Исакович Галина Борисовна еще не указала никакой информации ...

Сказки с движениями

Методическая разработка

Сказки с движениями. Для рассказывания и показывания с детьми от четырех лет.

Разработала:

Воспитатель МБДОУ № 28

«АБВГДейка»

г. Кемерово

Исакович Галина Борисовна

2020

Содержание

 

1. Введение 3-5

2. Русская народная сказка «Курочка Ряба» 6

3. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» 6-9

4. Русская народная сказка «Колобок» 9- 12

5. Русская народная сказка «Теремок» 13-14

Введение

Жан Пиаже назвал интеллект маленького ребёнка психомоторным- настолько движение важно для его развития в целом. И хотя с возрастом связь двигательной активности и мыслительной деятельности ослабевает, движение продолжает играть важнейшую роль в разных сферах жизни ребёнка. Мы привыкли считать, что двигательная активность полезна для здоровья. Но движения - как крупные, так и мелкие – могут играть роль мнемонического средства - т.е. средства, облегчающего запоминание текстов.

к тому же движения, сопровождающие речь, наделяют высказывания дополнительной выразительностью и позволяют ребёнку стать деятельностным участником сюжета.

Поэтому небольшие сказки (по преимуществу - фольклорные) очень полезно рассказывать вместе с детьми, используя движения. Такое рассказывание, когда педагог и дети хором повторяют текст сказки и сопровождают рассказывание изобразительными движениями, позволяет включить в активное действие всю группу – даже плохо говорящих детей. даже детей с неразвитой памятью.

А детей, давно запомнивших тексты, рассказывание с движением переводит сказку в новый – сценический – план, открывает новые возможности для восприятия и потому всегда встречается с интересом.

К тому же надо не забывать одну очень важнейшую психологическую особенность малышей дошкольного возраста – сочетание любознательности и стремления осваивать нечто новое с глубоким «детским консерватизмом». Дети больше всего любят то, что им хорошо знакомо: знакомые игрушки, книжки, мультфильмы, прогулочные места.

Поэтому они с удовольствием будут день ото дня изображать знакомые сказки, если сказка переводится в игровой контекст. А её рассказ-показ с помощью изобразительного движения и есть такой перевод, и есть появление новой игровой задачи - изображать персонажей.

Однако существуют требования, при которых движения, сопровождающие сказку, помогают ее восприятию и усвоению, а не наоборот.

Во-первых, для разыгрывания и изображения берётся та сказка, которую дети уже слышали хотя бы один раз.

Во-вторых, эта сказка должна быть короткой.

В- третьих, подбирая движения для сказок, нужно согласовывать их не только с содержанием, но и со структурой текста.

Обязательное условие - сохранение текста в его «подлинном звучании». Деформирование сказок, добавление новых персонажей, произвольное изменение концовок возможно только в работе с детьми, достигшими пяти лет, когда ребенок уже в целом овладел речью, когда у него начинают появляться признаки рационального, логичного мышления. Но говорить об освоении новых форм мышления - не мифологического, не сказочного – рано до наступления зрелого школьного возраста, т.е. возраста семи-восьми лет. Поэтому и деформация сказки не может быть радикальной. Поэтому и «снимать кальку» для переделки, для высвобождения сказочной структуры можно лишь с тех сказок, которые уже освоены ребенком и с персонажами которых он уже не индентифицируется. Это, как правило, самые известные хрестоматийные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и семеро козлят», которые продолжают рассказывать малышам, несмотря ни на что, несмотря на глобальные изменения визуальной и интеллектуальной среды.

Итак, текст. Текст народной сказки обладает одной очень важной особенностью - повторяемостью (литературные обработки, как правило, сохраняют и даже усиливают эту особенность фольклорного первоисточника). В народной сказке то и дело повторяются словесные обороты, реплики персонажей, целые сказочные фрагменты, когда персонаж кому-нибудь представляется или рассказывает о происшедших событиях. Эта повторяемость создает особый ритм движения текста: текст каждый раз «вспоминает сам себя» и подчеркивает таким образом появление нового героя или обстоятельства. И эта повторяемость - залог того, что ребенок непременно запомнит сказку.

Кроме того, в народной сказке и образы «кочуют из одного сюжета в другой», часто сохраняя свои характеристики.

И то, и другое позволяет нам правильно выстроить двигательную фактуру сказки: сказочные персонажи могут наделяться устойчивыми способами передвижения, мимики и жестов. И их движения будут повторяться по ходу сказки столько раз, сколько раз повторяется текст.

