ТРИЗ – игры для дошкольников (материал для педагогов)

ТРИЗ – игры для дошкольников

материал для педагогов

 

Игра «Назови всех животных, которые…» 

Цель: Формировать представления о таких понятиях, как «травоядные», «хищные», учить классифицировать животных по этим группам.

Ход: Вначале уточняется в беседе, чем питаются дикие звери, птицы. Ведущий показывает картинку, а игроки предлагают, куда ее надо отнести: к насекомоядным или к хищникам, и объясняют почему.

Усложнение: найти всех животных, которые питаются частями растений, плодами, почками, корнями. Найдите всех животных, которые питаются другими животными.

 

Игра «Образование аналогий» 

Цель: развивать логически – понятийное мышление.

Ход: раскладываются парные карточки, принцип связи которых игроки должны сопоставить с одним из образцов на отдельном столе.

Например: образец, показанный ведущим, «овца – стадо».

Игроки подбирают карточки: малина – ягоды, грядка – огород, капля – дождь и т. д.

В конце игры, когда карточки разложены, подвести итог каждой аналогии, объясняя взаимосвязь предметов.

Игра «ДА-НЕТКИ»

Ход игры: ведущий что-то загадывает. Участники угадывают что, задавая вопросы. Но задавать можно только такие вопросы, на которые ведущий сможет ответить «да» или «нет».

Один из простых вопросов, к примеру: «Угадай, что за еду я загадал?»

В чем польза игры? Тренируем умение задавать сильные вопросы. В рамках игры это те, которые отсекают сразу много возможных ответов. А также тренируем память – ведь чтобы разгадать предмет – придется удержать в голове много предыдущих ответов!

Дополнительные идеи: в какой-то момент у игроков может сформироваться алгоритм по разгадыванию (четкая последовательность сильных вопросов). Тогда меняйте загадываемое! Пускай на этот раз это будет не предмет, а герой книги или фильма. Освоились? Отлично, придумываем другие виды да-неток. Например:

  • Да-нетки под микроскопом;
  • Да-нетки по картинкам;
  • Да-нетки про древние виды.

Игра «МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ»

Рекомендуемый возраст: от 5 лет

Суть игры: представим, что мы оказываемся на загадочной планете. Она почти такая же, как наша, но на ней очень часто возникают магнитные аномалии. Всем жителям планеты, чтобы не улететь в открытый космос, нужно по команде ведущего успеть «примагнититься» к определённому объекту.

В чем польза игры? С её помощью можно осваивать различные свойства предметов в активной форме, а также развивать смекалку и креативность.

Дополнительные идеи: объектами в игре могут быть как предметы, так и свойства. Например, «примагничиваемся к стене!» или «примагничиваемся к зелёному!». А когда простые предметы и признаки будут освоены – начинаем креативить. Например, в комнате, где нет растений – сказать «примагниться к чему-то растущему». Тут нужно сообразить – что люди – тоже растут. А, может, получится найти и какой-то еще более необычный вариант ответа?

Или «примагниться к потолку» - эту задачку еще решить надо, перед тем, как осуществить :)

Кстати, чтобы было веселее и подвижнее – играем на скорость, включаем обратный отсчёт! 5…4…3…2…1…!

Подробное описание игры, видео-инструкцию и список свойств, в которые можно играть – вы найдете по ссылке.

 

Игра «СОЛНЦЕ-СОБАКА-ПОМИДОР»

Ход игры: это упражнение похоже на «Найди лишнее», только наоборот. Задание заключается в том, чтобы найти объединяющий признак у двух объектов, а третий исключить.

В чем польза игры? По версии автора с помощью игры можно даже создать себе новую извилину :) Но только если выйти на новый уровень решения, найти новую область сравнения, которую еще не нашли другие участники игры, и которая не была на поверхности!

Игра «Хорошо-плохо»

Ход игры: ведущий называет любое явление или событие (например – выигрыш в лотерею), а участники поочередно называют, что в этом хорошего и что в этом плохого.

В чем польза игры? Игра тренирует умение находить и выявлять противоречия — один из главных навыков «тризовского» мышления. Ведь в основе почти каждой изобретательской задачи лежит именно противоречие: «с какой-то стороны это хорошо, а с какой-то плохо». После правильной формулировки противоречия – задачу решить значительно проще.

Дополнительные идеи:

В «Хорошо-плохо» можно играть и по-другому. Например, строить цепочку, где участники находят плюсы и минусы не одного события, а разных его следствий. Например, ведущий говорит первый негативный факт: «Поскользнулся на льду», первый участник должен сказать, почему это хорошо, например «в следующий раз буду внимательнее». А следующий участник должен сказать, почему предыдущий факт - это плохо: «буду слишком внимательно смотреть под ноги и не замечу друга, который шел с другой стороны улицы» и так далее. Еще один из вариантов игры «Хорошо-плохо» - тренировку по превращению вреда в пользу – можно посмотреть по ссылке.

 

Игра «Назови всех животных, которые…» 

Цель: Формировать представления о таких понятиях, как «травоядные», «хищные», учить классифицировать животных по этим группам.

Ход: Вначале уточняется в беседе, чем питаются дикие звери, птицы. Ведущий показывает картинку, а игроки предлагают, куда ее надо отнести: к насекомоядным или к хищникам, и объясняют почему.

Усложнение: найти всех животных, которые питаются частями растений, плодами, почками, корнями. Найдите всех животных, которые питаются другими животными.

 

Игра «Образование аналогий» 

Цель: развивать логически – понятийное мышление.

Ход: раскладываются парные карточки, принцип связи которых игроки должны сопоставить с одним из образцов на отдельном столе.

Например: образец, показанный ведущим, «овца – стадо».

Игроки подбирают карточки: малина – ягоды, грядка – огород, капля – дождь и т. д.

В конце игры, когда карточки разложены, подвести итог каждой аналогии, объясняя взаимосвязь предметов.

 

Игра «Отвечай быстро» 

Цель: закреплять умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

Ход: Игра проводится с мячом. Ведущий называет цвет, бросает мяч игроку. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, относящийся к живой или неживой природе, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зеленый»,- говорит ведущий (делает паузу, давая возможность детям вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч ребенку. «Лист»,- отвечает ребенок и, сказав «голубой», бросает мяч другому игроку. «Небо»,- отвечает другой ребенок и говорит « желтый», бросая мяч следующему.

Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов, относящихся к живой природе, одинакового цвета много.

 

Игра «Природа и человек» 

Цель: закрепить, систематизировать знания о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Ход: Сначала проводится беседа, в процессе которой уточняются знания о том, что окружающие нас предметы или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что сделано человеком?» - спрашивает ведущий и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

Игра «Универсальный предмет»

Ход игры: выбираем любой предмет, привычный нам и предлагаем придумать: как его можно использовать еще, иначе? Помимо основного назначения. Например, стул!

В чем польза игры? Упражнение тренирует способность видеть не только главную функцию предмета (для чего он был создан), но и скрытые функции (для чего еще он может пригодиться, например, в какой-то неординарной ситуации).

Дополнительные идеи:

Главное в этом упражнении – не останавливаться на первых ответах. Ведь только тогда, когда мозги начинают скрипеть – происходит прогресс. Посмотреть, как участники находят новые применения для такого обычного предмета, как стул - можно здесь.

Игра «Сломай стереотип»

Ход игры: нужно выбрать несколько шаблонов/известных фактов/стереотипов и придумать ситуации, когда они не действуют. Например: Снег холодный. Огонь горячий. Вода мокрая.

В чем польза игры? Одна из ключевых характеристик мышления изобретателя - умение мыслить нестандартно. Видеть необычное в обычном, видеть по-другому, в общем разрывать шаблоны. Игра поможет расшатать инерцию мышлению и выйти из "автоматического режима" мозга.

Дополнительные идеи:

Посмотреть, как участники играют в «Сломай стереотип» можно по ссылке.

Вариант игры для малышей – это «Съедобное – несъедобное». Выбираете любой несъедобный предмет и придумываете, когда он может быть съедобным (мяч съедобный в виде торта или когда сложен из фруктов). И наоборот, когда съедобное может быть несъедобным (яблоко, когда оно старое или пластмассовое).

Вариант игры для взрослых – «Парадоксы». Соединяем вместе два качества, например «Живое» и «неживое». И придумываем ответ на вопрос: "Что может одновременно быть и живым и неживым?". Возможные ответы от участников.

Игра «Рыбы – птицы- звери» 

Цель: Учить называть видовые группы по предложенному примеру

Ход: Ведущий бросает мяч ребенку и произносит слово, обозначающее класс из области живой природы.

Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие и бросить мяч обратно.

Пример: Птица – «Воробей», рыба – «Карасик» и т.д.

Аналогично можно играть с классификационными группами рукотворного мира.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия.

Материал: 7 карточек, разделенных на 4 квадрата, с изображением объектов природы и 7 мелких белых карточек.

1 карточка: ромашка, василек, береза, колокольчик

2 карточка: ель, мак, кот, река

3 карточка: снег, камень, облако, птица

4 карточка, заяц, еж, лиса, рыба

5 карточка: сова, мышь, колос, черепаха

6 карточка: дерево, птица, солнце, человек

7 карточка: река, облако, песок, камыш

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым квадратом ту картинку, которая является « лишней», обосновать свои действия.

 

Игра «Пищевые цепочки»

Цель: закрепить представления о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы.

Оборудование: несколько бечевок.

Ход игры: предлагается назвать объект природы. С помощью наводящих вопросов надо называть представителей природного мира, от которых зависит жизнь данного объекта. Всем участникам присваивается определенное «имя» названных ими объектов природы. С помощью бечевок они объединяются в экосистему. Извлечение одного из «объектов природы» сопровождается рывком за бечевку, который передается по кругу.

Игра «Вершки и корешки» 

Цель: упражнять в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле)

Материал: мяч.

Ход: Уточнить с играющими, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешком, а съедобный плод на стебле – вершком». Ведущий называет овощ, бросает мяч ребенку. Ребенок должен ответить, что в нем съедобно: вершок или корешок.

Усложнение: Ведущий говорит: «Вершки», а дети называют овощи, у которых съедобны вершки.

 

Игра «Живая или неживая природа» 

Цель: упражнять в классификации объектов живой и неживой природы.

Взрослый называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например: названо дерево – дети поднимают руки, «растут», Если животное – прыгают и т.д. Если назван объект неживой природы – дети замирают на месте.

Игра «Знаешь ли ты…»

Цель: классифицировать объекты живой природы, закреплять знание моделей.

Ход: У играющих игровые поля с изображением в первом ряду модели зверей, во втором ряду – птиц, в третьем – рыб, в четвертом – насекомых. Ведущий говорит: «Птица». Игроки из предложенного набора карточек должны выбрать и положить на соответствующую строку изображение любой птицы, затем зверей и т.д. Выигрывает тот, кто больше выложит фишек.

 

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Цель: упражнять в классификации живой природы.

Ход: Ведущий называет обобщающее слово, а игроки- слова, относящиеся к данному значению.

Ведущий: Насекомые – это…

Игроки: …муха, комар…

Игра «Опиши, а я отгадаю» 

Цель: учить классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Задание: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы ведущего.

Правила: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы четко и определенно.

Ход: на столе за ширмой разложены овощи и фрукты. Ведущему они не видны.

Он говорит: «Из овощей , что лежат на столе, выбери один. Я буду спрашивать, какой он, а ты отвечай. Только не говори его название. Я попробую отгадать по ответам». Вопросы задаются в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» и т. д.

Игроки отвечают на вопросы. После того как они расскажут о характерных признаках предмета, ведущий отгадывает загадки.

 

Игра «Подскажи словечко» 

Цель: развивать быстроту реакции.

Ход: Ведущий начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

  • У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?
  • Цветные, не прозрачные.
  • Ворона каркает, а сорока?
  • Сорока стрекочет.
  • Петух кукарекает, а курица?
  • Курица кудахчет.
  • У коровы теленок , а у овцы?
  • У овцы ягненок
  • У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
  • У бельчонка мама белка.

 

Игра «Третий лишний» 

Цель: развивать логическое мышление, уметь вычленять лишнее.

Ход: на карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка; две рыбки (карась и щука) и одна лягушка. Игроки должны определить, кто лишний.

Усложнение: игру можно проводить с моделями (овальное тело, плавники, клюв).

 

Игра «Четвертый лишний» 

Цель: развивать логическое мышление.

Ход: Перед ребенком выложить четыре картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив лишнюю, т.е. не подходящую к остальным картинку, ребенок получает фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука; елка, береза, дуб и земляника; огурец, репа, морковь и заяц и т. д.

Можно подсказать правильный ответ: «Огурец, репа и морковка – овощи, они растут на огороде. А заяц - не овощ, поэтому его надо убрать».

 

Игра «Букет» 

Цель: закрепить место произрастания растений.

Ход: На столе наборы изображений лесных, полевых, садовых и комнатных растений. Участники игры получают задание собрать букет, но каждый собирает цветы строго определенного места обитания. Например: только лесные.

Эту игру можно проводить без картинок - в словесном виде, просто называя - одуванчик-поле; подснежник - лес, роза - сад и т.п.

 

Игра «Бывает - не бывает» 

Цель: закрепить знание сезонных явлений природы.

Ход: Ведущий называет время года, например, осень, затем называет явление природы, например, иней, и бросает мяч. Ребенок должен сказать, бывает или не бывает.

Игра «Бывает - не бывает» 

Цель: развивать логическое внимание.

Ход: Игра требует богатого воображения и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он отвечает правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Чередуются реальные и нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится», «кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч: игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.

 

Игра «Кто кем (чем) будет?» 

Цель: закреплять знания о предмете в разные временные отрезки (в настоящем будущем, бывшем).

Ход: Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?). При обсуждении, подчеркивается возможность нескольких вариантов.

Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Вариант этой игры – игра «Кем был?». Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичом), сильный (слабым), и т. д.

Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову подбирается варианты ответов.

0
Акция «Украсим планету цветами!»
Программа самообразования «Технология ТРИЗ в эколо...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.02.2020

В блогах

Закаливание

Закаливание — воздействие контрастных температур на организм, цель которого — укрепить организм, его иммунные системы. Более интенсивными закаливающими компонентами воздействия...

Консультация для родителей

ПРАКТИКУМ-СЕМИНАР "ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА" Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая, как родители, старшие братья, сестры действуют...

Малые формы фольклора в развитии речи дошкольников

                                             Содержание: Введение  ………………………………………………………………………….3 1 глава.  Влияние...

Новое на сайте

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой рисования «витраж» как средство развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству. Активизация творческой деятельности педагогов. Задачи: - Познакомить...

Дидактическое пособие для детей раннего возраста. Театрализованная игра «Маша и медведь»

Дидактическое пособие для детей раннего возраста Театрализованная игра «Маша и медведь» Аннотация: Дидактическая театрализованная игра «Три медведя» предназначена для детей 2-3 лет. Игра развивает связную речь, учит драматизации, развивает интерес у детей к театрализации русских народных сказок...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. Детские творческие игры – явление...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог