Сценарий театрализованного представления в средней группе по мотивам башкирской народной сказки «Клубок»

Цель: Приобщать детей к культуре башкирского народа.

Задачи.

Образовательные: Формировать у детей желание участвовать в спектакле - сказке "Клубок". Обучать детей голосом передавать характер героев.

Совершенствовать танцевальные движения у детей.

Развивающие: Развивать диалогическую, интонационную речь интонационную выразительность силу голоса. Развивать умение детей выражать эмоции через движения, мимику. Развивать творческие способности детей. Развивать зрительное и слуховое внимание. Продолжать развивать желание у детей принимать участие в театрализованных представлениях.

Воспитывающие: Формировать любовь к башкирским сказкам.

Воспитывать способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать. Способствовать нравственно- эстетическому воспитанию. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Действующие лица: Воспитатель – рассказчица, актеры- дети: падчерица, родная дочь, мачеха, пастух гусей, 2 гуся, пастух коз, 2 козлика, джигит, 3 коня, старуха, подруги падчерицы, щенок.

Атрибуты: Платья для главных героев, 2 платка, сундучки, украшения; 2 клубочка, корзинка, 2 столики, 2 скатерти, башкирская посуда, национальное угощение; домик, "юрта", деревья, полянки, водоём, маски: гусей, коз, коней; для игры "Юрта" - яркие платки.

Оформление стены: шторы, солнце, облака.

Рассказчица: Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня у нас встреча с замечательной башкирской народной сказкой "Клубок".

Звучит мелодия курая.

Сказка начинается. В давние давние времена жила, говорят, одна девочка-сирота.

Звали её красивым именем "Айгуль". Жила она со злой мачехой. У мачехи была и родная дочь - "Гульсум". Много было работы по дому для девочек. Но только родная дочь ленивая была, делала всё спустя рукава, вся работа падчерице Айгуль доставалась. И хоть сирота хорошо справлялась, мачеха всегда её ругала, а родную дочь Гульсум хвалила. (В юрте сидят девочки с клубками).

Рассказчица: - Велела однажды мачеха девочкам шерсть скручивать. Сели те за работу. - У падчерицы Айгуль много пряжи получилось. А у дочери мачехи Гульсум пряжи мало. Разозлилась мачеха, выхватила клубок у падчерицы и выкинула из юрты. Катится клубок, а Айгуль бежит вдогонку. Бежит она и бежит, встретился ей пастушок - гусей пасёт.

- Звучит курай.

Айгуль: - Здравствуй, пастушок, клубочка моего не видел?

Пастушок: - Помоги гусей вместе собрать, тогда скажу. Сидят они в воде, всё плавают, домой идти не хотят.

Айгуль: - Теги - теги, - теги. (Зовёт гусей, протягивает зёрнышки. Гуси выходят, становятся по кругу).

Пастушок: - Спасибо, милая девочка. Зато что помогла, бери себе одного гуся. А клубочек твой покатился вон туда. (Показывает рукой)

Айгуль: - Спасибо, пастушок, на обратном пути заберу. Мне клубочек свой найти надо.

Рассказчица: - И побежала Айгуль дальше, встретила пастушка, что коз пас и спрашивает:

- Звучит курай.

Айгуль: - Здравствуй, пастушок, не видел ли ты клубочка моего?

Пастушок: - Помоги коз вместе собрать, тогда скажу.

Рассказчица: - Быстро справилась Айгуль с козами. Пастушок и говорит:

Пастушок: - Бери себе одну козу: тебе вон, сколько побегать пришлось.

Айгуль: - Нет, мне клубочек найти надо. На обратном пути заберу.

Рассказчица: - Побежала дальше Айгуль, встречает джигита, что коней пас.

- Звучит курай.

Айгуль: - Здравствуй, джигит! Не видел ли ты клубочка моего?

Джигит: - Помоги коней собрать, тогда скажу.

Рассказчица: - Из сил выбилась, а дело до конца довела.

Джигит: - Раз ты такая послушная и тяжелой работы не боишься, скажу: клубочек твой вон туда укатился, а за помощь бери себе коня.

Айгуль: - Спасибо, на обратном пути заберу.

Рассказчица: - И побежала Айгуль дальше, куда пастух показал. Бежала, бежала, видит дом стоит. Зашла, а там старушка сидит и что-то жуёт.

Айгуль: - Здравствуйте, бабушка, вы не видели моего клубочка?

Старушка: - А ты садись со мной, поешь моей еды. Потом, может и скажу.

Рассказчица: - Села девочка рядом. Сделала вид, что ест, а есть не стала. Старушка спрашивает.

Старушка: - Ну что, ваша пища вкуснее или моя?

Рассказчица: - Айгуль знает, что дома пища вкуснее, но похвалила старушкину.

Айгуль: - Твоя еда вкуснее, бабушка.

Старушка: - То-то. А подмети-ка, внученька мой дом. (Айгуль подметает).

Старушка: - А чей дом краше, мой или ваш?

Рассказчица: - Дом мачехи лучше конечно, но Айгуль этот хвалит.

