Старший воспитатель, МАДОУ д/с "Берёзка" ...

Семинар – практикум «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников»

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Что же следует понимать под словом «Успех» в дошкольном возрасте, как воспитать ребёнка успешным и какие приёмы нам для этого использовать?

В настоящее время слово «успех»- одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что- либо позитивное. Частота употреблений этого слова привела к тому, что оно стало языковым штампом: используя его, люди недостаточно четко представляют, какого успеха желают. При этом вряд ли найдётся человек, не желающий быть успешным.

Но мы рассмотрим успех в широком смысле этого слова, то есть «успех» в первую очередь ассоциируется с активностью человека, его деятельностью, выраженной через завоевания и достижения.

При этом важно обратить внимание на сущностные характеристики этого понятия. Во- первых, в него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности.

 Во- вторых, из понятия «успех» исключаются все случаи, связанные с везением, фортуной, удачей, свалившейся на человека без приложения им самим каких- либо усилий.

Применительно к дошкольникам, успех-это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребёнка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидания и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.

В дошкольном возрасте ребёнок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). На разных этапах психического развития он по- разному реагирует на неё.

Выделяют разновидности успеха дошкольника:

- признание конкретного результата ребёнка, в том числе и в случае преодоления им каких- либо трудностей;

- признание личности ребёнка в целом.

Если ситуация успеха становится для ребёнка постоянной, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

Напротив, эмоциональная неустойчивость, ощущение не успешности мешают общению ребёнка, формированию его взаимодействия в детском сообществе и отношениям со взрослыми, могут провоцировать робость, застенчивость, некоммуникабельность или, наоборот, агрессию, неадекватность реакций.

Обоснование ситуации успеха как педагогического средства позволяет максимально развить способности ребёнка, его физические и духовные силы.

Какие условия и приёмы помогут создать ситуацию успеха.Формировать успешную личность ребёнка нужно начинать с создания поля успеха. Технологическими шагами его построения, по Е. Казаковой, А. Тряпициной, являются:

- диагностическое исследование (в каких сферах жизнедеятельности ребёнок может проявит способности и пережить успех);

- анализ (насколько значительны возможности ребенка, хватает ли ему поля деятельности);

- прогноз (кто из детей имеет преимущества, а кто может оказаться в позиции постоянного поражения);

- проектирование (определение ситуаций достижений, новых видов деятельности).

Выделяя условия создания ситуации успеха, на первое место учёные ставят создание атмосферы одобрения, радости, которая может быт обеспечена с помощью вербальных и невербальных средств, таких как обнадёживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открыта поза. Это помогает ребёнку справиться с поставленной перед ним задачей.

Существуют следующие педагогические приёмы, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха.

Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить,- осуществляется с целью преодоления ребёнком неуверенности в собственных силах, в положительном конечном результате. Это вербализуется в следующих фразах, представленных на слайде.Таким образом, педагог даёт понять воспитаннику, что он имеет право на ошибку, и на другую попытку, что ценность представляют его действия и желание выполнить задание.

Внесение мотива – вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребёнку, ради чего или кого это делается.

Авансирование успешного результата- Для этого диагностируются положительные сильные стороны личности ребёнка (хорошая память, наблюдательность, внимательность, скорость реакции, рассудительность и т.д.), на которые педагог может опереться. И это в свою очередь вербализуется во фразаз, представленных на слайде.

Скрытая инструкция- по своей сути является помощью ребёнку, поскольку он только учится обходиться без поддержки, опираясь на свои силы. Реализуется путем использования намека указания, пожелания

«Персональная исключительность» - содержание данного приёма является указание важности усилий именно этого ребёнка в данной деятельности («Только ты и мог бы…», «Только тебе я могу доверить…»), что возлагает ответственность, мобилизует личность.

Педагогическое внушение – эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребёнка, результатом чего является появление состояние уверенности, чувство подъёма, желание действовать и т. Д.

Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при которой ребёнок почувствует радость успеха – предусматривает как оценку целостного продукта деятельности, так и деталей, в которых проявилась индивидуальность ребёнка, например, использование необычного способа, красивого оформления, оригинального элемента: «Особенно у тебя хорошо получилось…»

Таким образом, можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников:

- снятие страха;

- мотивация деятельности;

- авансирование;

- скрытая ситуация;

- «персональная исключительность;

- педагогическое внушение;

- позитивная и искренняя оценка полученного результата.

Давая возможность переживать ребёнку удовольствие от успеха, мы способствуем формированию у него мотивации достижения, в том числе достижения успеха. А она не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста и становится относительно устойчивой в 5-6 лет.

Рассмотрим конкретно создание ситуации успеха на занятии по лепке на тему «Бублики, баранки» в первой младшей группе.

Ход образовательной деятельности:

Введение в ситуацию на этом этапе решаются задачи

Дидактические задачи:

- мотивировать детей на включение в творческую деятельность;

- уточнить понятия «один», «много».

(Воспитатель собирает около себя детей и сообщает, что в гости к ним пришла бабушка. Она принесла гостинцы: одну баранку и один бублик)

Текст беседы:

- Всем хватит угощения? (Нет)

- Почему? (Всего один бублик и одна баранка, а нас много)

- Бабушка горюет, потому что не всем детям хватит угощенья. Что же сделать, чтобы угощенья хватило всем? (Испечь много баранок и бубликов)

- Хотите помочь бабушке испечь много- много баранок и бубликов? (Хотим)

- Я уверена, вы справитесь, ведь для вас это очень просто. Если что-то не получится, я всегда смогу вам помочь. (Снятие страха перед деятельностью)

Актуализация

Дидактические задачи:

- актуализировать умение правильно выделять и называть свойства предметов, видеть контрастные размеры: длинный- короткий, толстый- тонкий;

- закреплять умение разделять столбик на две части;

- развивать восприятие формы и величины, мыслительные операции.

 После беседы дети приступают к самостоятельной деятельности.

 (Во время самостоятельной деятельности мотивируем детей на успешное выполнение работы авансированием успешного результата: «Имея такие возможности, как у тебя…», «Ты непременно всё сделаешь правильно, ведь у тебя такой острый ум…»)

Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

- формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя;

- тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение;

- развивать речь и логическое мышление.

(Воспитатель наблюдает за деятельностью детей. Скорее всего, большинство из них разделит на одинаковые части. Или они будут отщипывать небольшие кусочки, но слепить не смогут. Возникнет затруднение, и необходимо направить их на успешное выполнение задания: «Ты уже неоднократно демонстрировал, как нужно преодолевать трудности. У тебя обязательно всё получится»)- авансирование успешного результата

Но происходит затруднение и «Открытие» нового знания.

Дидактические задачи:

- формировать умение раскатывать столбики разной длины и толщины и замыкать их в кольцо;

- формировать опыт самостоятельного открытия, развивать творческие способности;

- развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику рук.

Текст беседы:

- Что нужно сделать, если вы не знаете, как сделать правильно? (Спросить у того, кто знает)

Приглашает к демонстрационному столу, в это время пластилин меняется)

Текст беседы:

- Мы с вами выяснили, что бублик больше по размеру, чем баранка, значит, при делении пластилина части должны быть одинаковыми или разными по размеру? (Разными: для баранки- меньшая часть, а для бублика- большая)

- Мы разламываем столбик не посередине, а немного ближе к одному краю, получились разные части- большая и маленькая (Показать)

- Что будем делать с каждой частью? (Раскатывать столбик и соединять концы, чтобы получилось кольцо)

- Правильно. Из Большой части раскатываем длинный и толстый столбик, из маленькой- короткий и тонкий. (Выполняет действия и комментирует.)

Включение нового знания

Дидактические задачи:

- закреплять умение делить столбик на две части;

- раскатывать их в палочку разной длины и толщины, палочку замыкать в кольцо;

= Развивать глазомер, мелкую моторику рук, связную речь

После проговаривания алгоритма выполнения задания идёт

Самостоятельная деятельность детей. Во время этого этапа работы реализуется скрытая помощь посредством намёка, указания, пожелания: «Лучше начать с…», «Обрати внимание…» Для воспитанников, которые испытывают затруднения используем приём «персональной исключительности»- указываем на важность усилий именно этого ребёнка в данной деятельности «Только ты и мог бы…», «Только тебе я могу доверить..»)

Осмысление

(Собираем детей около себя)

(Оцениваем полученный результат, при этом оценивается продукт целиком и его детали, в которых проявилась индивидуальность каждого ребёнка «Особенно у тебя хорошо получилось…», «Удивляет такой фрагмент…»)- позитивная оценка

Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить».

Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, при этом создавая ситуацию успеха, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.

0
конспект занятия по сенсорному развитию дете ранне...
Проект «Бездомные животные нашего города» ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
03.04.2020

Комментарии

Игровое пособие. Лэпбук. «Волшебные блоки Дьенеша». Описание игрового пособия.
18 марта 2020
как заказать лепбук "Волшебные блоки Дьеныша"?
Сказочки-шумелки "Весна-красна"
13 марта 2020
Татьяна Васильевна. Спасибо за интересный материал, воспользовалась им, сделала презентацию и вот чт...
Педагогика
10 марта 2020
Дайте пожалуйста правильные ответы на ваш тесты

В блогах

День здоровья

Сценарий развлечения для старшей группы на тему: «День здоровья» Цель. Создать положительно-эмоциональный настрой. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Развивать ловкость...

Сказочки-шумелки "Весна-красна"

+v        Сказочки-шумелки В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и...

НОД Конспект занятий, сказка "Колобок"

Тема недели: «Сказки». Тема НОД: «Русская народная сказка «Колобок». Направления развития: речевое направление развития дошкольников, художественно-эстетическое направление развития дошкольников Возраст детей: 3 –...

Новое на сайте

Конспекты занятий по развитию речи для старшей группы

Конспекты занятий по развитию речи для старшей группы

Выпускной утренник для подготовительной к школе группы «Скоро в школу мы идём!

Выпускной утренник для подготовительной к школе группы «Скоро в школу мы идём! Реб 1: Приглашаем всех на праздник Добрый, светлый, озорной! Праздник грустный и веселый — Наш дошкольный выпускной!!! Реб 2: Вот и настал прощальный час, Как много мы гостей позвали. Выпускников...

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «День Победы»

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «День Победы» С.1. Ведущая: 9 мая мы отмечаем великий праздник – День Победы. С.2. Много лет назад 22 июня 1941 года на нашу родину напали фашисты. И не только армия...

План-конспект НОД в старшей группе «Коляда, коляда»

План-конспект НОД в старшей группе «Коляда, коляда» Тип занятия: комплексный. Технология: рассматривание иллюстраций, слушание народных колядок, песен, разучивание рождественских закличек, колядок. Цель. Приобщение дошкольников к старорусским обычаям, играм, обрядам, русским народным праздникам. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с колядками. Обогащать духовный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог