"Технологии речевой активизации в детском саду "
«ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВИЗАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ»
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребёнком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые обеспечивают возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.
Cуществует немало таких технологий, но мне хотелось бы остановиться на технологии активизирующего обучения речи как средству общения. Автор этой технологии Ольга Афанасьевна Белобрыкина.
Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности. Существует множество лингвистических игр, которые не только способствуют расширению словарного запаса ребёнка, но и развивают его воображение, способствуют творческому мышлению. Это игры, правила которых ориентированы не на внешний вид слова и его формальные особенности, а на его смысл и содержание.
Одна из простейших игр - подбор слов определённой смысловой группы. Приём: «РАЗНЫЕ СЛОВА» «Что бывает?» (К слову прилагательному подбирают существительное. Н р, «зелёный» помидор, ель, трава, дом и т.д.) Эмоционально привлекательной основой и стимулом могут служить поэтические произведения.
КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА - стихотворение
Приём: «ДОБАВЛЕНИЕ» «Пропущенные слова». Ведущий произносит предложение, а дети вставляют пропущенное слово. Н р: «На пороге сидела и жалобно мяукала»; «Кошка поймала в саду»; «Шерсть у кошки, коготки». В дальнейшем ребёнок и взрослый могут поменяться ролями.
Приём: «ЗАМЕЩЕНИЕ» «Назови предмет по действию» (ручка - писалка, пчела - жужжалка, собака кусалка, занавеска - затемнялка и т.д.). «Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).
Приём: «КЛАССИФИКАЦИЯ» «Назови одним словом» (клубника и малина; чашка и тарелка и т.д.)
Приём: «СРАВНЕНИЕ» «Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.). «Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.). «Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.).
Приём: «РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ»
Приём: «НЕБЫЛИЦЫ»
Приём: «ВСЁ НАОБОРОТ» «Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.).
Приём: «РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА» Монолог повествование может идти от имени любого лица: предмета, явления, живого или неживого существа и т.д. Н р, рассказчиком будет собака. Рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке собаководства. Перед началом рассказа монолога можно провести беседу: о чём могла бы рассказать собака? Наверное, о сахарной косточке, которой угостил её добрый хозяин; о запахах, которые её окружают.
Приём: «ТЕЛЕВИЗОР» Эта игра служит наилучшим средством устранения барьеров в общении детей друг с другом. Содержание телепередачи может быть разнообразным. Допускается и возможность совместного действия актёра и зрителя. Зритель имеет право вмешиваться в ход передачи, выражать своё отношение к происходящему, принять своё участие.
Самая творческая разновидность лингвистических игр-те, в которых смысловое условие служит основой для создания новых слов или текстов. Обычно эти игры предназначены для детей младшего и среднего школьного возраста
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Одна из игр, которую я хочу вам предложить, называется «Классификация»
Следующая игра называется «Рисунки по кругу».
Так же делимся на две команды. Каждой команде раздаю лист чистой бумаги и карандаш. По сигналу вы начинаете рисовать, через минуту вы должны передать свой рисунок сидящему справа от вас человеку, получив его от соседа, следующий рисует и вновь по сигналу передаёт дальше, и та к до тех пор, пока рисунок не вернётся к начинающему рисовать. Потом по этому рисунку надо придумать небылицу.
игра «Найди середину»
Цель игры-придумать одно предложение, в котором упоминаются два заданных ведущим слова, не связанные по смыслу. Например, связать слово рыба и занавеска можно так; На занавеске были нарисованы рыбы , а можно «Рыба видит из аквариума занавеску, на которой нарисовано море, и хочет на волю.
Еще одна технология, о которой хотелось бы рассказать. «Развитие диалогического общения» автор А.Г. Арушанова.
Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств. Важнейшим составляющими коммуникативной компетенции являются диалог и речетворчество.
В технологии активизирующего общения программным содержанием обучения выступает «несанкционированная» речевая активность каждого ребенка. При этом сценарий активизирующего общения предусматривает возможность решения разнообразных задач речевого развития дошкольников – развитие лексической стороны речи, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.
Чем богаче палитра методов обучения у педагога,
тем удачнее должна быть картина его занятия
и его результативности.
Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающими определенного свойства.
Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода кластеризации внес Майкл Юджин Портер - профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции.
Технология кластера универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.
Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА:
1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово «СКАЗКА», которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап –вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы - выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»)
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Использование кругов Эйлера для развития логического мышления и активизации речи дошкольников».
Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду.
Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Новизна использования кругов состоит в том, чтобы еще иметь возможность развивать и корректировать логическое мышление дошкольников, что имеет большое значение.
Использование кругов Эйлера приведет к активизации детского механизма саморазвития, в результате которой логическое мышление дошкольников преобразуется на качественно новый уровень.
- Навыки, умения работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий.
- Важнейшим является формирование и развитие логического мышления и способность «действовать в уме».
Существуют несколько моделей кругов:
а) Непересекающиеся круги;
б) Пересекающиеся круги;
в) Один круг вложен в другой
Круги Эйлера могут хорошо использоваться в процессе обучения связной описательной речи. Моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. При этом символы описания (пиктограммы) выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении кругов (кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
Для примера я предлагаю: Сравнительное описание кошки и собаки.
Для начала мы выделяем сходные признаки: кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы, а затем выделяем различия; у кошки – кошачий, а у собаки – собачий хвост. Кошка бело-черного цвета, а собака – рыжего. Кошка мяукает, а собака – лает. Кошка любит пить молоко и есть рыбу, а собака грызть кости. Кошка и собака приносят пользу человеку. Собака охраняет дом, а кошка ловит мышей.
Сравнивать можно также варежки и перчатки, свитер и майка, лимон и апельсин и многое другое.
Далее задания усложняются тем, что используется больше множеств.
Таким образом, используя в работе данную технологию, мы решаем такие задачи, которые требуют от детей умения находить объекты, обладающие, в отличие от остальных, не одним, а сразу несколькими признаками. И именно с помощью пересекающихся кругов решается целый класс интереснейших речевых, логических задач, которые необходимы ребенку при подготовке к школе.
"Учите ребенка каким - нибудь неизвестным ему 5 словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите 12 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету"
Технология «Интеллектуальные карты»
Работая с детьми дошкольного возраста приходится искать новые технологии облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.
Одна из важнейших задач образования — развитие задатков и способностей человека, его интеллекта, т.е. воспитание всестороннего развитого человека.
Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимо каждому ребенку. Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления и речи выступают интеллект-карты.
Причиной использования интеллект -карт в практике работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи явилась необходимость оптимизации образовательного процесса.
Данный метод (интеллект-карт) был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.
Технология «интеллект-карт» – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального, а также помогают речевой активизации. Метод интеллект - карт помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия слово, предложение, текст, научиться работать с ними.
«Интеллект – карт» – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.
План в виде интеллект карт дает нам ряд преимуществ:
- Легко отслеживать, что уже сделано, а что нет. Просто выделяем выполненные шаги и сразу видим, что уже сделали.
- Легко дополнять план. Если нужно добавить новый шаг, просто рисуем новую ветку и план становиться более подробным.
- Легко увидеть первоочередной фронт работ. Когда все шаги перед глазами, то меньше шансов, что завязнем в мелких, второстепенных шагах. И не выполним самые важные
Эта технология позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:
-Стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка.
-Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
-Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
-Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
-Развивать воображение и творческую активность.
-Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Интеллект-карта по изученной теме «Дикие животные наших лесов»
1. Лист расположен в горизонтальном направлении.
2. В центре выделена тема « Волк».
3. От центра расходятся цветные линии-мысли.
4. Подбираются слова-ассоциации по теме.
-место обитания.
-семья.
-способ добычи пропитания.
-опасность.
-способ защиты.
5. От каждой ассоциации также отводятся ветви такого же цвета, что и
первая ветвь.( заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме)
6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому разделу темы.
7. Дети составляют предложения, рассказ.
Дальнейшие карты заполняются аналогично.
В процессе работы с интеллектуальными картами дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средство, позволяющее самостоятельно развивать речь в процессе общение и обучения.
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, формирования значения слова, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
Заключение Педагогические технологии реализуются на практике непосредственно педагогом. Поэтому от того, насколько он осознает смысл технологии, ее научные основы, как умеет их адаптировать к конкретным условиям или разрабатывать индивидуальные технологии, зависит не только результативность образовательного процесса, но и становление педагогической технологии в качестве способа профессионального мышления педагога и его деятельности.
Только от активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.
Готовность педагога меняться самому и менять ситуацию – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.
Комментарии