Сайт для воспитателей детских садов




Автор Игонина Светлана Александровна пока ничего не указал(а) о себе ...

Трудовое воспитание дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п.Коробицыно»

Семинар-практикум

«Трудовое воспитание дошкольников»

Составители:

Игонина С.А. - воспитатель

2019г.

Цель: Систематизация знаний педагогов в организации педагогического процесса в воспитании дошкольника в труде.

  1. Слайд. Тема семинара «Трудовое воспитание дошкольников»

  1. Слайд. Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги К. Д. Ушинский, А.C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах часто затрагивали данную тему. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

  1. Слайд. Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников:

  1. Снижение интереса к труду.
  2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.
  3. Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых.
  4. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.
  5. В практике семейного и общественного воспитания распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем:

-насильственное включение ребёнка в трудовую деятельность,

-чрезмерная регламентация действий ребёнка,

-угроза наказания за плохое отношение к труду,

-наказание трудом за плохое поведение,

-недовольство неумением ребёнка.

  1. Слайд. Что же входит в понятие «Трудовое воспитание дошкольников»? Давайте вместе ответим на этот вопрос, выполнив задание: «Заполнить пропуски» (работа в командах). Приложение № 1

  1. Слайд. В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  1. Слайд. Задачи трудового воспитания. Задание: соединить задачу с подзадачей. Приложение № 2.

  1. - 9 Слайды. Проверка.

  1. Слайд Виды труда.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

11 Слайд. Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

12 слайд. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения к живому, любви к природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

13 слайд. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее), направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

14 слайд. Формы организации труда

ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).

15 слайд. ДЕЖУРСТВА - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности; дежурные ставятся в условия обяза­тельности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или пере­ключиться на игру; дают возможность формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно:

Дежурства по столовой (2-ая мл. группа),

Дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа).

Дежурства по уголку природы (старшая группа).

Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду.

16 слайд. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяю­щая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участ­ка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформ­ление зала или групповой комнаты к празднику).

Условия:

  1. Объ­единять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.
  2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается ка­кое-либо общее задание.

3 содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,

  1. Трудом должны быть охвачены все дети.

Способы объеди­нения детей в труде:

Труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в 'индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно ре­шаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого вни­мания к делу, умение доводить его до конца;

Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участни­ков;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать се­бя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедить­ся в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

Совместный труд, его особенностями являются:

А) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети ока­зываются в зависимости друг от друга;

Б) неодновременное включе­ние детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных опе­раций имеет некоторую законченность; представляет большие воз­можности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Задание: заполнить карточки (приложение № 3), продумать содержание и цели поручений.

17 слайд. Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:

  • собственной трудовой деятельности;
  • ознакомления с трудом взрослых;
  • художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым сред­ством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлет­воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Такое средство, как ознакомление с трудом взрослых, позволяет расши­рить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравствен­ных задач трудового воспитания.

В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к про­блеме ознакомления детей с трудом взрослых:

  • одни авторы считают, что ребенка нужно знакомить с процессом Труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части тру­довой деятельности взрослых, начнет воспитываться уважение к труду;
  • другие авторы полагают, что нужно знакомить дошкольников с челове­ком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представле­ние о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержа­нием, на котором можно конкретизировать деятельность человека

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников отно­сятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рас­сказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

18 слайд. Результаты освоения ООП ДО по образовательной области «Труд»

Результаты освоения программы по трудовому воспитанию определяются по следующим критериям:

- Развитие трудовой деятельности.

- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Задание: заполнить таблицу (Приложение № 4), распределив умения и навыки детей в образовательной области «Труд» по возрастам.

19 слайд.

Вот и подошел к завершению наш семинар. Спасибо за активную работу!

0
План воспитательно-образовательной работы. Старшая...
Сказка " Добрые дела"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
17.08.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Перспективное планирование по познавательному развитию (ФЦКМ)
12 августа 2019
Добрый вечер. Скопировала себе Вашу перспективу. Спасибо.
Дидактическая игра
10 августа 2019
Спасибо, хорошая подборка. Как ВЫ думаете, с какого возраста необходимо начинать постоянную работу с...
Паспорт экологической тропы
08 августа 2019
Прекрасный материал!
Педагогика
31 июля 2019
Добрый день Как можно узнать правильные ответы на вопросы?

В блогах

Взаимодействие с родителями 1 квартал старшая группа   Взаимодействие с родителями              (Сентябрь)         ...
Линии развития Возраст ребенка Показатели развития 1 год 6 месяцев Из трех-четырех предметов разной формы по предлагаемому образцу и слову подбирает такой же формы (например, к кубику кубик) 1 год 9 м...
         «Спичка - невеличка и ее задания».  Цель: - закрепить знания правил пожарной безопасности, привить навыки осторожного обращения с огнем, воспитать чувство ответс...
                Проект по работе с родителями в МДОУ №246«Белочка» во 2 младшей группе «Солнышко» «РАЗВИВАЮЩАЯ ДОСКА - БИЗИБОРД» Тема проекта: «ДОСКА - БИЗИБОРД...

Новое на сайте

Мастер-класс по изготовлению тюльпана из пушистой проволоки

Мастер-класс по изготовлению тюльпана из пушистой проволоки 1. Необходимые материалы: пушистая проволока 2-х цветов (красного-4 шт. и зеленого-2 шт.), ножницы. 2. Далее необходимо разрезать красную проволоку (3шт) пополам. 3. Приступаем к изготовлению стебля...

Конспект НОД во второй младшей группе. Тема: «В гостях у…

Конспект НОД во второй младшей группеТема: «В гостях у сказки» Цель: Учить применять свои знания в решении образовательных задач. Программное содержание. 1. Развивать способность создавать образы с помощью жеста и мимики 2. Побуждать детей...

Сценарий развлечения «Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки»

Сценарий развлечения «Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки» Ведущая: Музыкальный руководитель. Праздник проводится на улице. Ведущая. Ой, сколько девчонок и мальчишек! Придумано кем-то Просто и мудро – При встрече здороваться: «Доброе утро!». Ребята, а давайте так звонко и весело...

Тема: «Лесной праздник». Конспект НОД по музыке в средней группе

Тема: «Лесной праздник»Конспект НОД по музыке в средней группе Цель: развивать инициативность и самостоятельность детей. Задачи: Образовательные: - закреплять умение слышать смену разнохарактерных частей музыки и менять в соответствии с этим движения в танце; -...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top