Это, в свою очередь, позволяет ребёнку освоить сказочную пластику в «формате народной сказки»: управлять свои телом при разыгрывании разных текстов, опираясь на усвоенные образцы. В этом – залог успешности детского «сценического» поведения.

Как показывает опыт, детям не надоедает изо дня в день разыгрывать уже знакомые сказки (как уже говорилось, знакомое их радует, позволяет чувствовать себя уверенными и успешными). А если сказочный набор сказок с движениями постепенно расширять, тренируются память, и речь, и пластика, и мимика.

Сказки с движениями можно включать в комплекс утренней гимнастики, занятия по развитию речи, музыкальные и физкультурные занятия, досуги и праздники с родителями.

Начинать такую работу можно уже с малышами в возрасте 3,5- 4 лет. Но изображать подобным образом сказки любят и пятилетки.

Сказка «Курочка Ряба»

Дети встают в круг. Воспитатель рассказывает сказку. Дети по желанию могут произносить текст вместе с ним и повторяют за взрослым движения.

Жили – были дед (идем, чуть наклонившись вперед и держась за спину) и баба (идем семенящим шагом, держа руки перед грудью полочкой).

И была у них курочка Ряба ( идем, хлопая себя по бокам, произнося: «Ко-ко-ко»). Снесла курочка яичко, не простое – а золотое (вытягиваем руки вперёд и, разведя их в стороны, показываем круг (вдох через нос, выдох через рот).

Дед бил, бил (стучим кулачками) – не разбил.

Баба била, била (стучим кулачками друг об друга) – не разбила.

Мышка бежала (бежим на носочках),

хвостиком махнула (показываем рукой, как мышка махнула хвостиком),- яичко упало и разбилось (взмах обеими руками сверху вниз, хлопок в ладоши).

Плачет дед, плачет бабка (имитируем плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом через нос, выдох произвольный).

А курочка кудахчет (хлопаем себя руками по бёдрам, произносим: «Ко-ко-ко!»):

«Не плачь, дед! Не плачь, баба! ( Гладим себя по голове).

Я снесу вам другое яичко – не золотое, а простое.

( Дети хлопают в ладоши и подпрыгивают)

Сказка «Заюшкина избушка»

Дети свободно ходят по залу – «гуляют по лесу». По звуковому сигналу все строят круг. Воспитатель начинает рассказывать сказку. Дети по желанию произносят текст вместе с воспитателем и повторяют за ним движения.

Жили-были лиса ( изображаем, как ходит лиса: на носочках, оглядываясь на свой хвост, кокетничая) и заяц ( кисти рук – «лапки», прыгаем).

У зайца была избушка лубяная (показываем руками бревнышки: правое предплечье – над левым, левое предплечье – над правым, затем поднимаем руки над головой, изображая треугольную крышу),

А у лисы - ледяная ( резко и быстро поднимаем руки вверх- «скользко!»- и изображаем треугольную крышу).

Пришла весна (показываем круглое солнышко над головой, мягко разводим руки в стороны), у лисы избушка-то растаяла (показываем кистями рук, как капают капли, приседаем, разводя руки в стороны).

А у зайца стоит по-прежнему ( изображаем лубяную избушку- бревнышки и крышу).

Попросилась лиса к зайцу погреться (стучим кулачком о ладошку) да его и выгнала (топаем ногами).

Идет зайка по лесу, плачет. ( Идем, держа голову двумя руками, покачиваясь слева направо).

Бегут навстречу собаки (бежим по залу, шумно втягивая носом воздух, «Гав, гав, гав!», останавливаемся).

- О чем , зайчик, плачешь?

-Как мне не плакать? ( Изображаем кистями рук ушки зайчика, вытираем слезы). Была у меня избушка лубяная (изображаем бревнышки и крышу), а у лисы – ледяная (изображаем избушку лисы). Пришла весна (изображаем приход весны), у лисы избушка-то растаяла (показываем, как тает избушка). Попросилась она ко мне погреться (стучим кулачком о ладошку), да меня из избушки и выгнала (Изображаем, как зайчик плачет).

- Гав-гав-гав! ( Подпрыгиваем перескоком). Не плачь, зайчик! Пойдем! Мы ее выгоним! (Бежим по кругу, как собаки,- широкими шагами. Останавливаемся, стучим кулачком о ладошку).

- Поди, лиса, вон!

А лиса из домика (оправляем хвост, кокетничаем):

- Как выскочу (резко меняем настроение движения, подпрыгиваем), как выпрыгну (подпрыгиваем)- полетят клочки по закоулочкам (изображаем, будто что-то рвем на мелкие части).

Испугались собаки и убежали (свободный бег по залу).

