Сайт для воспитателей детских садов




дошкольное вопитание

Родилась 28 марта 1968 года.Омской области Муромцевского района.в 1985 году окончила школу.В павлода ...

Способы и формы общения во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения

Все чаше, в наше время, встречаются родители, которые хотят, чтобы детский сад стал реальной открытой системой.  В свою очередь педагоги стремятся строить свои отношения на психологии доверия. От взаимного сотрудничества семьи и детского сада завит успех. Наиболее успешно происходит, если обе стороны осознают необходимость направленного воздействия на ребенка и доверии друг другу.

Родителям нужно быть более уверенными в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагоги стараются вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видят в его развитии, личности, в первую очередь, положительные черты, создают условия для их проявления, привлекают к ним внимание родителей [2, с. 12]. Беседуя с родителями не в коем случае не стоит делать скоропалительных выводов о развитии ребенка, торопиться с оценками. Использовать такие выражения как «ваш ребенок», «ваша Света», подчеркивающие отдалённость, отталкивают воспитателя от малыша. Не следует забывать, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, которая взывает у партнера ответную реакцию, побуждающую к действию или словам. Грамотный педагог во время разговора с родителями не будет жаловаться на ребенка, призывая родителей «принять меры», «разобраться», лишь обсудит сложившуюся ситуацию и предложит провести беседу.

На чем же основывается доверие у родителей к педагогу? В первую очередь это уважение к опыту, его знаниям, компетентности в вопросах воспитания, главное - доверие к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость). [2, с. 20]

На практике мы видим, что во взаимной помощи нуждаются обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Да только мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких-либо текущих событий. Педагогов семья интересует как источник знаний о ребенке, соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоятельности и т.д.

Все чаще родители и педагоги испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их воздействия.

Как правило, педагог, ссылаясь на недостаток времени для общения с родителями. А ведь только педагог может продемонстрировать конкретные положительные способы взаимодействия с родителями. Это прежде всего ежедневная краткая беседа о том, что было особенного в поведении или деятельности ребенка. Перед педагогом стоит задача - подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появились у их ребенка. [3, .25]

Для того чтобы родители могли узнать о жизни детей в детском саду в каждой группе размещены стенды с информационным материалом, а также в вестибюле дошкольного учреждения. Этот материал отражает текущие события и несет конкретные знания.

Созданные условия открытого детского сада любой родитель может в удобное для него время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поучаствовать в какой-либо деятельности совместно с ребенком, поиграть с детьми и т.д. Педагоги приветствуют свободные «визиты» родителей, но иногда ошибочно принимают их за контроль, проверку деятельности воспитателя. В свою очередь родители, присутствуя в группе детского сада совместно с ребенком, замечают многие трудности (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), в этих ситуациях у родителей возникают не претензии к педагогу, а желание помочь, они пытаются принять участие в улучшении условий воспитания в группе.

Сотрудничество - это активный диалог, который регулярно обогащает все стороны, всех участников. Научиться вести диалог правильно предстоит обеим сторонам: и родителям, и педагогам.

Насколько вы культурны в общении, как вы проявляете интерес к собеседнику выражается во всем: ваша поза, мимика, взгляд, и даже жесты. Свои высказываниям следует выражать в определенной форме. Психологи считают, что более эффективной в плане развития взаимодействия является форма «Я-со-общение» по сравнению с «Ты-сообщением». [6, с. 30]

Обеим сторонам и педагогам, и родителям следует найти положительные способы и формы общения. Положительные способы общения - которые могут помочь партнеру во взаимодействии, размышление, сопереживание, но не обижать, не унижать, не вызывать оборонительной реакции («Сама такая!»). Современные педагоги, образованные, эрудированные, иногда позволяют злоупотреблять в беседах с родителями научными понятиями, ссылками на авторов, их книги, упуская из виду, что не корректно демонстрирует свое превосходство над собеседником, что порой унизительно. Интересы сотрудничества диктуют другую тактику: возвышать друг друга, поощрять в новых достижениях, а не «тыкать» в недостатках. Их исправляют исподволь, осторожно, без унижения.

Взаимодействие педагога с семьей со временем сильно изменились. Раньше опирались на непосредственное воздействие педагога на семью, в силу того, что во главу ставилась задача научить родителей, как правильно воспитывать детей. Эту сферу деятельности воспитателя называли «работа с семьей». Экономя силы и время «обучение» проводились в коллективных формах (на собраниях, консультациях, и т.д.). Детский сад сотрудничая с семьей предполагает, что и те, и другие знают, что сказать друг другу о конкретном ребенке, его развития. Отсюда вытекает, что необходимо взаимодействие с каждой семьей, отдается предпочтение индивидуальным формам работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).

Дифференцированный подход - взаимодействие в малой группе родителей, имеющих общие проблемы воспитания. Существует еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку нравится, он обязательно поделится своими впечатлениями дома с родными ему людьми. Обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих мероприятиях и предложит свою помощь.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада, отсюда вытекает, детский сад должен стать открытой системой. Бодрова М.А. в своем докладе обозначает: «Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой, включающей «открытость внутрь» и «открытость наружу. «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями «Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.».

Можно сделать вывод, что решение задач взаимодействия и сотрудничества требует, от педагогов участия в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их возможности в воспитании; вовлечение родителей в образовательную работу детского сада. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что- то новое. В свою очередь, воспитатели, могут больше общаться с семьей в силу чего имеют возможность лучше узнать семьи. Что поможет понять сильные и слабые стороны воспитания ребёнка дома, определить какой должна быть его помощь семье, а иногда просто поучиться. Только в это случае, можно рассуждать о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

Список литературы

1. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС. Авторы: Виноградова Любовь Петровна, МБДОУ ЦРР – ДС № 53 «Ёлочка», воспитатель Шелудякова Ольга Викторовна, МБДОУ ЦРР – ДС № 53 «Ёлочка», воспитатель.

2. Библиографическое описание: Зеленцова С. А. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка/ С. А. Зеленцова, И. И. Заздравных // Педагогика: традиции инновации: материалы международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011). Т. 1 – Челябинск: Два комсомольца, 2011- с. 82-84.

3.Программа психолого-педагогического образования родителей в системе взаимодействия детского сада и семьи. Разработчик программы Корнилова Елена Леонидовна, воспитатель, руководитель методического объединения МДОАУ «Детский сад № 8», г. Нефтеюганск.

4. Методическое руководство взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи. (Г. Ю. Фомина, ст. воспитатель ДОУ № 128, г. Владимир; Г. Ю. Максимова, к. п. н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования Владимирского государственного гуманитарного университета).

5.Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №4, 2009.Раздел: Взаимодействие с родителями. Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу.

6.Олеся Бикмухаметова «Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи» 15.09.2013

1
Диплом "Алые паруса"
Применение ИКТ в образовательном процессе
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
21.07.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Сценарий праздника «Я живу в России!»
11 июля 2019
Спасибо за труд!Отличный сценарий!
Летние игры с детьми 2 - 3 лет
23 июня 2019
Очень интересные игры! Спасибо!
Педагогика
16 июня 2019
Здравствуйте, можете прислать ответы на тест

В блогах

КВН с детьми подготовительной группы «Белоснежка и семь гномов».   Цель:   Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в интеллектуальные игры, проявляя настойчивост...
   Тема: «Наша армия сильна, охраняет нас она»   Задачи : Продолжать знакомить детей с российской армией. Воспитывать патриотов своей страны. Учить детей радоваться, сопереживать, помог...
ГБУ СО СРЦ  « Возвращение», 3 здание г. Саратова Конспект занятия   « Пауки»       Деминой Елены Ивановны,  воспитателя отделения социальной реабилитации   Коррекцио...
Игра «Облака» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Вот плывут издалека К нам большие облака. (Делаем руками перед собой волнообразные движения.) На кого они похожи? Показать мы это сможем. Об...

Новое на сайте

Народные праздники в детском саду как форма углубления взаимодействия детей…

Народные праздники в детском саду как форма углубления взаимодействия детей, родителей и педагогов Нужны ли народные праздники и развлечения в детском саду? Безусловно, да! В том числе и потому, что они...

«Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредством проектной деятельности»

«Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредством проектной деятельности» Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам, у детей прослеживается нехватка нравственно-патриотических...

Экологический проект «Сохраним природу вместе»

Экологический проект «Сохраним природу вместе»

Итоговый педагогический совет 2018-2019 учебного года

Итоговый педагогический совет 2018-2019 учебного года Вступительная часть (итоговый пед. совет сопровождается презентацией, на которой отображены основные данные). - Упражнение-приветствие «Дело в шляпе» Педагог-психолог предлагает каждому педагогу написать записки с приветствием и не подписывать их. Затем собирает...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top