«Удивительный песок»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительный песок»

Цель: ознакомление и расширение представлений дошкольников о свойствах песка.

Задачи:

познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка;

уточнить знания о том, что песок не живая природа;

показать значение его в жизни человека.

развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой;

развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать и делать выводы;

воспитывать бережное отношение к песку;

воспитывать умение работать в группе, договариваться.

Материал: презентация о песке, 2 таза с сухим песком, 2 таза с мокрым, халаты для детей, материал для опытов, оборудование для самостоятельных игр с песком.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в лабораторию, где будем исследовать один предмет, а какой, сейчас узнаем.

Воспитатель предлагает надеть фартуки, чтобы не испачкаться.

Подходят к столу. На столе стоит коробка, закрытая тряпочкой.

Воспитатель: Давайте по очереди опустим руки под тряпочку и узнаем, с чем будем проводить опыты. (Ответы детей: сахар, мука, соль, земля, песок). Чтобы прийти к одному мнению, отгадайте загадку:

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Как намочить ты его,

Так построишь хоть чего. (Песок)

Воспитатель: Что такое песок? (Полезное ископаемое)

Как образуется песок? (Разрушаются твердые горные породы)

Как вы думаете, песок - это живая ли неживая природа?

Почему? (Живая природа дышит, пьёт воду, питается, растёт….)

Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке

Просмотр презентации о песке (на море, в пустыне, в строительстве, в украшении ландшафта, где применяется и что из него можно сделать)

Воспитатель: А теперь, уважаемые коллеги, я прошу вас пройти в лабораторию. Как настоящие ученные, мы сейчас оденем халаты и займем свои рабочие места.

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: Но вначале давайте вспомним правила работы с песком. Какие вы знаете?

Дети: нельзя кидать в лицо, обсыпаться, брать в рот, и всегда мыть руки после игры.

Воспитатель: Молодцы. Так как правила вы знаете, то начнем нашу работу и будем исследовать песок. А начнем мы с первого опыта и рассмотрим песок вблизи? Какой нам потребуется инструмент, чтобы рассмотреть поближе песок?

Дети: Лупа

Воспитатель: Насыпаем на бумагу небольшое количество песка, подносим лупу, смотрим внимательно, и что мы видем? Из чего состоит песок?

Дети: Из мелких песчинок, камушек

Воспитатель: Правильно. А теперь возьмите песок в руку и довайте руками обследуем песок. Какой он?

Дети: сухой, сыпучий.

Воспитатель: А кто знает растворяется он в воде или нет?

Дети: да, нет (кто как ответит)

Воспитатель: Хотите, проверим? Берите стакан с водой и высыпаем туда ложку песка. Перемешиваем. Хорошо перемешиваем, стараемся. Ну что, расстворился?

Дети отвечают неоднозначно, кто да, кто нет.

Воспитатель: Ну раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, я вам помогу. У меня есть соль, кто знает, растворяется соль в воде или нет? А когда мама варит суп, видно соль в нем или нет?

Растворяю соль в воде и показываю детям, ее не стало. Тут же беру стакан с песком, в котором имеется песчаный осадок

Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод?

Дети: Песок растворяется.

Воспитатель: А сейчас вам предлагаю, уважаемые коллеги проверить пропускает ли песок воду или нет. Как вы думаете

Дети: Да, нет

Воспитатель: Хотите проверить? Тогда берите баночку с воронкой, в которой заранее насыпан песок. В воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?

Дети: Да

Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод?

Дети: песок пропускает воду

Воспитатель: посмотрите, я хочу вам загадать логическую задачу. Беру колбочку, бросаю туда камень, насыпаю песок и вопрос: Как сделать так, чтобы камень оказался на поверхности песка?

Дети: Воды налить, высыпать песок

Воспитатель: А вы проделайте тоже самое, и подумайте.

Дети насыпают на камень в колбе песок и думают. Если догодаются – хорошо. Если нет, воспитатель сама подсказывает.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Песок мельче, а камень тяжелее. Когда мы встряхиваем колбу, камень вместе с песчинками подлетает вверх, пока он летит вверх, маленькие легкие песчинки успевают затечь под него.

Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к 2 тазам с сухим и 2 тахам с мокрым песком). Ребята, а определите какой песок сухой, а какой мокрый. Как ва догадались?

Дети: Темнее - мокрый, сыпучий - сухой.

Воспитатель: А давайте, коллеги, сделаем из мокрого песка колобок небольшой. Положите его на одну ладошку, а на вторую возьмите горсть сухого песка. Какой легче песок?

Дети: Сухой

Воспитатель: А почему?

Дети: В мокром песке есть вода и она прибавляет вес.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть с песком. Наши пальчики превращаются в лапы медведя. Покажите, как ходит мишка? Наши пальчики превратились в мышку, змею, гиппопотама, слона.

Дети имитируют движения животных.

Воспитатель: Посмотрите, какие получились разные следы, от разных животных. А на каком песке может остаться след?

Дети: На мокром

Воспитатель: А с каким песком вам больше нравится играть?

Дети: С мокрым

Ребята, давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили, чем занимались, что нового узнали? Где используется песок людьми? (Песочные часы, люди отдыхают на песчаных берегах рек, озёр, дети играют в песочницах, тушат пожары, зимой посыпают дорожки, в строительстве).

Я благодарю вас дети, вы хорошо сегодня играли с волшебным песком, но мы забыли помыть руки после работы.

0
«Как рассказать детям о Великой Отечественной войн...
Родительское собрание«Использование инновационных ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.09.2021

В блогах

Сценарий 8 марта 2 младшая группа

«Веселое путешествие». Сценарий праздника 8 марта для детей  2 младшей группы Занавес закрыт. Возле центральной стены стоят разноцветные вагончики паровоза (3 прямоугольные...

Конспект занятия по конструированию с использованием электронного конструктора «Знаток» в подготовительной группе «Путешествие по городу»

Выполнила: Воспитатель первой квалификационной  категории  детского сада № 30 "Гвоздичка" города Брянска Соболева Оксана Викторовна.   Програмные задачи: Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании...

Методическая копилка

Конспект организованно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Экскурсия по Хакасии Образовательная область " Познание " Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Социализация", "Художественное творчество".   Составила конспект: Зам...

Новое на сайте

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая, коммуникативная. Формы образовательной деятельности: Цель: Закрепление детьми правил подвижной игры, развитие быстроты, ловкости, внимания. Задачи: Образовательные: совершенствовать у...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?»

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными», с природными явлениями, наносящими ущерб человеку. Развивающие: развивать умение находить решение в сложных...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При этом в процессе выполнения задания ребята отрабатывают навыки обращения с разными материалами, в том числе...

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники – «Пластилинография» 

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники – «Пластилинография»  Программное содержание: техника пластилинография широко известна. Работы, выполнены с ее применением, очень красивы и интересны. Детям нравится работать с пластилином. В данной работе я использовала принцип...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог