Воспитатель д/с Тургай.

Уроки вежливости для детей

Прежде чем говорить про уроки вежливости для детей, о том, воспитан ли ваш малыш и умеет ли он здороваться, давайте для начала посмотрим на себя. Здороваемся ли мы со всеми знакомыми и незнакомыми нам людьми? С соседями, с жителями своего дома, в поликлинике, в магазине, на работе…

Первый шаг к тому, чтобы научить ребёнка здороваться — это показать свою вежливость на собственном примере. Бывает так, что вы идёте вместе с ребёнком, здороваетесь со знакомыми, а ребёнок опускает глаза и не хочет сказать «здравствуйте», например, соседям, как бы вы его не уговаривали. Насильно заставить малыша сделать что-либо невозможно, да и совсем не нужно — это знают и педагоги, и родители.

Ребёнку не хочется здороваться просто по той причине, что он не понимает, зачем это нужно делать. В этой ситуации от взрослых требуются понимание и терпение. Объясните малышу доступно, приветливо, без назиданий и приказов, для чего люди здороваются. Если ребёнок услышал, как родители или родные (бабушка, тётя, дядя и так далее) негативно отозвались, например, о соседях или других людях, с которыми он часто видится, а утром родители приветливо здороваются с ними, улыбаются и заставляют поздороваться ребенка. Ребенок находится в недоумении. Он чувствует фальшь и не знает, как правильно поступать: то ли здороваться, то ли нет… Бывает так, что у ребёнка плохое настроение, он чем-то расстроен и не хочет здороваться именно тогда, когда родители ему говорят: «Ну, поздоровайся с тётей….». Если малыш молчит и не хочет здороваться, значит, что-то случилось. Не заставляйте его. Ведь вы же знаете, что он вежливый ребёнок, он понимает, что нужно здороваться, вы же его учите этому на собственном примере. Через некоторое время, почувствовав себя лучше, он сам, без вашего напоминания, будет здороваться. Одной из причин может быть неблагоприятная обстановка в семье. Если мама не здоровается с бабушкой и дедушкой, папа никогда не говорит «Доброе утро», бабушка и дедушка не приветствуют друг друга, старшие братья и сёстры не говорят: «Всего доброго. До, свидания», — то в такой семейной атмосфере трудно быть вежливым. Если в семье вместо слов «доброе утро» принято говорить: «А ну-ка, встал и собрался побыстрее!», то где же учиться вежливости ребёнку? Где, если не в семье, ему учиться вежливым словам?

Ваш малыш подрастает, и перед вами обязательно встанет задача научить ребёнка быть вежливым. Этого требуют правила общежития и взаимодействий в коллективе. Сразу возникает вопрос: «Как? Какими должны быть уроки вежливости для детей?». Есть несколько маленьких и совсем нехитрых «секретиков».

Рассказывайте детям чаще о правилах вежливого общения, читайте книги, сочиняйте с ребёнком свои истории, будьте для своего ребёнка образцом поведения.

Однажды, ко мне на занятие пришла очень милая, умная, замечательная девочка пяти лет. Я с ней поздоровалась, она со мной — нет. На мой вопрос, почему же она не здоровается, она ответила: «Не хочу». «А почему?» «Не знаю». Тогда я ей рассказала о значении слова «здравствуйте». Рассказала, как нужно здороваться с детьми, со взрослыми. И она со мной поздоровалась. И самое интересное, с тех пор, она никогда не забывала при встрече сказать это волшебное слово.

Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»,
Значит «будь здоров».

С детьми, которые не хотят здороваться, важно выяснить, почему, например, с бабушкой с первого этажа ваш ребёнок с радостью и улыбкой здоровается всегда, а с соседями, которые живут рядом, не хочет. Как показала практика, в этом конкретном случае, оказывается, соседи всегда делали замечание родителям: «Почему у вас такой нехороший мальчик, никогда не здоровается. Кто же из него вырастет? Грубиян и хулиган». Это было сказано незло, но с назиданием. Малыш не понял значения всех слов, но понял, что о нём говорят плохо и обиделся. Родители тоже поняли причину обиды малыша и не терроризировали ребенка: «Ну, поздоровайся с дядей и тётей». Они просто здоровались сами, показывая пример ребёнку. Пройдёт время, исчезнут обиды, а, может быть, и страхи перед незнакомыми людьми, и ваш малыш, руководствуясь вашим личным примером, будет самым внимательным и воспитанным ребёнком. Показывайте, как нужно здороваться с родными, знакомыми и незнакомыми людьми, а также здоровайтесь всегда лично и с самим ребёнком. Обращайте внимание малыша, как вам приятно, когда он отвечает тем же.

Чтобы ребёнку было легче принимать «взрослые правила» вежливости, кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными!

Игра «Учим волшебные слова»

Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребёнком волшебные слова вежливости: добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных народностей приветствую друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность ребёнка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует привычку здороваться и прощаться.

Игра «Эхо»

Вы замечаете, что при моменте, когда взрослые ждут от ребёнка приветствия, он начинает прятаться за родителей, стесняться. В таком случае, нужна ваша помощь. Нужно помочь ребёнку преодолеть стеснительность. Перед тем, как войти, например, в класс, на занятие, в какое-то учреждение, договоритесь с ребёнком о том, что вы будете здороваться вместе. Обыграйте ситуацию, поиграйте в игру «Эхо». Мама говорит, ребёнок повторяет. Расскажите, что такое эхо. Часто бывает такое, когда ребёнок знает, что нужно поздороваться, но очень стесняется. Помогайте ему преодолевать робость, играя. Например, вы заходите в какое-то учреждение, сразу же включайтесь в игру. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а ребёнок повторяет. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.

Игра в «Игровые ситуации»

Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в кино». И в ходе игры здоровайтеьс, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста.

Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»

К Соне гости прибежали,
(Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира,
(Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна,
(Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя
(Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана!
(Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок?
(Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик
(Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок?
(Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку
(Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку.
(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Фрагмент из театрализованного занятия «Вежливые слова»

Звучит песня «Будем знакомы» А. Захаровой.

Педагог: — Какое замечательное слово — здравствуйте. Это слово волшебное. А означает оно вот что. Тот человек, который здоровается, желает здоровья тому, кому предназначено это слово. В ответ, как правило, он слышит пожелания здоровья и для себя. Иногда дети и даже взрослые забывают поздороваться. И чтобы вы не забывали, давайте научим здороваться свои пальчики.

Пальчики правой руки похлопывают поочерёдно пальчики левой руки.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю —
Всех я вас приветствую! (Сложить ладошки вместе.)

(Сикачева Т. )

Педагог: — А знаете ли вы, ребята, что здороваться нужно всегда с улыбкой и хорошим настроением? Посмотрите на меня, как я сейчас поздороваюсь, и скажите, как вам больше понравилось.

«Здравствуйте, ребята», — говорит весело педагог.

«Здравствуйте, ребята», — говорит педагог угрюмо, опустив голову.

Педагог: — Когда я говорила с улыбкой, я желала вам здоровья, подарила вам хорошее настроение. А теперь, чтобы вы поделились хорошим настроением со своими товарищами, давайте поиграем в игру «Передай улыбку».

Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе,
Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь целый день!

Проводится игра-упражнение «Передай улыбку» под музыку В. Шаинского «Улыбка».

Педагог: — У меня тоже очень хорошее настроение. Сейчас мы будем передавать улыбку по кругу.

Педагог улыбается, поворачиваясь к рядом стоящему ребёнку. Тот передает улыбку соседу и так далее.

Педагоги понимают, что невозможно научиться чему-либо за одно занятие. Обучая вежливости, невозможно добиться хорошего результата за одно занятие. Поэтому придумайте свой ритуал встречи и прощания. Это очень важно. Ребёнок запомнит, что нужно здороваться и что нужно говорить, соответственно, до свидания.

Игра и творчество

Сделайте из солёного теста пальчиковые игрушки. Потом не просто играйте с ними, а играйте целенаправленно. Например, организуйте дидактическую игру «Волшебные слова». Пусть в гости к ребёнку придёт мишка или собачка. Научите ребёнка сначала здороваться с игрушками. Можно научить здороваться с разной интонацией. Потом обсудить, какое приветствие понравилось больше всего. Обучение вежливости в игровой форме положительно скажется на воспитании ребёнка. Известно, что именно по средствам игры дома и игры в детском саду дети познают мир. А следовательно, и учатся быть воспитанными. Как вариант, играя, покажите при помощи игрушки, что значит вежливость и невежливость. В конце игры побеседуйте об увиденном. Дайте ребёнку сделать вывод самостоятельно.

Беседа 

Что такое культура поведения, надо рассказывать о ней ребёнку с детства. Пусть малыш (чем раньше, тем лучше) усвоит жизненное правило: «Делать людям хорошее – хорошеть самому». Расскажите, что здороваясь, ребёнок желает здоровья, в ответ желают здоровья ему. Проводя уроки вежливости для детей и рассказывая про вежливость, сами помните слова Спинозы: «Всякий раз, делая добро другому существу, мы начинаем чувствовать себя лучше, потому что добрые дела укрепляют нашу природу». Ребёнок должен об этом знать. Правила вежливости и норм поведения в обществе формируют чуткость, открытость и искренность

Чтение рассказов, стихотворений и сказок

Подберите список книг о вежливости, о нормах поведения. Выучите наизусть с ребёнком стихотворение «Здравствуй, вежливое слово!». Прочитайте

«Мойдодыр» К. И. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, русскую народную сказку «Лиса и журавль», «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршака, «Правила поведения для воспитанных детей» О. М. Журавлёвой, «Весёлый этикет» и так далее.

Будет правильно, если вы создадите детскую библиотечку, подберёте книги о вежливости и правилах поведения. Пусть будут в библиотечке ребёнка, например, такие книги:

«Уроки вежливости» А. Усачёва, «Очень вежливый индюк» Б. Заходер, «Азбука вежливости» Л. В. Гиннус и Н. Чуб, «О вежливости» С. Я. Маршака, «Вежливый ослик» И. Пивоварова, «Волшебное слово» В. Осеевой и другие.

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем , что мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(Солоухин В.)

Мотивация и похвала 

Как известно, похвала является мощным стимулом для освоения любых правил, в том числе и правил поведения. Но похвала должна быть уместной, сказанное вовремя ласковое слово останется в памяти ребёнка. Одного, быстро брошенного слова «Молодец» маловато. Похвала должна быть искренней и доброй.

Похвала должна быть заслуженной. Некоторые психологи утверждают, что нельзя хвалить детей за естественные вещи. Согласиться можно, но не с малышами. Поздороваться с родными, друзьями, с воспитателем, нам, взрослым кажется естественным и необходимым, но вот только малыш пока этого не знает. Он ещё учится. Поэтому, такие естественные вежливые слова пока ещё требуют похвалы со стороны взрослых.

Многие педагоги знают, что в работе с детьми существуют маленькие «секретики» похвалы:

Хвалить необходимо только за определённое, конкретное дело. Взрослому к слову «молодец» или «умница» необходимо прибавить объяснение, за что. «Молодец, спасибо тебе за…» Ребёнок должен знать, от кого исходит похвала. Используйте предложения с местоимениями. «Мне сегодня так понравилось…», «Я так была рада за тебя….» Хвалите, всегда глядя в глаза ребёнка. Он должен чувствовать ваше искреннее участие в похвале. Хвалите ребёнка с улыбкой. Не сможет ребёнок воспринять истинно похвалу, если вы будете говорить недовольным и тихим голосом или с хмурым лицом. Иногда слова похвалы не смогут вызвать радости в душе ребёнка. Необходим физический контакт. Если вы возьмёте своего малыша за руки, обнимите и прижмёте к себе или даже просто погладите по голове, то ребёнок будет сиять от счастья! Не откладывайте слова похвалы на потом. Чтобы ребёнок понял и закрепил своё поведение, похвала должна быть своевременной. Личный пример 

Бенджамин Спок, американский педиатр и автор книг о воспитании, написал в одной из своих книг:«Обязанность родителей — вырастить своих детей такими, чтобы их любили другие люди». Это действительно так. Если вашего ребёнка будет окружать пространство любви, вежливости, и он будет отвечать тем же самым окружающим, то ему самому будет легче и проще реализовать себя в обществе, освоить нормы поведения в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми, адаптироваться в новой ситуации.

Совместное разучивание песен о вежливости 

Уроки вежливости для детей можно дополнить песнями. Разучите и пойте вместе с ребенком, слушайте аудиозапись таких песен:

Песенка Красной Шапочки «Здравствуйте, горы вот такой вышины…», «Здравствуйте мамы планеты Земля», «Да здравствует дружба!», «Послать, конечно, здорово кому-нибудь секрет!», «Четыре таракана и сверчок» и другие.

Для малышей-дошкольников родители — самые родные люди, которым они доверяют и верят, они самые главные в их жизни, и поэтому приоритетным в воспитании детей является слово родителя. Не понимает ребёнок, зачем здороваться? Терпеливо объясните. Просто, по-детски, по-дружески. Не давите, придёт время и ребёнок, наученный вами, будет проявлять вежливость без вашей подсказки. А пока просто напоминайте ему, играйте, читайте книги о вежливости и вежливых людях, пойте песни, смотрите добрые и весёлые мультфильмы ( например, «38 попугаев»), ходите на выставки и театры. И ваш малыш, опираясь на опыт и личный пример, непременно быстро усвоит правила этикета. Вам нужно не надеяться, что этому научат в детском саду, или научит бабушка, няня, педагог. Только вы сами, собственным примером, руководствуясь простыми правилами, можете научить своего ребёнка правилам этикета и нормам поведения в обществе. Не скупитесь на слова похвалы. Кроме слова «молодец» и «умница», найдите ещё добрые и нежные слова похвалы для своего малыша.

Соблюдайте нехитрые правила и приёмы и вы будете уверены, что ваш ребёнок будет расти приветливым, вежливым и воспитанным. Ведь «вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты»,- заметил когда-то английский дипломат и писатель Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд.

«Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться :
— Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

(Кривошеева В.)

0
Конспект интегрированного занятия с детьми подгото...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Пу...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
26.05.2020

Комментарии

Папка - передвижка "Лето"
25 мая 2020
Здравствуйте, а можно и мне такой материал, папки сделала, а вот материала нет, а ваш мне очень понр...
Использование мнемотехники в разучивании песен в младших группах
19 мая 2020
Замечательная идея! Мнемотаблицы -это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник...
Конспекты НОД с элементами экспериментирования В подготовительной к школе группе
17 мая 2020
Огромное спасибо за интересные занятия и не стандартный подход к организации образовательной деятель...

В блогах

«Личный опыт в работе над планом по самообразованию»

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно...

Наглядно-дидактическое пособие дидактическая игра для младшего дошкольного возраста "Сушим одежду"

АННОТАЦИЯ Наглядно – дидактическое пособие: дидактическая игра «Сушим одежду» предназначена для детей младшего возраста 3-4 лет. Игра поможет ребенку научиться различать...

Игровой досуг в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий «В ГОСТЯХ У КРЫЛАТЫХ, ПОЛЗУЧИХ, ШЕСТИЛАПЫХ»

Авторы-составители: Шабалина Анна Сергеевна, педагог средней группы «Ромашка»; Шелякина Светлана Владимировна, музыкальный руководитель. Цель: Формирование представлений о насекомых. Задачи: Образовательные: - формировать представление о внешнем...

Новое на сайте

План-конспект непрерывной образовательной деятельности «Профессия кондитер» для детей старшего возраста

План-конспект непрерывной образовательной деятельности «Профессия кондитер» для детей старшего возраста Цель: Расширение знаний дошкольников о профессии кондитера. Задачи: 1) Познакомить детей с трудом кондитера. 2) Закрепить знания детей о кондитерских изделиях: этапы приготовления, инструменты для приготовления. 3) Совершенствовать навыки техники...

Сценарий развлечения «Дед Мороз и лето»

Сценарий развлечения «Дед Мороз и лето» Цель: создать праздничную атмосферу, радостное настроение, задавать позитивный тон к восприятию окружающего мира, вызвать желание принимать активное участие в празднике. Вед. 1 июня- наступило лето! И теплом июньским вся земля согрета. 1 июня-день...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Игровая технология в развитии коммуникативных способностей дошкольников на непосредственно организованной деятельности по английскому языку

Игровая технология в развитии коммуникативных способностей дошкольников на непосредственно организованной деятельности по английскому языку

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог