Сайт для воспитателей детских садов




«Дошколенок.ру»

Блоги пользователей сайта

Тема : «Роль художественной литературы в развитии личности ребенка»

Тема: «Роль художественной литературы в развитии личности ребенка»

План
  1. Ребенок в мире образа как ребенок воспринимает художественную литературу - психологические предпосылки развития восприятия художественной литературы у детей 5-6 лет.

Волшебный мир сказок.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно - образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Искусство слова отражает через художественные образы, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты - это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои радости и горести героев.

В детском саду знакомим дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решаем целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Большое воспитательное воздействие на детей оказывают малые жанры фольклора.

Фольклор - это коллективное поэтическое творчество народных масс «подлинно народное творчество», произведения которого дают яркое представление о «чаяниях и ожиданиях», о «народной психологии ». Так, колыбельные песни покоряют их нежностью, сказочностью, мелодичностью; прибаутки и небылицы обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений; приговорки, игровые припевы формируют поэтическое отношение к природе, к жизни; считалки, скороговорки помогают вырабатывать правильную речь.

Например, Скороговорки (послушай и повтори)

-      Бобр добр до Бобрят

-      Сух сук нес барсук

-      Проворонила ворона вороненка

-      Шесть мышат в камышах шуршат

-      Влас у нас, Афанас у вас

-      Около кола бьют в колокола

-      Вожжи из кожи в хомут в кожи

или, например, Страшилки

Барашеньки, по дворам бродили, Крутороженьки, в скрипочку играли,

По лесам ходили, Ваню потешали.

А совища из лесиша Глазищами хлоп - хлоп!

А козлище из хлевища Ножищами топ - топ!

или, например, Молчанки

Венчики, венчики, летали бубенчики По травке и росе,

По чужой стороне.

Собирали орешки, медок, сахарок - молчок!

Ехали бояре,

Кошку потеряли.

Кошка сдохла,

Хвост облез.

Кто промолвит,

Тот и съест.

Колыбельные песенки

Сон два дрема По новым сеням брела Да и к Маше забрела :

-Где Машина колыбель?

- На высоком тереме,

В шитом броном пологе :

Кольца - пробойца серебряные

Ты вырастешь большая,

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить,

Мамушкам, нянюшкам Обносочки дарить,

Красным девушкам - по ленточкам,

А старым старухам - По повойничкам.

или, например, Заклинки и приговорки

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гуще,

Выйду на крылечко, дам огуречка...

Дам и хлеба каравай - Сколько хочешь понуждай.

Произведения устного народного творчества - это источник радостных переживаний детей и важнейшее средство их всестороннего развития.

Знакомя малышей с устным народным творчеством, начинаем с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малышу легче просыпаться, умываться лучше («Водичка, водичка»), накормить детей легче («Травка - муравка»). Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в этот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для развития.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик - мальчик, ел - пел, наша - Миша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них.

Например,

Вот проснулся петушок.

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Стань, мой Юрочка

(петушок - дружок)

или

Котик серенький присел на печурочке

И тихохонько запел песню Юрочке.

(присел - запел)

или

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел,

На печи калачи,

Как огонь, горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

(пошел — нашел, калачи — горячи, пекутся - даются)

своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношениям.

Научившись различать вариативность звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность. Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость. Веками народ выбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Они оказывают и нравственное влияние - пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Например,

-      Курочка - рябушечка.

Куда ты пошла?

-      На речку.

-      Курочка - рябушечка,

Зачем ты пошла?

-       За водичкой

-       Курочка - рябушечка,

Зачем тебе водичка?

-       Цыпляток поить

-       Курочка - рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

-       Пи - пи - пи - пи - пи - пи!

Или

Травка - муравка, сосна поднялась,

Птица - синица за зерно взялась,

Зайки - за капусту,

Мышки - за корку,

Детки - за молоко.

Наряду с песенками, созданными для детей, в круг детского чтения входят отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих песен - это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями. Они отличаются тем разнообразием поэтических образов от водички, умывающей «личико», до весны - «весны красной, весны ясной» или птиц, несущих из-за моря «ключи весенние». Богатством стихотворных форм, интонацией до юмористической - «Ты умница, разумница».

Строим работу в системе, подбираем материалы соответствующего содержания к театрально - игровым деятельностям, решаем педагогические задачи, цель которых - формирование творческих способностей детей. Объединяемся в небольшие творческие группы, вместе готовим, оформляем литературные произведения. Театрализованные игры планируем еженедельно в самостоятельной игровой деятельности. Учим разыгрывать знакомые народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Все это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и является хорошим средством повышения эмоционального тонуса ребят, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

Например, Игра «Блины пекут»

Двое детей стоят друг против друга и хлопают ладонями :

1. Одновременно двумя сразу

  1. Правая с правой
  2. Левая с левой

При этом приговаривают :

Пеки блины румяные,

Румяные, горячие,

Пеки блины румяные Румяные, горячие.

Или «Игра с пальчиками»

Беру руку ребенка и играю с его пальчиками, приговариваю

Пальчик - мальчик Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Кроме песен и потешек используем скороговорки. Цель - учить детей сочетать слова и движения и выполнять заданный ритмический рисунок.

Например,  От топота копыт

Пыль по полу летит!

Или,

Маленькая болтунья Молоко болтала,

Молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.

Игры с пальцами можно оживить, сделав мальчиков и девочек, их рисуем или вырезаем из старых вышедших книг, журналов, наклеиваем резинку по размеру пальца. И с помощью таких игрушек обыгрываем ряд стихотворений и потешек.

Например,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - тятенька (папа),

Этот пальчик - маменька,

Это - наш малыш,

Зовут его (ее)... называем имя ребенка.

Потешку «Кисонька - мурысонька» - обыгрываем вместе с детьми : одним на палец надеваем головку кисоньки, а другим головки мальчиков и девочек. Игра проходит в форме вопросов и ответа.

Все это дает воспроизводить понравившиеся литературные произведения с помощью слов, мимики, жестов, передавая различные образы. И это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу. Обязательно отбираем наибольшие произведения : потешки, стихи, сказки - где обязательно есть содержание диалога или даже где существуют конфликты между действующими лицами, как в стихотворении С. Маршака «Перчатки» или в сказке «Лиса, заяц и петух».

Подготовка к театрализованным играм требует правильного подбора иллюстрации, диапозитивы, грамзаписи. Это все поможет детям составить более четкие представления о героях произведений.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт.

В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности. яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потеше: вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Мы живем в Адыгее, но воспитание и обучение детей на русском языке. Тем не менее, дети должны знать, что нет лучше языка или хуже - все языки способны отражать окружающую действительность. Сколько языков знаешь, столько раз ты человек - в этом высказывании заключена великая мудрость. Ведь с языком усваивается история и культура народа. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок начинает познавать мир, когда запоминает слова маминой колыбельной песенки. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с адыгейским языком.

Мы широко используем народное творчество в воспитании детей. В методическом кабинете собраны и систематизированы народные произведения для детей раннего и дошкольного возраста (хрестоматии на адыгейском и на русском языках ), консультации для родителей и конспекты занятий.

С помощью народных песенок, потешек, прибауток можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам умывания, одевания, укладывания спать.

Например, при причесывании

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся.

или во время приема пищи,

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

или при одевании на прогулку

Вот они сапожки :

Этот с левой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем галошки :

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Вот так хорошо!

или при укладывании спать

Спи, усни, дитя Сереженька,

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Сереженьке,

Спать велят.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят!

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Утки - на муравушке,

Детки - все по люлечкам,

Спят - поспят Всему миру спать велят!

Знакомство с народными потешками расширяют кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. И наша задача - помочь им в этом.

И мы, особенно младшие группы, да и постарше должны держать в памятке большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми. Особенно используем эти малые фольклорные форсы в период адаптации или во время тяжелого расставания с родителями.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.

Проанализировала речь детей своей группы. И показали результаты, что некоторые ребята знали и с удовольствием повторяли потешки, прибаутки, песенки, байки. Узнавали потешку, сказку и называли персонажей. И мы поставили перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно - речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитания гуманных чувств. Подбираем соответствующие настольные - печатные игры, книги- наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умение самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке размещаем книги - раскладушки, книги - картинки, книги - малышки, дидактические игры, сказки. И все это привлекают внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек, сказок. Дети осуществляют перенос действий сказок т потешек в игры и в повседневную деятельность.

Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминают содержание колыбельных песенок. Во время игры в «парикмахерскую» можно услышать : «Оля, тебе не больно. Я тебе волосоньки в ряд причешу, коса вырастет до пояса». Или, например, при чтении потешки детям «Сорока - белобока» Света ставила деток - сорок друг за другом и раздавала им кашу, а самому последнему, «который ничего не делал», говорила : «А ты постой, вот тебе горшок пустой». Чтобы потешка, прибаутка, песенка лил байка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. На занятиях мы не просто читаем ту или иную песенку, потешку, а продумываем, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Например, на занятии по конструированию дети строили домики - теремки. Затем по моему предложению каждый выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечал на вопросы : «Кто постучался в твой теремок? Как он просился в твой теремок? Что он стал делать там?».

Предполагали, что «Кошка на окошке рубашку шьет», или «Курочка в сапожках избенку метет» и т. д. Разговор персонажей дети вполне самостоятельно переносили на действия с другими игрушками - куклами, матрешками, уточками и т. д. При этом интонацией они пытались передать характер того или иного персонажа и придумывали им определенные движения, например, матрешка в теремке плясала, уточки прибирали, а кукла варила обед. Или, построив из кирпичиков кроватку, укладывали куклу спать, а качать кроватку поручили котику : «Уж ты, котенька - коток, котя серенький лобок. Приди, котя, ночевать...».

Проводим дидактические игры, например, «Узнай потешку», «Назови одним словом». В играх формируются такие качества личности ребенка, как коллективизм, доброта, способность к сопереживанию, потребность в общении со сверстниками, готовность оказывать помощь более слабым. Дидактические игры проводим во всех возрастных группах, в младших и средних группах воспитываем правильного звукопроизношения, уточнения, закрепления и активизацию словаря, развития правильной ориентировки в пространстве. А в старших группах используем в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач, особенно они важны в воспитании к обучении детей, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе : развивать внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Например, игра «Кто больше заметит небылиц?».

Правила и задачи : учить детей замечать небылицы, мелочные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылиц, должны положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Сначала читаю небольшую часть стихотворения К.Чуковского «Путаница», медленно, выразительно, акцентируя места с небылицами. И спрашиваю детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, попросить назвать замеченные небылицы. Потом спрашиваю у детей, которых больше фишек и, они называют те небылицы, которые не заметили первые отвечающие. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, тогда я говорю, что правила игры не выполнил, и предлагаю быть более внимательным в другой раз. Затем читаю следующую часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Если они устали, прекращаю, и в конце игры хвалю детей тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

В игре можно использовать и другие небылицы, например : «Радость» К.Чуковского и «Шутка» З.Александрова. Народные сказки, например «Пан и сказочник», или «Сказки братьев Еримм» и т. д.

Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведения, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерий поведения человека в нашем обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а в конце дошкольного возраста - проверенными, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией. Они под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественные формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

В соответствии с «Программой» мы должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы.

Задача строится с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия. Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихи, малые фольклорные жанры). Часть - уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладев зет способами исполнения ролей в инсценировке, в игре - драматизации на литературных сюжетах. Одна из важных задач - формировать самостоятельность детей в художественно - речевой и театрально - игровой деятельности, развивать их творческие способности.

Вне занятий читаем детям произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки. Например, читать во время прогулки стихи Е.Серовой, отрывки из художественных произведений «Круглый год» С.Маршака, а так же пословицы, загадки и т. д. Повторение заученных на занятиях стихов. Задача моя состоит в том, чтобы дети запоминали как можно больше загадок и научились быстро отгадывать, чтобы ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.

Загадка - краткое образное описание предмета или явления в несколько отличном или иносказательном виде. Нужно подбирать предметы и после того, как будут рассмотрены. Загадывать о них загадки, например : «Два конца, два кольца, посередине гвоздик», «Весит груша, нельзя скушать» и т. д.

Помимо народных загадок, доступных детям дошкольного возраста, используем и авторские. Когда ребенок научится отгадывать загадки о знакомых предметах ближайшего окружения, ему дают загадки по представлениям. Загадки о животных, о растениях, об овощах, о погоде и о явлениях природы, о природе.

Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Например: загадки К.Чуковского о сосульке лучше предложить на зимней

прогулке :

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой.

Но солнце ее припечет - Заплачет она и умрет.

За отгадывания и составления самостоятельно загадок нужно поощрять детей, помочь им в этом, подсказывать нужные слова, фразы. Эти все различия загадок усваивается детьми при условии, если взрослый обращает на них внимание неоднократно загадывает, не упустив случая вспомнить их при виде животных, насекомых, растений, птиц, и напоминать об уже виденном и слышанном. Детям еще недоступно осознание смены времени года и связанных с этим погодных явлений, наличия лиственного покрова и его окраски на деревьях. Природа как особая область познания не выступает еще перед ним во всем ее многообразии. Но уже в этот период, в период дошкольного возраста ребенок ситуативно познает через стихи, потешки, загадки метаморфозы вчерашнего и сегодняшнего дня. Он откликается «сиюминутно» на солнышко, ветер, снег, дождь. Эти первые наблюдения через художественную литературу уже играют определенную роль в ознакомлении с родным краем, родной стороной, родной природой.

Оцените эту запись блога:
0
Памятка для родителей с советами по проведению игр
Родительское собрание для родителей в подготовител...
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Гость
16.12.2017

Вход на сайт


Комментарии в блогах

Методики дошкольного образования
10 декабря 2017
Добрый день, можно получить ответы по данному тесту?
Методики дошкольного образования
10 декабря 2017
можно ответы
Организация приёма пищи в детском саду: методика и нюансы.
05 декабря 2017
Благодарю за то, что поделились полезным опытом, скажите, сколько времени должно отводиться на кажду...
Мнемотаблицы
02 декабря 2017
Спасибо автору за новую методику запоминания стихотворного текста.
Мнемотаблицы
22 ноября 2017
Очень понравилось качество исполнения таблиц. Наглядно и точно.
Добавить запись в блог