Идет зайчик по лесу, плачет (бредем по кругу с опущенной головой, грустно шевелим ладошками-ушами над головой).

Навстречу ему медведь (идем, переваливаясь с ноги на ногу, руки подняты вверх, чуть присогнуты в локтях).

- О чем, зайчик, плачешь?

- Как мне не плакать? ( Изображаем кистями рук ушки зайчика, вытираем слёзы). Была у меня избушка лубяная (изображаем бревнышки и крышу), а у лисы – ледяная (изображаем избушку лисы). Пришла весна (изображаем приход весны), у лисы избушка-то растаяла (показываем, как тает избушка). Попросилась она ко мне погреться (стучим кулачком о ладошку), да меня из избушки и выгнала (Изображаем, как зайчик плачет).

- Не плачь, зайчик! Пойдем! Я её выгоню! (Стоим, как медведь, переминаясь с ноги на ногу, ноги шире плеч).

- Собаки гнали - не выгнали. И ты не выгонишь! (грустно шевелим ладошками-ушками).

- А я выгоню! (Принимаем медвежью позу, покачиваемся. Энергично втягиваем воздух через нос, раздувая ноздри; на выдохе продолжительно рычим, раздвинув напряженные пальцы- «когти»).

- Пойди, лиса, вон!

А лиса из домика (оправляем хвост, кокетничаем):

- Как выскочу (резко меняем настроение движения, подпрыгиваем), как выпрыгну (подпрыгиваем)- полетят клочки по закоулочкам (изображаем, будто что-то рвем на мелкие части).

Испугался медведь и убежал (свободный бег по залу).

Идет зайчик по лесу, плачет ( бредем по кругу с опущенной головой. грустно шевелим ладошками-ушами над головой).

Навстречу ему петух (идем, высоко поднимая колени, хлопая руками по бокам).

- О чем, зайчик, плачешь?

- Как мне не плакать? ( Изображаем кистями рук ушки зайчика и вытираем слезы). Была у меня избушка лубяная (изображаем бревнышки и крышу), а у лисы – ледяная (изображаем избушку лисы). Пришла весна (изображаем приход весны), у лисы избушка-то растаяла (показываем, как тает избушка). Попросилась она ко мне погреться (стучим кулачком о ладошку), да меня из избушки и выгнала (Изображаем, как зайчик плачет).

- Не плачь, зайчик! Пойдем! Я её выгоню!

-Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал- не выгнал. И ты не выгонишь! (Грустно шевелим ладошками-ушами).

- А я выгоню! ( Идем по кругу, высоко поднимая колени, хлопая руками по бокам, вытягивая шею. Громко кричим ( вдох через нос, выдох через рот): «Ку-ка-ре-ку!»).

- Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

Лиса услыхала (оправляет хвост, кокетничаем, оглядываемся по сторонам) и говорит:

-Уже собираюсь!

А петух опять ( хлопая руками по бокам, вытягивая шею. Громко кричим

( вдох через нос, выдох через рот): «Ку-ка-ре-ку!»):

-Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

А лиса из избушки (оправляем хвост, кокетничаем, оглядываемся по сторонам, втягиваем голову в плечи):

- Шубу надеваю!

А петух опять (хлопая крыльями по бокам, вытягивая шею. Громко кричим

 ( вдох через нос, выдох через рот): «Ку-ка-ре-ку!»):

- Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

Лиса испугалась (втягиваем голову в плечи, оглядываемся по сторонам, подпрыгиваем перескоком) и выскочила из избушки.

А заяц и петух зашли в избушку и стали там жить-поживать, горя не знать, добра наживать. ( прыгаем по кругу «по-заячьи», затем идем «по-петушиному», чередуя движения несколько раз. Затем останавливаемся и хлопаем в ладоши).

Сказка «Колобок»

Дети свободно ходят по залу – «гуляют по лесу». По звуковому сигналу все строят круг. Воспитатель начинает рассказывать сказку. Дети по желанию произносят текст вместе с воспитателем и повторяют за ним движения.

 

Жили-были дед (идем чуть наклонившись вперед и держась за спину) и баба (идем семенящим шагом, держа руки перед грудью полочкой).

Как-то раз говорит дед бабе:

-Испеки мне, баба, колобок (показываем ладонями маленький шарик).

-Из чего же я испеку? Муки у меня нету! (сокрушенно разводит руками).

-А ты по сусекам поскреби (трем кулачком по ладони), по амбарам помети

( чуть наклоняемся вперед, руки свободно свисают вниз, раскачиваем ими из стороны в сторону). Авось муки-то и наберется!

Баба по сусекам поскребла (трем кулачком по ладони), по амбарам помела (чуть наклоняемся вперед, руки свободно свисают вниз, раскачиваем ими из стороны в сторону), набрала муки горстки две (складываем ладони лодочкой), замесила тесто (с силой давим кулачком одной руки в ладонь другой, затем меняем положения рук), испекла Колобок (показываем округлыми кистями рук, как лепят шар) и положила на окошко студиться.

А Колобок полежал-полежал, да и в лес побежал. Катится по лесу (пальцы собраны в несильные кулачки, неспешно крутим предплечьями вокруг друг друга), а навстречу ему Заяц (глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот, без напряжения голоса произносим «А-а-а», изображая как вкусно пахнет Колобок).

Колобок, Колобок, я тебя съем (подпрыгиваем перескоком и хватаем руками воздух).

Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою (Пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки).

Я - веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

А от тебя, Заяц, и подавно уйду. ( Убыстряем вращательные движения предплечьями).

И покатился, только Заяц его и видел.

Катится Колобок по лесу (пальцы собраны в несильные кулачки, неспешно крутим предплечьями вокруг друг друга), навстречу ему волк (бежим «рысью» по кругу, захватывая воздух передними руками-лапами; глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот, без напряжения голоса произносим «А-а-а», изображая, как вкусно пахнет Колобок).

-Колобок, Колобок, я тебя съем (хватаем руками воздух).

-Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою (пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки).

Я - веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

И от Зайца ушел,

А от тебя и подавно уйду (убыстряем вращательные движения предплечьями).

И покатился, только Волк его и видел.

Катится Колобок по лесу (пальцы собраны в несильные кулачки, неспешно крутим предплечьями вокруг друг друга), навстречу ему Медведь (идем, переваливаясь с ноги на ногу, руки подняты вверх, чуть присогнуты в локтях; глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот, без напряжения голоса произносим «А-а-а», изображая как вкусно пахнет Колобок).

-Колобок, Колобок, я тебя съем (хватаем руками воздух).

-Не ешь меня, Медведь. Я тебе песенку спою.(Пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки)

Я - веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

И от бабушки ушел.

Я от Зайца ушел

И от Волка ушел.

От тебя, Медведь, и подавно уйду (убыстряем вращательные движения предплечьями).

И покатился, только Медведь его и видел.

Катится Колобок по лесу ( пальцы собраны в несильные кулачки, неспешно крутим предплечьями вокруг друг друга), навстречу ему - Лиса ( идем мелким шагом на носочках, оглядываясь на свой хвост, кокетничая; глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот, без напряжения в голосе произносим «А-а-а», изображая, как вкусно пахнет Колобок, но тут же зажимаем себе рот руками и прикладываем палец к губам: Колобок не должен что-то заподозрить).

- Здравствуй, Колобок! Ты откуда? ( Пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки).

Я - веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

И от бабушки ушел.

Я от Зайца ушел

И от Волка ушел.

От Медведя ушел.

От тебя, Лиса, и подавно уйду. ( Убыстряем вращательные движения предплечьями, но затем движения замедляются).

- Ах, какая хорошая песенка! ( Всплескивает руками). Только я что-то глуховата стала ( сначала прикладываем руку к одному уху, теребим мочку, потом - к другому и теребим мочку). Сядь ко мне на носок и спой ещё разок

( указываем указательным пальцем на нос, пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки)

Я - веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

И от бабушки ушел.

Я от Зайца ушел

И от Волка ушел.

От Медведя ушел.

От тебя, Лиса, и подавно уйду.( Убыстряем вращательные движения предплечьями. но затем движения замедляются).

- Очень хорошая песенка. Хочу её еще раз послушать. Сядь ко мне на язычок и спой ещё разок ( высовываем язычок далеко вперед, шевелим им в разные стороны, пальцы собраны в несильные кулачки, крутим предплечьями вокруг друг друга в ритм приговорки).

Я - веселый Колобок,

У меня румяный бок.

Я на маслице мешен,

На сметане пряжен,

На окошке сушен.

Я от дедушки ушел,

И от бабушки ушел.

Я от Зайца ушел

И от Волка ушел.

От Медведя ушел.

От тебя, Лиса…

Тут Лиса Колобка и съела: «Ам!» (Резко захлопываем рот и щелкаем зубами, снова высовываем язык и облизываемся)

 

 

Сказка «Теремок»

Воспитатель предлагает детям отправиться гулять в лес:

-Пойдемте цепочкой, друг за другом, чтоб не заблудиться.

Какая узенькая тропинка! (Идем на носочках, руки в стороны).

Кое-где камни валяются.(Идем, высоко поднимая ноги, переступая через «камни»). А здесь тропинка плохо высохла после дождя. Чтобы не намочить ноги, идем на пяточках, руки на поясе. Шли мы, шли, к полю пришли. Глядь…

Стоит в поле теремок. (Руки поднимаем вверх, изображаем крышу над головой).

Он не низок (приседаем), не высок (встаем).

Бежит мимо мышка-норушка (легкий бег друг за другом по кругу, руки перед грудью, как маленькие лапки), увидала теремок и стучится (стучим кулачком о ладошку):

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Никто не отвечает (разводим руками). Вошла мышка в теремок и стала там жить (делаем перескакивающие движения и приседаем).

Бежит мимо зайчик-побегайчик (прыгаем по кругу).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (стучим кулачком о ладошку).

- Я, мышка-норушка. А ты кто такой? ( Руки-лапки перед грудью, легонько шевелим ими).

-А я – зайчик-побегайчик ( шевелим ладошками-ушками над головой). Пусти меня к себе жить.

Вошел зайчик в теремок и стал там жить.

Бежит мимо лисонька рыженька (оглаживаем свой воображаемый хвост). Пустите меня к себе жить.

Вошла лисонька в теремок и стала там жить.

Бежит по лесу волчок-серый бочок (бег с замахом ногами назад, руки чуть впереди, загребают воздух).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? ( Стучим кулачком о ладошку).

-Я, мышка-норушка (руки-лапки перед грудью, легонько шевелим ими).

-Я, зайчик-побегайчик (шевелим ладошками-ушками над головой).

-А я лисонька рыженька (оглаживаем свой воображаемый хвост).

-А ты кто такой?

-Я – волчок-серый бочок ( несильно лязгаем зубами).Пустите меня к себе жить.

Вошел волчок в теремок и стал там жить.

Идет мимо медведь косолапый (идем, переваливаясь с ноги на ногу, руки поднять вверх, чуть присогнуты в локтях).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (стучим кулачком о ладошку)

-Я, мышка-норушка (руки-лапки перед грудью, легонько шевелим ими).

-Я, зайчик-побегайчик (шевелим ладошками-ушками над головой)

-А я лисонька рыженька (оглаживаем свой воображаемый хвост)

-Я - волчок-серый бочок (несильно лязгаем зубами).

-А ты кто такой?

-А я – медведь косолапый. Пустите меня в теремок. Хочу с вами жить.

-Да ты и в дверь не пролезешь!

Полез медведь в теремок-заскрипел потолок (беремся руками, качаемся из стороны в сторону). Заскрипел потолок - обвалился теремок. ( Дети падают на пол).

Выскочили из него мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лисонька рыженька, волчок-серый бочок (изображаем по очереди всех зверей) и разбежались в разные стороны (Дети произвольно бегают по залу до звукового сигнала, означающего конец «представления»).

 

 

1
Как растения помогают освоить азы математики
Консультация для воспитателей «Воспитывать тактич...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
31.05.2020

Комментарии

Педагогика
27 мая 2020
И мне плиз ответы
ТРИЗ – игры для дошкольников (материал для педагогов)
27 мая 2020
Спасибо за вашу работу. Только начинаю ТРИЗить.
Мастер-класс с родителями
26 мая 2020
Интересный мастер-класс для родителей!Возьму на заметку.

В блогах

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Блокада Ленинграда»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №111 присмотра и оздоровления Невского района  Санкт - Петербурга Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Блокада Ленинграда» Использованная образовательная...

В мире счастливого детства! )))

Sample Image

             МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»   Экологический проект Познавательно-творческий «Красная книга Мордовии»                                                        Автор-составитель:                                                                           воспитатель                                                                              Митенькина Е.Н.   Лямбирь 2018 г. Информационная карта                   Тип проекта...

Новое на сайте

Конспект развлечения «Берегите лес»

Конспект развлечения «Берегите лес» (Старшая группа) Цель: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе Задачи: - расширять представление детей о лесе и его обитателях; - обучать правилам поведения в лесу; - развивать познавательную активность; - формировать сплоченность детского коллектива; - воспитывать гуманное отношение...

Квест ко дню России для смешанной группы «В поисках символа России»

Квест ко дню России для смешанной группы «В поисках символа России» Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - создавать условия для расширения знаний о символах России (флаг, герб, гимн, о празднике День России);- способствовать созданию...

Конспекты НОД «Мужественные профессии. Женские профессии»

Конспекты НОД «Мужественные профессии. Женские профессии»

Активные методы работы с семьей в детском саду

Активные методы работы с семьей в детском саду С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации, непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все факты об объекте с точки зрения целей. Наблюдение — процесс...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог