Занятия для малышей

В блоге предоставлен практический материал для занятий с детьми младшего возраста ,а также методические разработки для педагогов
Сидорова Светлана Львовна еще не указала никакой информации ...

Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве- одно из основных условий нормального развития  малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных его формах.

Взаимодействие детского сада и семьи- необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника ,так как наилучшие результаты отмечаются там ,где педагоги и родители действуют согласованно.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи  ребенка  педагогам и родителям  необходимо учесть следующие моменты:

  • Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
  • Если родителей что- то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо  бояться обращаться за консультацией к специалистам.

Работа по формированию речи у детей младшего возраста начинается с обследования состояния речи ,в  процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Оно ведется по четырем разделам:

  • Звукопроизношение
  • Словарь
  • Грамматический строй речи
  • Связанная речь

Результаты обследования детей сообщаются родителям в индивидуальной беседе. Родителям объясняется, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым ,что каждая речевая игра ,упражнение ,беседа  с ребенком- неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

Словарный запас ребенка 2-2.5 лет составляет в среднем 250-280 слов.

К 3 годам он увеличивается в 3-3.5 раза.  Потребность спросить, объяснить ,прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь и усложняет грамматическую форму высказываний.

В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной.

В сознании малышей знакомые слова « оживают» в ассоциациях, основанных на прежнем личном опыте. Благодаря этому они понимают и рассказ , не сопровождающийся показом предмета, и  иллюстрации того ,что видели, пережили, с удовольствием  вспоминают о недавних событиях. Значит, в повседневном общении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, о прогулке.

Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значения слов, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль  играют вопросы  взрослых.  Если ребенку 3-го года жизни известно действие, знакома ситуация, он легко отвечает на вопрос о том, что делает персонаж.

Узнавание действий на картинке- одно из проявлений способности  обобщения. Рассматривая ,например картинку ,дети отвечают:» Этот мальчик вытирает лицо», но затрудняются ответить , что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у раковины. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость  и является непременным  условием формирования наглядно-образного мышления.

Этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети  способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа  мышц языка, губ, нижней челюсти.

Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом(менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности), надо прежде всего  научить их слышать и слушать речь  окружающих, то есть развивать  слуховое восприятие.

Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что  одни и те же звуки можно произносить громко и тихо ,быстро и медленно. Также важно уточнять и  закреплять правильность произношения звука.

Работа эта начинается с гласных звуков(«А» ,«У», «О», «И») и простых в артикуляционном отношении согласных(«М», «П», «Ф»,«В»). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом( звук«У»- гудит паровоз, «И-И»-  ржет лошадь, «Га-га-га»- кричит гусь и т.д.)

На последующих этапах звуки закрепляются в словах, при этом необходимо обращать внимание не только на то, чтобы звуки произносились правильно, но и четкость , внятность произнесения слов в целом.

Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи  .Целесообразно использовать шутки –чистоговорки ,в которых  нужный звук неоднократно повторяется.(Например: Са-са-са у Оли коса)

Хорошо  поставленное речевое дыхание обеспечивает  правильное  произношение звуков ,слитное и плавное произнесение слов и фраз.

Чтобы выработать  у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание  подуть на какой –нибудь  легкий предмет(султанчик),даются задания на протяжное и длительное  произнесение звуков(«Ууууу»)

Умение  правильно пользоваться  интонационными средствами выразительности речи отрабатываются при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно.

Формирование речи детей тесно связано с мелкой моторикой. Тренировка движений пальцев и кистей рук способствует улучшению артикуляционных  движений, подготовке руки к письму и повышает работоспособность коры головного мозга.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыши овладевают двигательными умениями и  навыками ,у  них развивается координация движений ,совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

В  систематической работе по развитию мелкой моторики у детей включаются и родители. Для этого организуются игровые тренинги ,где родители обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования со своими детьми дома.

Также  родителям рекомендуется « играть с детьми на кухне». Для этого могут использоваться     простые пальчиковые упражнения( перебрать крупу ,сложить из спичек домик и т. п.), игры на обогащение словаря («Какие слова вытащим из супа ,компота?»,»Вкусные слова(кислые ,сладкие …)»,»Чудесный мешочек»(угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств). С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например, игру»Сварим варенье»( из яблок –яблочное),»Приготовим сок»(яблочный).

Можно играть на прогулке, а также по дороге в детский сад( из детского сада)

  • « Я заметил»(«Вот почтовый ящик –он синий, а там сидит кошка-  она пушистая ит.д.) Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
  • «Волшебные очки»(« Представь ,что у нас есть волшебные очки  .Когда их надеваешь, то все становится красным( зеленым ,синим). Посмотри вокруг в волшебные очки ,какого цвета  все стало, скажи: красные сапоги,  красный мяч, красный дом и т .д.
0
«Развитие мелкой моторики у детей посредством форм...
ООД в старшей группе " Путешествие в Африку"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.09.2020

В блогах

Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе “Туристическое агентство”.

 Название игры:                                        «Туристическое агентство»  Участники:             Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.            Цель:          Способствовать социализации детей посредством знакомства с современной действительностью через...

Перспективное планирование по безопасной жизнедеятельности. 2 младшая группа

Месяц Тема Цель Форма работы Сентябрь Ребенок и здоровье Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуативных моментов учить делать выводы о...

Конспект занятия « Правила поведения по улице»

Конспект занятия «Правила поведения по улице» Цели и задачи: -Обобщать и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, на дороге; -развивать внимательность; -воспитывать...

Новое на сайте

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей группы

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей группы Живут в России разные  народы с давних пор. Одним – тайга по нраву,  другим – степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один – черкеску носит...

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при матушке добро»

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при матушке добро» Цель: Привлечь педагогов к совместным мероприятиям. Развивать взаимоотношения между педагогами посредством включения в совместную деятельность. Повышать статус творческих отношений. Задачи: Оказать педагогам помощь в приобретении опыта проведения совместных мероприятий с...

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки»

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки» Программное содержание: 1. Художественно-эстетическое развитие Вызывать интерес к процессу лепки. Учить отрывать небольшие комочки от целого куска, раскатывать комочки в ладонях круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук. 2. Речевое развитие Обогащать словарный запас...

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка»

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка» Дата основания: 1986 год. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Кисловский детский сад «Росинка». Юридический адрес: Фактический адрес: Тел. Адрес электронной почты: сайт: www.doukislovo.ucoz.ru Учредитель:...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог