раннего возраста также входит в задачи психолога.

В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи – регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2-х лет действия ребёнка определяются, в основном, воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнять речевые инструкции взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребёнка опосредованы речевым знаком, который направлен на своё поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Важно выбрать для каждого ребёнка определённый уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребёнка, которая нуждается в соответствующем психолого-педагогическом сопровождении. Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребёнка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребёнка – сюжетно-ролевой игре. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участия тех, кто уже умеет играть – взрослых или старших детей. Маленького ребёнка нужно научить играть. Обучение осуществляется не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который передаёт ребёнку способ замещения одних предметов другими.

Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передаёт им необходимые способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием. Она требует и умственных, и волевых, и физических усилий и координации своих действий. Если ребёнок по-настоящему включён в игру, она приносит ему эмоциональное удовлетворение. Поэтому развитие творческой игры и воображения у детей 2-3 лет является важнейшей задачей психолога.

В раннем возрасте возникает ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка – его общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль для развития личности ребёнка и дальнейших межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку, людьми. Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями, и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя. Воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково – «Каравай», «Карусели», «Раздувайся пузырь», «Зайка» и пр. Эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры. Разработка, подбор и проведение таких игр составляет важное направление работы специалистов. Практически все дети раннего возраста (от 1,5 лет), растущие в семье, нуждаются в контактах со сверстниками и в овладении навыками общения. При этом раннее детство является сенситивным периодом для формирования толерантного отношения к другим.  Вместе с тем, правильная организация общения малышей во вновь комплектующейся группе представляет серьёзные трудности и требует участия профессиональных психологов. Все перечисленные задачи являются общими для педагогов, психологов и родителей и решаются в их тесном сотрудничестве. У здоровых малышей нередко наблюдаются задержки речевого развития, эмоциональные нарушения, импульсивность, расторможенность и пр. Своевременное выявление этих проблем имеет решающее значение для их преодоления и построения адекватной стратегии работы с ребёнком.

Диагностика развития детей раннего возраста имеет существенную специфику и требует особого подхода (общение со взрослым и предметная деятельность). Такой подход позволяет взглянуть на ребенка, оценить его достижения по главным линиям развития, которые обеспечивают формирование таких базовых личностных качеств, как инициативность, любознательность, креативность во взаимоотношениях с социальным и предметным миром, доверие к нему и уверенность в своих силах. При этом не отрицается важность развития моторики, сенсорной сферы, речи и других психических функций, но они рассматриваются в качестве средств общения и предметной деятельности, а не как главные задачи воспитания.

Факт влияния взрослого на полноценное развитие ребенка является установленным и общепризнанным. Формирование практически всех способностей осуществляется во взаимодействии со взрослыми и зависит от содержания общения. На практике диагностические процедуры предусматривают оценку выполнения детьми отдельных инструкций, изолированных действий, и практически не включают проб, направленных на выявление характера общения ребенка со взрослыми. Вариант предлагаемой диагностики восполняет этот существенный пробел. На основе многолетних научных исследований авторы разработали качественные и количественные критерии оценки основных форм общения ребенка раннего возраста со взрослыми. Специфика этого общения заключается в том, что оно разворачивается на фоне действий с предметами и включает их в качестве своего содержания. Этим обусловливается процедура диагностики, которая строится на одновременном наблюдении диагноста за тем, как ребенок общается со взрослым (в том числе речевыми средствами), и как при этом протекает его предметная деятельность. Таким образом, диагностика осуществляется сразу по нескольким направлениям, главными из которых являются: диагностика развития общения со взрослым, включающая выявление развития речи как средства общения; диагностика уровня развития ведущей в раннем возрасте предметной деятельности (двигательные способности и уровень познавательной активности рассматриваются как аспекты предметной деятельности). Совокупный качественный анализ позволяет не только диагностировать наличный уровень развития отдельных сфер, но и выделить причины тех или иных отставаний в развитии.

Задачи воспитания и развития маленького ребёнка тесно связаны с повышением психологической и педагогической информированности и компетентности  родителей, с формированием адекватной родительской позиции. Главной и центральной фигурой для маленького ребёнка является близкий взрослый, в большинстве случаев мать. Именно характер общения матери с ребёнком, адекватность её воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям малыша определяют как эмоциональное самочувствие ребёнка, так и его психическое развитие. Поэтому развивающая и коррекционная работа с детьми раннего возраста может быть эффективной только при участии и активной включённости в нее родителей. Между тем, практика показывает, что далеко не все матери умеют и считают нужным играть с ребёнком, большинство из них не знают, какие игры и игрушки соответствуют возрастным особенностям ребёнка, не учитывают его индивидуальные потребности и способности. Просвещение и обучение родителей, их консультирование по использованию развивающих игрушек, игр и занятий, включение родителей в совместную игру с малышом, раскрытие особенностей психологии маленького ребёнка и возрастных закономерностей его развития – необходимые задачи работы специалистов.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение является сложным периодом в его жизни. Малышу предстоит приспособиться  к совершенно новым условиям, к незнакомым людям и сверстникам. Отрыв от близких и дома, где он воспитывается в атмосфере любви, внимания, ласки, защиты, где выполняются все его желания, создают ребенку стрессовые переживания и могут стать серьёзной психической травмой. Поэтому многое зависит от воспитателей и специалистов, которые могут оказать помощь родителям в подготовке их малыша к условиям детского сада.

Ранний возраст является уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, быстрыми темпами совершенствуются психические функции. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка больших усилий.

Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению эмоционального  состояния, для которого характерны  эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников, у него появляется аффективное поведение. Особенности поведения в этот период во многом связаны с особенностями темперамента. Из-за эмоционального неблагополучия меняется активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Анализ заболеваемости показывает, что дети в основном болеют в первый месяц после поступления в детский сад.

Профессионально организованная работа педагогов ДОУ и тесное содружество с родителями в предадаптационный и адаптационный периоды дают положительные результаты  в сохранении  психического, физического развития и здоровья детей раннего возраста.

Цель программы: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:

Сохранять и укреплять здоровье детей в изменившихся условиях.

Оказывать родителям практическую и консультативную помощь и убедить их в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.

Формировать единый стиль воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.

Окружить ребенка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.

Программа содержит в себе следующие разделы:

Создание условий для адаптации детей раннего возраста к детскому саду;

Алгоритм работы ДОУ в адаптационный период;

Планирование работы в адаптационный период;

Календарное планирование воспитательно –образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Диагностика степени адаптации детей раннего возраста к детскому саду;

Работа с родителями.

Создание условий для адаптации детей раннего возраста к детскому саду

В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград, ребенок испытывает адаптационный стресс.

Ряд исследователей (Л.Н. Павлова,    В.Г. Алямовская, Р. Калинина, Е.О. Севостьянова и др.) указывают на то, что именно в раннем возрасте адаптация происходит дольше, труднее и чаще сопровождается болезнями, так как в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают психические процессы. На этапе становления дети раннего возраста в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые условия и формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка. Течение адаптационного периода, который может продолжаться от месяца и до года, и дальнейшее развитие ребенка зависят от степени подготовленности малыша к переходу в дошкольное учреждение, отношения к нему педагогов.

Анализ исследователей позволил обнаружить ряд негативных последствий изменения образа жизни ребенка:

- нарушение его эмоционального состояния, что проявляется в напряженности, беспокойстве или заторможенности;

- разлука и встреча с родными протекает бурно, экзальтированно;

- ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников;

- снижается аппетит, ребенок отказывается принимать пищу (теряет в весе);

- снижается интерес к предметному миру, игрушкам, окружающему;

- сон протекает неспокойно (ребенок мало спит, быстро просыпается, во сне вздрагивает);

- падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом;

- наблюдается общее подавленное состояние, в совокупности с тем, что ребенок попадает в окружение сверстников, подвергается  риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушается реактивность организма, которая приводит к частым болезням (особенно у детей второго года жизни, так как в этом возрасте все негативные проявления выражены более ярко, чем у детей трех лет).

Цель ДОУ - создание системы условий безболезненной адаптации и оказание помощи детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации в дошкольном учреждении.

Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:  

- проведение анализа литературы по детской психологии и дошкольной педагогике, педиатрии (физиология детей младенческого и раннего возраста), анализ исследований ученых и изучение опыта работы других дошкольных учреждений по адаптации детей раннего возраста;

- определение системы отслеживания адаптации детей раннего возраста;

- разработка системы условий безболезненной адаптации и проверка их эффективности;

- формирование активной позиции родителей к процессу адаптации детей;

- выработка единого стиля воспитания и общения с ребенком в ДОУ и в семье (согласование методики проведения режимных процессов, требований к ребенку с сохранением выработанных стереотипов).

Предполагаемый результат: снижение эмоционального напряжения и тревожности родителей по поводу перспективы пребывания ребенка в группе раннего возраста; снижение эмоционального напряжения детей в период знакомства с детским садом, группой и воспитателями до начала посещения; благоприятный прогноз готовности детей к посещению детского сада.

Под адаптацией мы понимаем процесс взаимодействия личности с социальной средой; приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму, который сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

0
Познавательно-игровой проект «Ходи по правилам»
Лето и безопасность наших детей» — Консультация...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
06.12.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Рождественский кукольный спектакль «Лучший подарок»
29 ноября 2019
Добрый день,Елена! Очень душевный спектакль , хотелось полную версию, если это возможно? Думаю показ...
Проект по экологии в подготовительной группе "Вода вокруг нас"
23 ноября 2019
Уважаемая Екатерина Николаевна, большое спасибо за проект по экологии "Вода вокруг нас". Мне он очен...
Рождественский кукольный спектакль «Лучший подарок»
23 ноября 2019
добрый день. очень понравился спектакль. а полной постановкой вы не поделитесь? turysheva.n@mail.ru/...
«Мастер-класс» «Сторителлинг, или необычные истории об обычном»
14 ноября 2019
здравствуйте! Материал очень хороший! Очень хотелось бы увидеть презентацию к мастер-классу!

В блогах

Цель: учить детей изготавливать топиарий из осенних цветов. Задачи. Образовательные: - учить детей подбирать природный материал для осуществления замысла, создавать композицию из цветов; - знакомить ...
(Слайд 1) Представим такую ситуацию: Алёша, тянет руку, так нерешительно, спокойно, не выкрикивая с места. Я понимаю, ребенок хочет ответить, это случается довольно редко, я приглашаю его к мольберту....
Действующие лица: 1. Ведущая 2. Снегурочка 3. Зайчик 4. Петрушка Дети: Зайчики, Петрушки   Атрибуты: 1. Варежка Снегурочки 2. Домик-теремок для Зайчика 3. Коробочка с маракасами 4. Погремушку для...
Сценарий детско-родительского театрального развлечения «Сказка за сказкой» Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе группы, как среди родителей, так и среди детей. Задачи: Продемонст...

Новое на сайте

Педагогический проект «В сказочной стране Корнея Чуковского»

Педагогический проект по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» в группе № 9 «Звездочка»«В сказочной стране Корнея Чуковского»

Агитбригад «Дорожный патруль». «Автокресло – детям!»

Агитбригад «Дорожный патруль»«Автокресло – детям!» Описание работы: Материал подготовлен для водителей, родителей, всем участникам дорожного движения.Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств...

Конспект НОД «В гости к коту Матроскину»

Конспект НОД «В гости к коту Матроскину» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Цель: формировать понятие «Дружба»; учить сотрудничать и проявлять заботу, внимание друг к...

Развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании Приморского края как эффективного…

Развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании Приморского края как эффективного механизма реализации моделей формирования сети дошкольных организаций в условиях демографического прогноза Дополнительным механизмом создания мест в детских садах в Приморском крае...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top