Айгуль: - Твой, бабушка, твой.

Рассказчица: - Тогда старушка баню растопить просит.

Старушка: - Затопи-ка, внученька, мне баню. (Айгуль уходит топить баню и возвращается).

Айгуль: - Баня готова, бабушка, пойдём мыться.

Старушка: - Ты меня пинками подгоняй, я буду идти, и падать, идти и падать, а ты меня пинками, пинками.

Рассказчица: - Но девочка не стала так делать. Взяла осторожно бабушку под руки и в баню повела.

Айгуль: - Как тебя, бабушка, веником попарить?

Старушка: - А ты веник за листья бери и черенком меня, черенком колоти.

Рассказчица: - Но не стала Айгуль так делать, а как следует попарила старушку. Теперь ополоснуться надо бы.

Айгуль: - Какой водой ополоснуть тебя, бабушка?

Старушка: - Набери кипятку и лей на меня.

Рассказчица: Девочка набрала теплой водицы, как следует, ополоснула старушку, потом одела, в дом завела. Сели чай пить. К чаю у старухи и чак-чак, и мёд. Девочка старушке чай наливает, ухаживает за ней.

Старушка: - Что-то грустно мне стало. Попляши-ка, внученька, развей тоску.

Айгуль: - Бабушка, а можно мне пригласить подружек на танец?

Старушка: Хорошо, внученька, приглашай.

(Айгуль хлопает 3 раза в ладоши - появляются подружки).

Башкирский танец "Башкирские красавицы".

Старушка: - Долго ты у меня гостишь. Пора отдать твой клубочек. А сначала ты на чердак сходи, там сундуки стоят. Выбери себе любой.

Рассказчица: - Полезла Айгуль на чердак. Там сундуки стоят. Все новенькие.

А среди них старенький сундучишко валяется. Выбрала его Айгуль и вниз спустилась. Ласково поглядела на неё хозяйка и обняла.

Старушка: - Ступай, красавица домой.

Рассказчица: - Попрощались они. Девочка отправилась в обратный путь.

- И вот она доходит до той полянки, где паслись кони.

Джигит: - Эй, девочка, возьми своего коня!

Айгуль: - А которого взять можно?

Джигит: - Выбирай любого!

Рассказчица: - Выбрала Айгуль коня. Погрузила девочка сундучок на лошадку и поехала домой.

- И вот она доходит до той полянки, где паслись козы.

Пастух: - Эй, девочка, возьми своего козлика!

Айгуль: - А которого взять можно?

Пастух: - Выбирай любого!

Рассказчица: - Выбрала Айгуль козлика и поехала домой.

- И вот она доходит до водоёма, где паслись гуси.

Пастух: - Эй, девочка, возьми своего гуся!

Айгуль: - А которого взять можно?

Пастух: - Выбирай любого!

Рассказчица: Вот едет Айгуль на телеге запряженной конём, с сундуком в руках. А за телегой идут козлик и гусь. Вскоре и аул показался. - Мачеха со своей дочкой Гульсум вышли из юрты, глядят, удивляются, гадают, кто же там едет?

- А щенок вертится и лает:

Щенок: - Послали девочку пропасть, Она домой с богатством едет!

Рассказчица: - Мачеха злится:

Мачеха: - Чтоб тебе провалиться!

Рассказчица: - Въехала Айгуль во двор, достала из сундука украшения и стала всем раздавать.

Рассказчица: - А мачеха ещё сильнее злится, взяла клубок пряжи, что скрутила родная дочь и из юрты швырнула. Дочь Гульсум следом за клубком отправила.

- Бежит Гульсум, бежит, встретился ей пастушок - гусей пасёт.

- Звучит курай.

Гульсум: - Здравствуй, пастушок, клубочка моего не видел?

Пастушок: - Помоги гусей вместе собрать, тогда скажу. Сидят они в воде, всё плавают, домой идти не хотят.

Гульсум: - Некогда мне гусей собирать! Мне клубочек свой найти надо.

Рассказчица: - И побежала Гульсум дальше, бежит, она бежит и встретила пастушка, что коз пас и спрашивает:

- Звучит курай.

Гульсум: - Здравствуй, пастушок, не видел ли ты клубочка моего?

Пастушок: - Помоги коз вместе собрать, тогда скажу.

Гульсум: - Некогда мне коз собирать! Мне клубочек свой найти надо.

Рассказчица: - И побежала дальше Гульсум, встречает джигита, что коней пас.

- Звучит курай.

Гульсум: - Здравствуй, джигит! Не видел ли ты клубочка моего?

Джигит: - Помоги коней собрать, тогда скажу.

Гульсум: - Некогда мне коней собирать! Мне клубочек свой найти надо.

Рассказчица: - Гульсум встретились те же люди, что и Айгуль. Только никому не помогла эта девочка.

- А пастушки собрались на полянке и стали играть в весёлую игру «Юрта»

- Музыка для игры.

- Долго бежала, Гульсум, видит дом стоит. Зашла, а там старушка сидит и что-то жуёт.

Гульсум: - Здравствуйте, бабушка, вы не видели моего клубочка?

