«Тропинка в экономику» исследовательский проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«РЯБИНУШКА»

«Тропинка в экономику» исследовательский проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 

Проект направлен на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, родители.

Проект долгосрочный – сентябрь 2019 г – май 2020 г.

Введение

Проект по экономическому воспитанию включает следующую информацию:

― актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,

― цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,

― сроки и этапы реализации проекта,

― управление и обеспечение проекта,

― ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,

― планируемые мероприятия в рамках проекта,

― заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет. Экономическое воспитание дошкольников - относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнает, что такое «мое», « твое», « наше», « цена» и пр.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.

2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.

5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта:

Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого – педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических понятий происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Задачи:

  • Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
  • Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей.
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
  • Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

― Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

― Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Тропинка в экономику».

― Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

― Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап - Практический:

Реализация проектных мероприятий.

3 этап - Заключительный:

Презентация сказки экономической направленности «Тропинка в экономику"

Формы работы:

беседа, обсуждение, дискуссия,

просмотр слайд-презентации, мультфильма,

коллекционирование,

чтение художественной литературы,

игровые ситуации,

решение проблемных ситуаций,

рассматривание картин,

сюжетно-ролевая игра,

продуктивная деятельность,

экскурсия,

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютерное оборудование

2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха цокотуха»

4. Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

5. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»

6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», « Кафе»

7. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Критерии и показатели эффективности проекта

Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.

4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

План проектных мероприятий.

Время проведения

Мероприятия

Цель

Сентябрь

1.Разработка проекта.

2. Подбор методической и художественной литературы

3. Подбор наглядного, иллюстративного материала.

4. Обсуждение проекта с детьми и родителями.

Познакомиться с методическими разработками по теме, подобрать иллюстративный, наглядный, дидактический материал, обсудить цели проекта с родителями.

Октябрь

1.Беседа « Что такое деньги».

2.Рассматривание современных денежных знаков нашей страны.

3.Чтение произведения А. Романова « Чудеса в кошельке».

4. Беседа « Где и что покупают люди»

5.Рассматривание картины « В магазине»

6.Оформление коллекции денег.

Познакомить детей с понятиями « , денежные купюры»,» карточка»,» кошелек».

Ноябрь

1.Беседа « Семейный бюджет»

2.Сюжетно – ролевая игра « Гипермаркет»

3. Дидактическая игра «Бюджет моей семьи»

4. Чтение сказки Л. Ястребова «Хранители бюджете»

Познакомить детей с составляющими семейного бюджета (зарплата, пенсия, дополнительный заработок).

Декабрь

1.Беседа на тему « Товар и цена»

2.Просмотр мультфильма « Как мужик корову продавал»

3.Трудовая деятельность – изготовление из теста атрибутов для сюжетно – ролевых игр и ценников.

4.Дидактическая игра « Что быстрее купят»

Формировать представление о таких понятиях как « цена» и « товар», дороже, дешевле.

Январь

1.Беседа « Труд в жизни людей»

2.Чтение сказки о труде «Терем – теремок» В.Г. Сутеева

3.Словесная игра « Кому что нужно для работы»

4.Просмотр презентации « Все работы хороши»

Дать представление о труде, о существовании различных профессий, их отличительных признаках, воспитывать уважение к труду,

Февраль

1.Ситуативный разговор « Что такое рынок»

2. Чтение стихотворения Ю. Тувина « Овощи»

3.Рассматривание картины « На рынке»

4. Сюжетно – ролевая игра « Рынок»

Развивать представление детей о том, что такое рынок.

Март

1.Беседа « Для чего нужна реклама»

2.Просмотр мультфильма « Барбоскины и реклама»

3.Ситуативный разговор « знакомство с новыми профессиями»

4.Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах.

Дискуссия « Хорошо – плохо»

Дать представление о том, что такое реклама, профессия « рекламодатель», « рекламное агентство»; развивать речь детей, логическое мышление.

Апрель

1.Беседа « В чем нуждается человек»

2.Чтение стихотворения К. Чуковского « Телефон»

3.Просмотр презентации « Все, что нужно мне для жизни»

4.Игры с разрезными картинками «Кому что нужно»

Формировать представление о понятии « потребности», их разнообразии, научить подбирать нужные человеку потребности, осознавать, что есть жизненно важные потребности.

Май

1.Беседа « Что такое бизнес и капитал»

2.Чтение художественной литературы Успенской « Бизнес Крокодила Гены»

3.Дидактическая игра « Экономическая рыбалка»

4.Сюжетно – ролевая игра « Строительный бизнес»

5. Сказка «С экономикой, мы дружим!»

Дать детям представления о таких понятиях как связи, прибыль , валюта, бизнес.

Итог проекта:

Сформированы начальные представления детей о деньгах, способах их зарабатывания, о трудовых профессиях, рекламе, бизнесе, потребностях и возможностях людей.

Сформированы умения входить в роль продавца, предпринимателя, бизнесмена, правильно пользоваться деньгами.

  • Получили представления о том, что зарплата – это плата за труд.
  • Научились понимать, что расходы должны соответствовать доходам семьи
  • Осознавать, что сбережения семьи – это средства, которые скопились в семье и могут быть использованы по необходимости.
0
Конспект Мастер - класса по художественно – эсте...
«Легенды народов Севера» (сценарий развлечения для...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.02.2020

В блогах

Занятие по образовательному компоненту «Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи» во второй группе раннего…

Цель: Учить использовать в речи предлоги (над, за, на), наречия (вверх, вниз, вперед). Развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук. Материал: бабочки, цветы...

Индивидуальная консультация на тему «Агрессия ребенка. Причины и профилактика»

Индивидуальная консультация на тему «Агрессия ребенка. Причины и профилактика» Цель: расширение представлений родителей об особенностях агрессивных детей. Задачи: Формировать представление родителей о причинах...

Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию с детьми старшей группы "В саду созрели…

Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию  с детьми старшей группы. Тема: В саду созрели груши.   Цель: Создание условий для обогащения художественного...

Новое на сайте

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой рисования «витраж» как средство развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству. Активизация творческой деятельности педагогов. Задачи: - Познакомить...

Дидактическое пособие для детей раннего возраста. Театрализованная игра «Маша и медведь»

Дидактическое пособие для детей раннего возраста Театрализованная игра «Маша и медведь» Аннотация: Дидактическая театрализованная игра «Три медведя» предназначена для детей 2-3 лет. Игра развивает связную речь, учит драматизации, развивает интерес у детей к театрализации русских народных сказок...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. Детские творческие игры – явление...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог