Сценарный план мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Память бережно храним…»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 27 «Росинка»
Сценарный план мероприятия
для детей старшего дошкольного возраста
«Память бережно храним…»
Светлана Александровна Тумакова
воспитатель,
Светлана Владимировна Болотина
воспитатель
Тема. Память бережно храним…
Цель. Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, уважения к героическому прошлому страны, любви к Родине, желание принимать участие в проведении мероприятий по сохранению памяти о наследии предков.
Задачи.
- Формировать у детей представление об истории ВОВ.
- Расширить кругозор детей посредством ознакомления с материалами и экспонатами Уголка памяти.
- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны.
- Развивать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
- Воспитывать гордость за свою страну, чувство благодарности и уважения к старшему поколению, отстоявшему независимость Родины.
Материалы: презентация «Вставай страна огромная!», аудиозапись звуков битвы, фонограмма «От Советского Информбюро», пилотка, материалы и экспонаты Уголка памяти «Мы помним!», звук метронома.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас в круг. Покажите мне свои ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете? Это тепло ваших добрых сердец. Давайте передадим тепло друг другу. (Дети пожимают друг другу руки)
Мир держится на добрых людях,
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
То ничего не будет на Земле.
Только такие добрые и дружные ребята могут сохранить мир на Земле.
Игра – разминка «Мир» (Приложение 1)
(под музыку А. Ермолова «Веселая песенка»)
Воспитатель.
- Ребята, какое у вас сейчас настроение?
- О чем вы сейчас думаете? О чем мечтаете?
- А теперь закройте глаза – мы послушаем тишину. Что вы слышите? (шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то голоса). Это мирная тишина.
II. Основная часть
1. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
Просмотр презентации «Вставай страна огромная!» Воспитатель. Вот так же много лет тому назад, 22 июня 1941 года летним воскресным утром люди просыпались и думали о детях, о работе, о мирной жизни, мечтали о чем-то добром, хорошем, строили планы на будущее.
Но, вдруг…. (аудиозапись звуков взрывов, стрельбы, плач, стоны) рассветную тишину нарушил гул моторов самолетов, танков и грузовиков с черными крестами. Небо разорвалось сотнями взрывов снарядов и бомб, сброшенных на нашу родную землю. Всюду слышались стоны, крики ужаса и боли, плач женщин и детей. Так началась Великая Отечественная война…
- Что такое война? (ответы детей)
Дети.
1. Война… Это смерть и пепел 2. Война… Это мрак и голод,
Пожарищ, разруха и боль, Разрывы снарядов и бомб…
И дети, лишенные детства, Атаки в жару и в холод,
Со взрослыми вставшие в строй. Суровый военный фронт.
3. Война… Это вдовьи слёзы
И горе отцов, матерей,
Разбитые детские грёзы
И ужасы концлагерей…
Воспитатель. Слова, которые люди услышали по радио в те далекие годы, не будут забыты никогда. Они били в самое сердце.
Звучит фонограмма «От Советского Информбюро»
- Кто напал на нашу страну?
- Для чего фашисты это сделали? Чего они добивались?
- Какая это была война?
- Почему она названа Великой Отечественной?
- Кто встал на защиту нашей Родины?
- Как воевали наши солдаты?
- Сколько лет длилась эта война?
- Чем она завершилась? Когда это случилось?
- Благодаря чему наша страна одержала победу?
- Как мы чтим память о защитниках нашего Отечества?
Воспитатель. 75 лет прошло с тех пор, как на нашей земле наступил мир. Победа в войне далась нашей стране дорогой ценой — погибли миллионы людей. Имён многих мы не знаем. Но мы чтим память о тех, кто защищал нашу Родину от врагов.
Дети.
1. Падали бомбы, и рвались гранаты 2. Жизнь отдавали, сражаясь с врагами,
Смело в атаку бросались солдаты. Чтоб было мирное небо над нами,
Много их – кто не вернулся с войны, Чтоб больше не было страшной войны -
Но нашу землю они сберегли. Помнить об этом все люди должны!
- Почему нам нельзя забывать о событиях ВО войны?
- Как мы храним память о героизме наших защитников? (ответы детей)
2. Ознакомление с новым материалом.
Воспитатель. А еще у нас в стране, в каждом городе, поселке есть музеи и уголки памяти, которые хранят историю Великой Отечественной войны. И у нас в детском саду тоже создан Уголок памяти «Мы помним!». Я приглашаю вас его посетить. С экспонатами уголка вас познакомят наши экскурсоводы.
1 ребенок - экскурсовод. В первые дни войны с фашистской Германией нужно было выстоять, удержать врага. Это было нелегко. На защиту своего Отечества поднялся весь наш народ, от мала до велика. Тогда, в те тяжелые для нашей страны дни, во многом помог плакат «Родина – мать зовет!». Это плакат - призыв.
Вставай народ! Услышав клич земли. На фронт солдаты Родины ушли. За Днепр, за Волгу шли солдаты в бой. Сражались за любимый край родной.
Рассказ экскурсовода о плакате «Родина – мать зовет!» (Приложение 2)
Физкультминутка «Солдаты боевые» (Приложение 3)
2 ребенок - экскурсовод.
На старых фотографиях – война…
Немного пожелтели и помялись.
На память нам – они и тишина
От тех далеких страшных лет остались.
Вглядитесь в эти старые пожелтевшие фотографии. Каждая из них хранит мгновение страшной войны.
Знакомство детей с фотографиями (Приложение 4)
3 ребенок - экскурсовод.
Я хочу вас познакомить с военной формой солдат в годы ВОВ. Здесь представлен ее летний вариант. (Приложение 5)
Игра «Пилотка» (Приложение 6)
4 ребенок - экскурсовод.
Я хочу вам представить личные вещи воинов ВОВ (фляжка, ложка, котелок) (Приложение 7)
5 ребенок - экскурсовод.
Обратите внимание на этот предмет. Как вы думаете, что это?
Да, это военно-полевой бинокль – прибор, который имел очень большое значение. Он может как приближать, так и отдалять предметы. Бинокль был незаменим в разведке для наблюдения за врагом. В основном им пользовались офицеры, разведчики. Этот бинокль передал в наш уголок памяти прадедушка воспитанницы нашего детского сада – Шаталовой Вероники. (дети рассматривают прибор, смотрят в него)
6 ребенок - экскурсовод.
В селе далеком плачет мать от счастья,
Узнав, что сын здоровый и живой.
Ей эту весть сквозь битвы и ненастья
Приносит треугольник полевой.
Рассматривание и чтение фронтового письма – треугольника (Приложение 8)
7 ребенок - экскурсовод.
Кровью и потом наши солдаты отвоевывали каждую пядь родной земли, совершали боевые подвиги.
- Что такое подвиг?
- Какие подвиги совершали наши воины (ответы детей)
Воинам, отличившимся в бою, командование вручало награды – ордена и медали. Вот некоторые из них. (Приложение 9)
8 ребенок - экскурсовод.
Наша армия наносила врагу одно поражение за другим и вдребезги разбила фашистские войска, прочь с нашей земли выгнала их и помогла многим странам избавиться от захватчиков. Но не сразу, а в тяжёлых боях досталась нам победа! Наши войска дошли до Берлина и водрузили над главным зданием – Рейхстагом красный флаг Знамя Победы! Это было 9 мая 1945 года.
Рассказ о Знамени Победы (Приложение 10)
III. Итог мероприятия.
Воспитатель. Наша экскурсия завершается.
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что вас потрясло или удивило?
- Какие эмоции вы испытали?
Да, много горя и бед принесла нашему народу Великая Отечественная война – в руины превратились многие города и села, погибли миллионы людей. Защищая свою Родину, солдаты сражались не жалея жизни. С болью в сердце мы скорбим о тех, кто не вернулся с поля боя. Мы помним о тех, кто подарил нам Победу и мир!
Все помнится, ничто не позабыто! Все помнится, никто не позабыт!
И днем, и ночью в чаше из гранита святое пламя трепетно горит.
Неугасима память поколения и память тех, кого так свято чтим.
Давайте, дети, встанем на мгновение и в скорби постоим и помолчим.
Звук метронома (минута молчания)
Помнить - значит бороться за мир. Войну забывать нельзя. Давайте будем помнить и гордиться нашей великой страной.
Ребенок.
Да здравствует мир на планете!
Слава, слава Великой Победе!
За Родину нашу всегда постоим.
Мы подвиги прадедов помним и чтим!
Дети. Ура! Ура! Ура!
Возложение цветов к «вечному огню» (макет)
Приложение к мероприятию
Приложение 1.
Игра – разминка «Мир»
Над землею солнце светит, (руки поднять вверх, пальцы развести)
На траве играют дети, (подскоки)
Речка синяя, а вот - (руки внизу, плавные покачивания)
Пароход по ней плывет. (ладошки «лодочкой», волнообразные движения)
Вот дома – до неба прямо! (потянуться на носочках, руки вверх, помахать)
Вот цветы, а это – мама, («понюхать» цветы, обнять себя руками)
Рядом с ней сестра моя… (полу присед, руки в стороны)
Слово «МИР» рисую я. («рисование» в воздухе)
Приложение 2.
Плакат «Родина – мать зовет!»
Художник Ираклий Тоидзе в первые дни войны обратился к своему народу с призывом защитить Родину. На плакате изображена Родина – мать в образе немолодой женщины с листовкой в руке. На ее лице отражены боль и тревога всех женщин, проводивших на фронт своих мужей и сыновей, ярость и гнев к врагу. Каждый человек видел в ней черты своей мамы и старался как можно быстрее записаться в ряды Красной Армии, чтобы поскорее уничтожить врага. Этот плакат клеили на улицах городов. Часто при отступлении наши бойцы срывали плакат и бережно хранили его в кармане гимнастерки как напоминание о своей маме. У плаката есть секрет – глаза женщины нарисованы так, что в каком бы месте комнаты ты не находился, они смотрят прямо на тебя (дети обходят плакат).
Приложение 3.
Физкультминутка «Солдаты боевые»
(Дети встают в круг)
Мы солдаты боевые, (марш на месте)
Мы герои удалые. (рука к «козырьку»)
Будем мышцы разминать, (круговые вращения плечами вперед)
Чтобы Родину спасать. (круговые вращения плечами назад)
Пограничник и танкист, (наклоны туловища вправо-влево)
Летчик и парашютист, (приседания)
Все для Родины важны! (руки поднять вверх, помахать)
Чтобы не было войны,
Будем, люди, мы дружны! (взяться за руки)
Приложение 4.
Знакомство детей с фотографиями
1. На фото «Комбат» младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку громким «Вперед! За Родину!» . Он погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок.
2. На фото «Сталинград» запечатлены первые налеты фашистских самолетов на город Сталинград. Над ним кружат немецкие бомбардировщики и сбрасывают тысячи бомб. Языки пламени охватили город. Но взять город сходу - фашистам не удалось. Немцев встретило стойкое сопротивление военного гарнизона и сталинградцев.
«Город не отдадим!» - дали клятву сталинградцы.
«Ни шагу назад!» - сказали они.
Река бушевала под ливнем стальным,
Окутали город и пламя, и дым.
3. Сразу же после объявления войны в военкоматы сибирских городов пришли тысячи добровольцев, готовых встать на защиту нашей Родины.
На фото «Бойцы – сибиряки» наши земляки в товарном вагоне едут на защиту Москвы. Сидящий впереди солдат играет на гармони. Возможно, среди этих бойцов были и ваши прадеды.
4. На фото «Найденыш» запечатлены советские бойцы с кошкой на руках в Сталинграде. Автор фотографии Яков Рюмкин рассказывал: «В те дни Сталинград стал мёртвым городом – даже птицы не летали и вдруг – кошка! Живая, Бог знает, как уцелевшая. Среди руин и печных труб она казалась чудом. Пушистый комочек словно хранил тепло родного очага. Солдатские руки, много месяцев не выпускавшие винтовку, бережно потянулись к ней, к этому символу жизни.
5. На фото «Дочь неба» вы видите легендарную советскую летчицу Марию Долину. Она совершила за время ВО войны 72 боевых вылета. В 6 воздушных боях Мария сбила 3 истребителя противника, взорвала эшелоны с боеприпасами. За проявленный героизм удостоена звания Герой Советского Союза.
6. На фото «Санинструктор» сержант медслужбы Валя Грибкова тащит раненного с поля боя. За время службы она вытащила из-под огня 50 раненных, которые были гораздо тяжелее ее самой.
7. А на этом фото запечатлен юный герой – разведчик Витя Жайворонок. За участие в боях с фашистами и проявленное мужество награжден орденом Красной Звезды.
8. На фото «Знамя Победы» запечатлен момент водружения Красного Знамени над куполом главного здания Берлина – Рейхстага. Его водрузили наши герои - младший сержант Кантария. Это была Победа!
Приложение 5.
Военная форма солдата ВОВ
Пилотка – головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки защитного цвета, её украшает красная звёздочка. Пилотка очень удобна, голова в ней не потеет и не мёрзнет. Да и каску, которая служила для защиты головы от осколков снарядов, можно надеть прямо на пилотку в таком случае она может смягчить силу удара; гимнастерка – рубаха свободного покроя защитного цвета; полевые брюки – галифе свободные в бедрах и узкие в голенищах сшиты так для удобства, ремень – изготовлен из кожи и латунная пряжка с пятиконечной звездой, очень важная часть военной формы – на нем крепилось все солдатское снаряжение: фляжка, сумка для гранат, пехотная лопатка. А еще о ремни точили бритвы. Следующий элемент – сапоги. Сапоги - кирзовые, внутри на ноги наматывались портянки (куски ткани) вместо носок, которые летом впитывали влагу, а зимой защищали от холода. В холодное время года форма дополнялась шапкой из овчины, шинелью или ватником.
Приложение 6.
Игра «Пилотка»
Дети стоят в кругу, под музыку передают друг другу пилотку. Как только музыка остановится, тот - у кого пилотка надевает ее и проходит по кругу военным маршем под дружные аплодисменты друзей.
Приложение 7.
Солдатская фляжка и ложка.
В жару, и в холод приходилось нашим солдатам двигаться на врагов без пищи, а может и без воды. И, конечно, незаменимым другом в такое время становилась вот такая простая фляжка. В ней солдаты хранили воду или чай. Обратите внимание, из какого материала изготовлена фляжка? Как вы думаете, почему она металлическая, а не стеклянная? (ответы детей) Солдат на фронте без фляжки – не солдат. Поэтому они всегда держали фляжку при себе на ремне. Она не раз спасала жизнь солдатам. Судьба этой фляжки необычна. В нее наливали воду из родников и рек России, Украины, Польши, Будапешта. Была, может быть, во фляжке и вода из Берлина – столицы фашистской Германии. Она – безмолвный свидетель войны, свидетель страшных сражений, также свидетель Великой Победы.
На фронте у каждого солдата имелась и собственная ложка, взятая из дома, на память о семье. Солдат на фронте без ложки - голодный солдат, а голодный солдат – плохой боец. Потому они всегда держали ложку при себе за голенищем сапога или за поясом. Чтобы не путать с чужой, красноармейцы помечали свои ложки инициалами, могли даже фамилию нацарапать.
Приложение 8.
Фронтовой треугольник
Можно себе представить, как ждали эти маленькие фронтовые письма - треугольнички жены, матери и дети солдат. К сожалению, не всегда полевая почта приносила хорошие новости, очень много было и грустных писем, в которых сообщали, что солдат геройски погиб в бою, защищая нашу Родину.
Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, при тусклом свете самодельного светильника или луны. Письма писали на листочках карандашом. В минуты затишья написанное письмо складывали в «солдатский треугольник», так как не было на войне конвертов. Получить такой треугольник было большим счастьем.
Это письмо было написано прадедом Вани и Пети Хомченко своим родителям и сестре (зачитывается фрагмент письма). К сожалению, он не вернулся с войны, и этот маленький треугольник, как святыня, бережно хранится в семье мальчиков.
Приложение 9.
Награды ВОВ.
В первые годы войны, бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Эти награды давались только за особую храбрость и мужество, проявленные при защите Родины.
Орден Отечественной войны – им награждались бойцы, проявившие в боях за Родину храбрость, стойкость и мужество, а также командиры, которые провели успешную боевую операцию.
Ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского – ими награждались командиры Красной Армии за выдающиеся успехи, отличную организацию боевых операций и нанесении врагу тяжелых поражений.
Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя».
Во время войны были и такие герои - смельчаки, которых наградили за разные военные подвиги орденами "Славы".
Обратите внимание на эту медаль – Золотая звезда. Эта награда присваивается за героический подвиг и называется она «Герой Советского Союза». Золотую звезду носят на левой стороне груди над всеми орденами и медалями.
А эта награда называется «Орден Победы» – самый красивый и самый большой по размеру военный орден нашей страны, символ воинской доблести и полководческого искусства, проявленного на войне. Таких орденов было изготовлено всего 20.
Приложение 10.
Знамя Победы.
На Знамени Победы белой краской изображены серп и молот - это символы труда тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда – символ защитников Отчества.
Знамя Победы развевалось над Берлином – это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы. В настоящее время Знамя Победы бережно храниться в Центральном музее Вооруженных Сил России в Москве. Каждый год 9 мая оно участвует в праздничном параде на Красной площади, посвященном Дню Победы.
Комментарии