Старушка: - А ты садись со мной, поешь моей еды. Потом, может и скажу.

Рассказчица: - Села девочка рядом. И всё подряд стала есть.

- А старушка спрашивает.

Старушка: - Ну что, ваша пища вкуснее или моя?

Рассказчица: - Гульсум сказала, что дома пища вкуснее, не похвалила старушкину.

Гульсум: - Конечно дома еда вкуснее, бабушка.

Старушка: - Хм. А подмети-ка, внученька мой дом. (Гульсум неумело подметает).

Старушка: - А чей дом краше, мой или ваш?

Рассказчица: - Опять Гульсум говорит, что их дом краше, а старушкин дом не хвалит.

Гульсум: - Конечно наш дом краше, бабушка.

Рассказчица: - Тогда старушка баню растопить просит.

Старушка: - Затопи-ка, внученька, мне баню. (Гульсум уходит топить баню и возвращается).

Гульсум: - Баня готова, бабушка, пойдём мыться.

Старушка: - Ты меня пинками подгоняй, я буду идти, и падать, идти и падать, а ты меня пинками, пинками.

Рассказчица: - Гульсум так и сделала. И стала тянуть и подгонять бабушку в баню

Гульсум: - Как тебя, бабушка, веником попарить?

Старушка: - А ты веник за листья бери и черенком меня, черенком колоти.

- Ой, хватит, хватит!

Рассказчица: - Гульсум так и сделала, ударила старушку черенком от веника.

- Теперь ополоснуться надо бы.

Гульсум: - Какой водой ополоснуть тебя, бабушка?

Старушка: - Набери кипятку и лей на меня. - Ой, хватит, хватит!

Рассказчица: Девочка набрала горячей водицы, и ополоснула старушку, потом одела, в дом завела. Сели чай пить. К чаю у старухи и чак-чак, и мёд. Старушка Гульсум чай наливает, ухаживает за ней.

Старушка: - Долго ты у меня гостишь. Пора отдать твой клубочек. А сначала ты на чердак сходи, там сундуки стоят. Выбери себе любой.

Рассказчица: - Полезла Гульсум на чердак. Там сундуки стоят. Все новенькие. Выбрала Гульсум себе сундук и вниз спустилась. Поглядела на неё хозяйка и усмехнулась.

Старушка: - Хм, ступай, красавица домой.

Рассказчица: - Попрощались они. - У старушки Гульсум хорошо погостила, да ещё и сундук взяла самый большой и отправилась в обратный путь, домой.

- Стала Гульсум к аулу подходить, а щенок залаял:

Щенок: - За богатством пошла, Ничего не нашла!

Рассказчица: - Мачеха на него злится:

Мачеха: - Чтоб тебе провалиться!

Гульсум: - Ох, и тяжел сундук, еле дотащила. Что в нём за богатство такое?

Рассказчица: - Раскрыла сундук, а там камни. Заплакала Гульсум.

А Айгуль - добрая душа успокаивает сестрицу.

Айгуль: - Не плачь, сестрица. Главное богатство - это мир в семье.

Рассказчица: - А мы желаем вам мира в вашем доме, счастья, любви и взаимопонимания.

Для вас выступали, дети средней группы «Сказка»! Спасибо за внимание!

0
Речевое развитие в средней группе Тема: «Зимушка ...
Коллекционирование  как одна из эффективных технол...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
12.04.2021

В блогах

Занятие по лепке "Дымковский петушок"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»  (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина) Образовательная деятельность в старшей группе с...

Материалы к осенним праздникам. Стихотворение "Продлись, продлись, очарование!"

Продлись, продлись, очарование!   Ах, эта осень! Красота и непостоянный нрав осенней поры воспеты многими поэтами, художниками, композиторами. И, удивительно, какая она...

Секреты воспитания вежливого ребенка

Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает к себе, гасит раздражительность...

Новое на сайте

Проект по теме: «Разнообразный мир насекомых». Проект по теме: «Разнообразный мир насекомых»

«Ползут козявки и жучки...» Проект по теме: «Разнообразный мир насекомых» «Ползут козявки и жучки…Ты их увидишь на пути - Не обижай, а отойди!» Введение. Наш детский сад «Фиалка» находится в деревне Городище Ступинского района. Рядом лес, речка Каширка...

Конспект ООД по экологии с элементами театрализованной деятельности на тему: «Приключения колобка в лесу» для…

Конспект ООД по экологии с элементами театрализованной деятельности на тему: «Приключения колобка в лесу» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: познавательное развитие. Направление: познавательно-речевое развитие. Цель: создать условия для закрепления и пополнения знаний детей о грамотном и безопасном поведении в...

План – отчет о работе с детьми в период самоизоляции

План – отчет о работе с детьми в период самоизоляции Дата проведения Вид деятельности Задание для выполнения дома Электронный ресурс Формат занятия Количество участников 13.04.2020 «День космонавтики» Цель: расширить знания детей о мире космоса. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, планете, на которой...

Познавательно-исследовательский проект «Первые уроки здоровья»

Познавательно-исследовательский проект «Первые уроки здоровья»

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог