Тема:«Инновационные формы и методы в области познавательно-речевого развития дошкольников».

Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей.

Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей

  Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логической речи. Поэтому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логической речи. Поэтому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно

судить об уровне его речевого развития.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

 Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка.

Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

 В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается.

И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

6. Цель познавательно-речевого развития дошкольников: развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

 Задачи : Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

 Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми..

Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

 Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе, т.к. традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

Сегодня я предлагаю рассмотреть следующие нетрадиционные методики, которые наиболее приемлемы в работе с дошкольниками: мнемотехника(мнемоника), логоритмика, сказкотерапия. Они включаются в организованную образовательную деятельность и знакомят детей с окружающим миром, развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, то есть познавательные процессы.

 Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Структура мнемотехники строится по принципу: от простого к сложному.

Это доставит огромное удовольствие и ребенку, и взрослому. Играя, ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составлять предложения, сюжеты, рассказы, сказки.

В процессе логоритмических упражнений

у детей развиваются двигательные умения и познавательные способности, совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, психические процессы, речь, , помогают разнообразить виды деятельности по всем направлениям образовательной деятельности.

Задачи сказкотерапии достаточно глубоко пересекаются с нашими педагогическими задачами.

Развитие всех психических процессов ребенка.

Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, совершенствование коммуникативных навыков).

Снятие эмоционального и физического напряжения

1 Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии.

 Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой

использование песочной терапии позволяет:

 - стабилизировать психоэмоциональное состояние;

- совершенствовать координацию движений, мелкую моторику;

- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;

- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

- разнообразить способы сотрудничества.

.В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются задачи:

– развитие активной самостоятельной детской деятельности;

– развивается речь дошкольников;

– расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

– воспитывается у детей инициатива, самостоятельность, навыки самоконтроля и анализа своих действий;

ТРИЗ – это технология творчества,

цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей

  • Снимается чувство скованности,
  • Преодолевается застенчивость,
  • Развивается воображение, речевая и общая инициатива,
  • Повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
  • ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
0
Беседа по ознакомлению с окружающим миром «Зима. З...
Мастер-класс "Речь педагога, как инструмент воспит...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.02.2020

В блогах

Музыкально-дидактические игры в старшей группе детей дошкольного возраста

           Музыкально-дидактические игры в старшей группе детей дошкольного возраста Дидактический материал объединяет музыкально- дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма...

«Осенние приметы» конспект

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. ГБДОУ начальная школа-детский сад № 36 города Санкт- Петербурга. ВОСПИТАТЕЛЬ: Петрова Людмила Артёмовна. ТЕМА:...

«Развитие хакасского языка в режимных моментах в дошкольном учреждении».

Тема: «Развитие хакасского языка в режимных моментах в дошкольном учреждении». Цель: развитие хакасского языка в режимных моментах в дошкольном учреждении. Задачи: Образовательные: Объяснять...

Новое на сайте

Электронное портфолио воспитателя

Электронное портфолио воспитателя

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в зоопарк»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в зоопарк»

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши деды и отцы - вот…

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши деды и отцы - вот какие молодцы!» Описание работы: сценарий данного спортивного развлечения «Наши деды и отцы - вот какие молодцы!» предназначен для музыкальных руководителей, инструкторов...

Чтение художественной литературы. Мастер-класс для младших воспитателей

Чтение художественной литературы Мастер-класс для младших воспитателей Уважаемые младшие воспитатели! Когда изменилось название вашей профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность. Быть вместе с детьми, их занимать, воспитывать, развивать –...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог