Сплочение педагогического коллектива, как средство профилактики профессионального выгорания педагогов.

«Чем более подвигается наука в изучении причин болезни, тем более выступает то общее положение, что предупреждать болезни гораздо легче, чем лечить их» - эти слова принадлежат русскому и французскому биологу, лауреату Нобелевской премии Илье Ильичу Мечникову. И. как нельзя лучше, подходят к работе педагога-психолога в отношении профессионального выгорания педагогов ДОУ.

Синдром профессионального выгорания является следствием влияния на человека целого комплекса факторов. Принято выделять три группы факторов: личностные, статусно-ролевые, корпоративные (профессионально-организационные). Причем, организационный фактор сам по себе не является непосредственной причиной выгорания. Его значение зависит от того, как сам сотрудник оценивает обстановку на работе. Организационный порядок, психологический климат, стиль отношений могут восприниматься как вызывающие стресс. В то же время, ресурсом противодействия выгоранию может стать сплочённое социальное окружение, которое оказывает поддержку, где педагог проживает ситуацию успеха и профессионального роста.

Педагогический коллектив детского сада № 1, где я работаю в должности педагога-психолога небольшой – 11 педагогов, из которых 18 % - молодые специалисты, 18 % - пенсионеры, 18% - педагоги в возрасте от 30 до 40 лет, 46% - в возрасте от 40 до 55 лет. То есть, по возрастному составу, высокий риск развития эмоционального выгорания у большей части педагогического коллектива, именно поэтому, в своей деятельности уделяю большое внимание профилактике профессионального выгорания. В систему работы по профилактике входят диагностика и проведение занятий с элементами тренинга, с включениями упражнений на сплочение коллектива. Диагностику провожу один раз в год в декабре. Использую следующие методики:

· Опросник на выгорание (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Адаптированный вариант Н.Е. Водопьяновой);· «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе» методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто;

  • Социометрия (автор Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева).

· Определение психологического климата группы (автор А.Н.Лутошкин)

Проведение диагностики по методике О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто

позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Данная диагностика проводится со всеми сотрудниками учреждения анонимно, после обработки результатов психологический климат может получить следующие варианты оценки:

  • психологический климат трактуется как весьма благоприятный;
  • в целом благоприятный;
  • совершенно неудовлетворительный;
  • в целом неудовлетворительный;
  • тенденции противоречивы и неопределенны.

В течении последних 3 лет психологический климат в коллективе в целом благоприятный.

Опрос на выгорание (MBI) и социометрия проводится не анонимно и только с педагогами учреждения. Социометрия позволяет определить межличностные предпочтения, наличие в педагогическом коллективе «подкоманд», «звёзд» и «аутсайдеров». Полученные результаты позволяют правильно спланировать и распределить нагрузки в команде, так же изменения межличностных предпочтений характеризуют динамику внутренних процессов, развитие структуры взаимоотношений. Опрос на выгорание выявляет степень выраженности различных сторон «выгорания» педагогов, что позволяет предложить индивидуальное взаимодействие с педагогами.

Занятия с элементами тренинга с педагогами провожу 1 раз в квартал. Занятия проходят в соответствии с задачами годового плана работы учреждения, исходя из запросов педагогов и администрации учреждения, согласно проведенной диагностики. Структура таких занятий примерно одинакова, включает в себя следующие части: разминка, основные упражнения, рефлексия. В разминку включаю упражнение на сплочение коллектива, такие как «Солнце светит на…», «Зоопарк с хлопками», «Выполни команду» «Общий ритм» и другие. В качестве основного упражнения использую элементы технологии командообразования, сказкотерапии, игровой и арт- терапии.

Получить ответ на вопрос: насколько совместимы члены педагогического коллектива друг с другом, увидеть реальные формы взаимодействия друг с другом, побудить педагогов к рефлексии и самосовершенствованию помогают работа с песком и тестом. При взаимодействии с педагогами использовала тренинговое занятие «Создание «Страны радости»» (песочная терапия) и «Картина мира» (тестопластика) (элементы сказкатерапии по Зинкевич-Евстегнеевой Т.Д.).

Педагогический коллектив нашего учреждения время от времени меняется – пенсионеры уходят на заслуженный отдых, молодёжь – в отпуск по уходу за ребёнком, «выпадают» педагоги из-за длительной болезни или по иным социально-бытовым причинам. Вновь приходящие специалисты естественно могут испытывать ощущения отчужденности и одиночества. Для преодоления страха, развития чувства доверия использовала в работе тренинговое занятие с элементами сказкотерапии «Плод доброго дерева» (Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева).

Разрабатывая занятия, включаю в них упражнения Клауса Фопеля, такие как «Интервью», «Доверие», «Запрос и предложение» и другие. В ходе мероприятий педагоги с удовольствием участвуют в упражнениях с использованием игрового оборудования, такого, как «Игровой парашют». Это оборудование прекрасно подходит для снятия эмоционального напряжения, раскрепощения и командообразования.

Реализуемая система взаимодействия с педагогическим коллективом приносит свои результаты. Как уже говорилось выше, в течение последних 3 лет психологический климат в коллективе в целом благоприятный, педагоги находятся в ресурсе, саморазвитии. Показатели диагностики профессионального выгорания стабильно низкие и ниже среднего. Сплоченный коллектив способствует высокой творческой активности воспитателей и специалистов учреждения, что реализуется в участии педагогов в профессиональных конкурсах, планомерном повышении квалификации, активной жизненной позиции.

0
Весть из группы, выставка поделок «Золотая осень»
ООД Речевое развитие. Тема: «Мебель»
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.01.2022

В блогах

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 02.09 по 06.09.2019г.)

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 02.09 по 06.09.2019г.) Тема: «День знаний» Итоговое мероприятие: Праздник «День знаний»                                                           Дата проведения итогового мероприятия: пятница Ответственный...

Комплексно-тематическое планирование на март "Весна пришла!"

  Дата, день недели Вт 9.03 Тема недели: Весна пришла! Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах Самостоятельная деят-ть детей Организованная образовательная деятельность Утро Утренний фильтр...

Новое на сайте

«Когда идти к логопеду?»

«Когда идти к логопеду?» В 2 года: если ребёнок не понимает речь взрослого; если нет звукоподражания, ребёнок искажает даже самые простые слова; ведёте речевой дневник, а записать в него нечего. В 3 года: если ребёнок не строит фразы и предложения; говорит на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях»

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить и расширить знания детей о божьей коровке; - отрабатывать технику рисования гуашевыми красками;- продолжать учить правильно...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике, ёлке как символе празднования нового года Задачи: Образовательные: - Закрепить умение вырезания полукруг из прямоугольника; - Закрепить правила пользования...

Путешествие по Республикам Поволжья

Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение...