Занятия для малышей

В блоге предоставлен практический материал для занятий с детьми младшего возраста ,а также методические разработки для педагогов
Сидорова Светлана Львовна еще не указала никакой информации ...

Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве- одно из основных условий нормального развития  малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных его формах.

Взаимодействие детского сада и семьи- необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника ,так как наилучшие результаты отмечаются там ,где педагоги и родители действуют согласованно.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи  ребенка  педагогам и родителям  необходимо учесть следующие моменты:

  • Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
  • Если родителей что- то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо  бояться обращаться за консультацией к специалистам.

Работа по формированию речи у детей младшего возраста начинается с обследования состояния речи ,в  процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Оно ведется по четырем разделам:

  • Звукопроизношение
  • Словарь
  • Грамматический строй речи
  • Связанная речь

Результаты обследования детей сообщаются родителям в индивидуальной беседе. Родителям объясняется, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым ,что каждая речевая игра ,упражнение ,беседа  с ребенком- неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

Словарный запас ребенка 2-2.5 лет составляет в среднем 250-280 слов.

К 3 годам он увеличивается в 3-3.5 раза.  Потребность спросить, объяснить ,прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь и усложняет грамматическую форму высказываний.

В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной.

В сознании малышей знакомые слова « оживают» в ассоциациях, основанных на прежнем личном опыте. Благодаря этому они понимают и рассказ , не сопровождающийся показом предмета, и  иллюстрации того ,что видели, пережили, с удовольствием  вспоминают о недавних событиях. Значит, в повседневном общении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, о прогулке.

Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значения слов, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль  играют вопросы  взрослых.  Если ребенку 3-го года жизни известно действие, знакома ситуация, он легко отвечает на вопрос о том, что делает персонаж.

Узнавание действий на картинке- одно из проявлений способности  обобщения. Рассматривая ,например картинку ,дети отвечают:» Этот мальчик вытирает лицо», но затрудняются ответить , что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у раковины. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость  и является непременным  условием формирования наглядно-образного мышления.

Этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети  способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа  мышц языка, губ, нижней челюсти.

Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом(менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности), надо прежде всего  научить их слышать и слушать речь  окружающих, то есть развивать  слуховое восприятие.

Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что  одни и те же звуки можно произносить громко и тихо ,быстро и медленно. Также важно уточнять и  закреплять правильность произношения звука.

Работа эта начинается с гласных звуков(«А» ,«У», «О», «И») и простых в артикуляционном отношении согласных(«М», «П», «Ф»,«В»). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом( звук«У»- гудит паровоз, «И-И»-  ржет лошадь, «Га-га-га»- кричит гусь и т.д.)

На последующих этапах звуки закрепляются в словах, при этом необходимо обращать внимание не только на то, чтобы звуки произносились правильно, но и четкость , внятность произнесения слов в целом.

Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи  .Целесообразно использовать шутки –чистоговорки ,в которых  нужный звук неоднократно повторяется.(Например: Са-са-са у Оли коса)

Хорошо  поставленное речевое дыхание обеспечивает  правильное  произношение звуков ,слитное и плавное произнесение слов и фраз.

Чтобы выработать  у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание  подуть на какой –нибудь  легкий предмет(султанчик),даются задания на протяжное и длительное  произнесение звуков(«Ууууу»)

Умение  правильно пользоваться  интонационными средствами выразительности речи отрабатываются при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно.

Формирование речи детей тесно связано с мелкой моторикой. Тренировка движений пальцев и кистей рук способствует улучшению артикуляционных  движений, подготовке руки к письму и повышает работоспособность коры головного мозга.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыши овладевают двигательными умениями и  навыками ,у  них развивается координация движений ,совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

В  систематической работе по развитию мелкой моторики у детей включаются и родители. Для этого организуются игровые тренинги ,где родители обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования со своими детьми дома.

Также  родителям рекомендуется « играть с детьми на кухне». Для этого могут использоваться     простые пальчиковые упражнения( перебрать крупу ,сложить из спичек домик и т. п.), игры на обогащение словаря («Какие слова вытащим из супа ,компота?»,»Вкусные слова(кислые ,сладкие …)»,»Чудесный мешочек»(угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств). С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например, игру»Сварим варенье»( из яблок –яблочное),»Приготовим сок»(яблочный).

Можно играть на прогулке, а также по дороге в детский сад( из детского сада)

  • « Я заметил»(«Вот почтовый ящик –он синий, а там сидит кошка-  она пушистая ит.д.) Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
  • «Волшебные очки»(« Представь ,что у нас есть волшебные очки  .Когда их надеваешь, то все становится красным( зеленым ,синим). Посмотри вокруг в волшебные очки ,какого цвета  все стало, скажи: красные сапоги,  красный мяч, красный дом и т .д.
0
«Развитие мелкой моторики у детей посредством форм...
ООД в старшей группе " Путешествие в Африку"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.01.2020

Комментарии

"Картотека пальчиковых игр со словами для детей 2-3 лет"
27 января 2020
Уважаемая Лиана Галимьяновна!Если у Вас есть интересные материалы по тематике нашего сайта academyho...
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.
27 января 2020
Уважаемая Янита!Если у Вас есть интересные материалы по тематике нашего сайта academyhome.ru в разде...
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе
27 января 2020
Уважаемая Эльвера Джалиловна!Если у Вас есть интересные материалы по тематике нашего сайта academyho...

В блогах

День Семьи в нашей группе

Sample Image

Создаём шедевры для наших любимых родителей с помощью оригами, заодно и развиваем моторику наших пальчиков. 

Как сделать необычную открытку на день святого Валентина.

Штах Юлия Как сделать необычную открытку на день святого Валентина.  Описание: работу можно выполнить с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Материал...

Итоговая беседа — «23 февраля - День Защитников Отечества»

                   Итоговая беседа — «23 февраля - День Защитников Отечества»            Цель: 1. Формировать у детей представления о празднике «День Защитников...

Новое на сайте

Новогодний праздник в подготовительной группе «Серебряное копытце»

Новогодний праздник в подготовительной группе «Серебряное копытце» Под музыку дети, держась за руки, вбегают в зал. Встают в круг возле ёлки. Ведущий. Как красиво в нашем зале! Мы гостей сюда позвали. Веселись честной народ! Все: Мы встречаем Новый год! Дети: 1. С...

Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе «Колыбельная для Ванечки»

Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе «Колыбельная для Ванечки» Цель: воспитывать интерес к малым формам устного народного творчества – колыбельная Задачи: познакомить детей с колыбельной песней; учить слушать и воспринимать песенку; активизировать словарь детей: колыбельная, люлька, малыш...

Эссе по мотивам художественного фильма «Первоклассница» (Версия от 1948-го года)

Эссе по мотивам художественного фильма «Первоклассница» (Версия от 1948-го года) Героиня фильма – девочка Маруся в возрасте 7-ми лет, поступающая на учёбу в 1-й класс школы. Этому возрасту и событию свойственен определённый круг педагогических проблем в воспитании...

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Формирование слоговой структуры слова в дидактических…

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Формирование слоговой структуры слова в дидактических играх» Цель: формирование слоговой структуры слова через различные виды игр: дидактические, настольные, сюжетно-ролевая. Задачи: - закрепить умение делить слова на слоги; - отработка навыков...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог