Сайт для воспитателей детских садов




Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание детей в ДОУ»

Сообщение из опыта работы на тему:

«Духовно – нравственное воспитание детей в ДОУ»

Воспитатель:

Животнева Ольга Валерьевна

     Система духовно-нравственного воспитания детей детского сада «Березка» строится на приобщении их к культурному наследию русского народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлета и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к русской народной культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь. В нашем детском саду планомерно проводится работа по духовно - нравственному воспитанию детей путем приобщения их к основам русской народной культуры. Темами самообразования педагогических работников являются:

- «Воспитание национального самосознания дошкольников».
- «Устное народное творчество в развитии речи детей».
- «Использование исторических и культурных традиций России в становлении гражданина - патриота».
- «Народные праздники в музыкальном воспитании детей, как средство приобщения дошкольников к русскому фольклору».

     Основными задачами работы педагогов являются:

Знакомство детей с культурой и историей своего народа Формирование чувства сопричастности к культурному наследию Формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие Вовлечение родителей в совместную деятельность с МДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
   Для решения поставленных задач создана соответствующая предметно-развивающая среда. Оформлен уголок с предметами народного быта: посуда, игрушки, расшитые полотенца и др.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра – основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной. 
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Перед игрой педагоги, как правило, рассказывают о культуре и быте того или иного народа. Мы с детьми играем в русские народные игры: 
«Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», Игра-инсценировка «Теремок», 
Из дидактических игр мы используем игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры», «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» и др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Уголок музыкальной деятельности пополнился музыкальными инструментами. В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию мы используем следующие формы работы:

-предпраздничные посиделки;

-чтение художественной литературы;

-познавательные беседы;

-творческую продуктивную и игровую деятельность детей.

     В нашем детском саду ежегодно в сентябре утверждается план тематических развлечений, приоритетным направлением которого является русское народное творчество. Согласно этому плану 2 раза в месяц проводятся фольклорные развлечения, на которых дети поют песни, затевают хороводы, игры, знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством. На фольклорных развлечениях в гости к детям приходят игровые персонажи бабушка, девица - красавица, добрый молодец, которые ведут живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки (Посидим рядком, да поговорим ладком; Федул, что ты губы надул? и др.). Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре. Праздники в нашем детском саду начинаются с осени: «Осень»; «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Пасха». Ежегодно в апреле в детском саду проводится обще садовский фольклорный праздник «Прялица». После праздника педагоги с детьми организуют беседы на следующие темы: "Край, в котором ты живешь", "Откуда пошла земля русская ", "Светлый праздник Рождества" и др. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, является устное народное творчество. Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада пополнилась различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами. За период работы по данному направлению в детском саду подобраны картотека сценариев кукольных спектаклей по русским народным сказкам. Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Чувство любви к Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим.                  

     Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Родители дают ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья -50%, СМИ, телевидение -30%, детский сад-10%. улица-10%. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей. Цель нашей работы с родителями - познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. В рамках приобщения родителей к образовательному процессу, используются следующие формы деятельности: родительские собрания и круглые столы, организация фотовыставок и выставок, совместных с детьми творческих работ, участие родителей в проектной деятельности, проведение и организация совместных экскурсий в библиотеку, к памятным местам; беседы и викторины, анкетирование; организация совместных с детьми праздников, развлечений, театральных представлений; консультации, рекомендации, наглядная агитация; изготовление подарков. В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку - красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистая деревня». Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Пасха», «Елочка красавица», «Мой папа – самый сильный», «Самая лучшая мама» и др.

Помещения детского сада частично оформлены в русском народном стиле. В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки - передвижки, выпуск газет. Планируется также проведение совместных мероприятий с родителями с использованием ТСО, продолжить работу по оформлению помещений и территории детского сада в русском народном стиле. Главный результат, на который мы надеемся, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Список литературы:

1.Орлова Н. « Азбука для православных детей»

2.Алексеева А. «О православном дошкольном воспитании в России»- м. «Дошкольное воспитание» 2008.

3.Левкодимов Г. «Праздников праздник»

4.Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» -м. «Дошкольное воспитание»,2004г.

5.Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008

6.Гладких Л. П., В. М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод.пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.

7. Натаров В. И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г. 8. Шорыгина Т. А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М.: Прометей; Книголюб, 2005 г.

9.Петров В. «Зимние праздники, игры и забавы для детей» 10. Петров В. «Осенние праздники игры и забавы доля детей».

0
Отчет о проделанной работе воспитателя
Опыты с воздухом для детей 4-5 лет в детском саду
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
17.01.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

В блогах

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию.                                  1.  Если вы хотите вырас...
  Программные задачи: · учить приему «обрывания» и наклеивания на лист бумаги · развивать мелкую моторику рук · воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к окружающим. Оборудование:цве...
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огр...
    К артотек а   хороводные игры и хороводы                   Каравай Как на Машины именины Испекли мы каравай: Вот такой вышины!...

Новое на сайте

Проект «Омская крепость»

17-01-2019 Просмотров:2 Проектная деятельность в детском саду Архипова Мария Алексеевна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №4" г. Калачинск

Проект «Омская крепость» Патриотическое воспитание детей это одно из важных направлений воспитания. Действительно, любимый край, область по своему особенные. У каждого есть своя природа, свои традиции и свой быт. Нужно показать ребенку...

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников

17-01-2019 Просмотров:15 Статьи Ершова Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ Виловатовский детский сад «Петушок» (МБДОУ детский сад «Петушок»), Горномарийский район

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой...

Конспект фронтальной ООД по обучению грамоте. Тема: «Звуки С,-Сь. Буква…

17-01-2019 Просмотров:12 Логопеду Петрова Елена Федоровна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад № 2 г. Белебей

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и четкого произношение звуков [с-сь]; закреплять умение давать характеристику звукам; учить детей...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной…

17-01-2019 Просмотров:22 Методические разработки Климович Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ "Танаевский детский сад" ЕМР РТ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель. Введение Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация.   Формирование...