Сайт для воспитателей детских садов




дошкольное вопитание

Родилась 28 марта 1968 года.Омской области Муромцевского района.в 1985 году окончила школу.В павлода ...

Традиции как средство социально-нравственного развития детей дошкольного возраста

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),   нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний),  нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли).

Последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Однако опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных, “общечеловеческих” ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в “общечеловеческом смысле”, – сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше,  содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Что же мы наблюдаем в большинстве случаев: 1) родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер; 2) произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей; 3) крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.

Первый коллектив для ребёнка это семья. Здесь ребенок должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, поселка, двора. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Поэтому процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте, но полноценным нравственное воспитание будет тогда, когда родители осознают свою ответственность.

Пожалуй, самая ценная характеристика человека – доброта и отзывчивость, способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где  присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине [4,с.36].

Для того чтобы привлечь родителей к решению совместных задач в процессе воспитания детей, в нашем детском саду была разработана и применяется в практике программа «Взаимодействие детского сада и  семьи  в физическом и нравственном развитии личности ребенка". Программа предусматривает решение следующих задач: 1) просвещение родителей по разным направлениям воспитания; 2) совместная деятельность родителей и детей; 3) индивидуальная работа с различными категориями семей.

Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.    Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. [4, c.50]. 

Таким образом, основной целью нашей работы является создание условий для возрождения семейных обычаев и традиций, через организацию «Семейных мастерских». Исходя из поставленной цели, были определены задачи: 1) оказание положительного влияния на развитие и возрождение семейных обычаев и  традиций; 2) координация действий родителей, воспитателей, детей  на фоне эмоционально-насыщенного общения и позитивного взаимодействия; 3) развитие социально-нравственных качеств дошкольников.

Работа по формированию у детей нравственного поведения, нравственного облика и позиции была рассчитана на: 1) социальное партнёрство детского сада и семьи; 2) активное участие родителей в воспитательном процессе; 3) формирование у родителей потребности в самообразовании; 4) обобщение лучшего опыта по поддержанию семейных традиций.

Прежде чем начать работу в детском саду мы попытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анкетирование родителей показало, что большинство из них, знают задачи и требования по нравственному воспитанию детей данной возрастной группы; обращают внимание на предлагаемую наглядную информацию; поддерживают семейные традиции и хотят с ними познакомить других родителей [4, с.44]. Беседа с детьми выявила: большинство из них имеют представления о нравственном поведении человека и его позиции в обществе, о традициях в семье  но затрудняются о них рассказать.

Мы используем разные варианты привлечения родительского внимания к вопросам воспитания детей. Начинаем консультации с простых тем: «Игры для непосед», «Все об адаптации» и, постепенно завоёвывая родительский интерес, переходим к серьёзным темам, как: «Роль отца в воспитании ребёнка», «Искусство наказывать и поощрять». Большая работа была проведена в старших, подготовительных группах нашего детского сада к открытым занятиям "Профессии моих родителей", "Кто придет к тебе на помощь". В ходе подготовки к занятиям дети из бесед с родителями узнали много нового и интересного о своей семье. Дети подготовительных групп в кругу семьи с помощью родителей, бабушек, дедушек составили генеалогическое дерево, познакомились со  своей родословной. На занятии были представлены лучшие семейные традиции, которым захотелось подражать.

В группах нашего детского сада также сформировались  традиции:

l     в день своего рождения именинник целый день в центре внимания: для него мы      водим хоровод, все вместе поднимаем виновника торжества на стуле столько раз, сколько ему исполнилось лет, говорим добрые пожелания, дарим подарки, сделанные своими руками;

l     в последнюю неделю каждого месяца проводится день именинника в музыкальном зале, где чествуются именинники со всех групп, куда обязательно           приходит сказочный или вымышленный герой, поздравляет с днем рождения и           вручает подарки. С большим нетерпением дети ждут этот праздник: для них это           всегда ожидание чуда, предвкушение радости;

  • каждый год проводится конкурс творческих работ «Лучшая игрушка на новогоднюю ёлку», оформляется вся территория сада, а лучшими украшается ёлка на улице у центрального входа, где принимают участие вместе со своими детьми их родители.
  • ведётся альбом «Наши праздники», который передаётся из группы в группу и           оформляется в домашней обстановке в семье;
  • совместно дети и родители в группе создают стенгазету «Как я провёл лето»;  выставки тематических детских рисунков «Мы любим вас мама, папа», «День  Победы», и др.
  • ежегодно оформляется выставка семейных поделок «Дары осени».

Наши традиции сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей  дошкольного возраста. 

Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование духовно-нравственных качеств ребенка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему».

Список использованной литературы:
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение,

1979. – 534с.

4. Е.Ю.Александрова. Система патриотического воспитания в ДОУ.

Волгоград: Учитель. 2007г

5. Журнал «Начальная школа» №4, 2002г.

0
Традиции в воспитании жизненных ценностей у детей ...
План работы с родителями в средней группе
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
08.12.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Рождественский кукольный спектакль «Лучший подарок»
07 декабря 2019
Дорогая Елена, такой прекрасный спектакль. Так хочется узнать продолжение. Мы с внучкой играем в вол...
Рождественский кукольный спектакль «Лучший подарок»
29 ноября 2019
Добрый день,Елена! Очень душевный спектакль , хотелось полную версию, если это возможно? Думаю показ...
Проект по экологии в подготовительной группе "Вода вокруг нас"
23 ноября 2019
Уважаемая Екатерина Николаевна, большое спасибо за проект по экологии "Вода вокруг нас". Мне он очен...

В блогах

Цель: Учить детей создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток). Задачи: Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик на красоту окружающего мира, воспитывать чуткое и б...
23 февраля. Под музыку выходят дети в костюмах моряков, выполняют несложные танцевальные движения, отходят на задний план; выходят дети в костюмах десантников, выполняют движения, отходят на задний пл...
Стихотворение  "Кошка" Чанова Владислава , вторая младшая группа "Радуга" "...
Открытое занятие по ФЭМП во II младшей группе  «НА ПОМОЩЬ МАШЕНЬКЕ» Цель – развитие познавательной, коммуникативной, эмоциональной и двигательной сферы. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Закрепить понятия...

Новое на сайте

Адаптация. Рекомендации для родителей по адаптации к детскому саду

Адаптация. Рекомендации для родителей по адаптации к детскому саду Новое воспринимается всегда сложно. Адаптация – это врожденная приспособительная реакция организма. Она зависит от многих факторов: социальных. Экономических, а также от индивидуальных...

Итоговое занятие «Скоро в школу» в подготовительной к школе группе

Итоговое занятие «Скоро в школу» в подготовительной к школе группе Цель: уточнить и закрепить знания детей о школе, дать детям уверенность в себе. Задачи. Образовательные. Закрепить знания о задаче, ее составе. Упражнять в решении...

Конспект занятия «Россия – Родина моя»

Конспект занятия «Россия – Родина моя» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о России. Задачи: Образовательные: - закрепить знания детей о государственных символах России: флаг, гимн, герб; - обобщить элементарные представления о функциональном назначении гимна...

Конспект НОД «Открытка мамочке родной»

Конспект НОД «Открытка мамочке родной» В марте праздник есть весенний,Он приходит к нам с капелью.С первым солнцем и лучамиВ радость бабушке и маме!Скоро наступит долгожданный праздник - 8 марта. В этот весенний...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top