Блог Ирины Владимировны Петровой

Семинар - практикум «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Предварительная работа: педагогам предлагается посмотреть в литературе такие вопросы:

1. Значение театрализованной деятельности в детском саду.

2. Как в своей работе Вы используете театрализованную деятельность, как часто и когда планируете в работу с детьми?

3. Какие виды кукольных театров Вы знаете?

4. С какими видами театра знакомят детей в разных возрастных группах?

5. Как вы думаете, какая развивающая среда по театрализации должна быть оформлена в группе?

6. Какие методические пособия и технологии вы используете при реализации данного направления?

7. Как вы понимаете понятие «игра-драматизация»?

8. Как вы понимаете понятие «режиссерская игра»?

9. Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами?

Оборудование: карточки и кубики с артикуляционной гимнастикой, карточки с заданиями по интонации, скороговорки разной сложности, атрибуты пальчикового театра и головные уборы, презентация по теме

«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи, педагогической деятельности, технологических приёмов.

Сегодня мы хотели вместе с вами окунуться в волшебный мир театра. Для этого нужно совсем немного: желание и хорошее настроение. Ну что, готовы? Начнем?

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? нет или Да?

-Пришли вы на семинар,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я понимаю вас господа

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Все участники семинара занимают места за 2 столами (веселая и грустная маски).

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

 Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.

  • Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
  • Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
  • Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
  • Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
  • В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.

 3. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии. 

 

А сейчас, приглашаем Вас за кулисы театра

– Как вы думаете, какое упражнение наиболее важно в работе над речью с детьми? Конечно, если мы говорим о развитии речи, никак не обойтись без артикуляционной гимнастики. Такие упражнения способствуют улучшению кровоснабжения, подвижности артикуляционных органов, а также укреплению мышечной системы щёк, губ и языка, постановке правильного произношения звуков.

- Давайте вместе немного поупражняемся и разогреем наш речевой аппарат.

ЗАДАНИЕ №1 «Разминка».

Перед вами лежат картинки с артикуляционной гимнастикой. Вспомните, как называются упражнения и придумайте небольшую артикуляцонную сказку с этими упражнениями.

Например, по ТЕМЕ: « ТРАНСПОРТ»

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок). Дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.

 

ЗАДАНИЕ №2 «Дыхательная гимнастика»

Следующий приём, используемый для развития речи в театрализованной деятельности –это дыхательная гимнастика .

Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз, нарушается плавность речи, дети недоговаривают слова и фразы произносят шёпотом.

Для развития правильного дыхания можно использовать различные пособия, это «Листики», «Веселый дождик», «Бабочки» и тд.

 

ЗАДАНИЕ № 3 «Пальчиковый игротренинг»

В работу по развитию речи необходимо включить упражнения, развивающие речь и моторику. Это могут быть как пальчиковая гимнастика, так и логоритмика — современный комплекс занятий, направленных на развитие речи и моторики «в связке», поскольку у детей естественным образом эти два аспекта развития идут параллельно.

Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее. Что же такое логоритмика и чем она полезна для детей дошкольного возраста? Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.

Одной из целей логопедической ритмики является развитие фонематического слуха

Вспомните пальчиковую игру с движениями и проведите ее с педагогами.

Например

"Теремок"

На поляне теремок, (Соединить ладони "домиком".) Дверь закрыта на замок, (Сомкнуть пальцы в "замок".) Из трубы идёт дымок. (Сомкнуть пальцы в "колечки".) Вокруг терема забор, (Руки держать перед собой, пальцы растопырить.) Чтобы не забрался вор. (Пощёлкать пальцами.) Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, (Кулачком постучать по ладони.) Открывайте, я ваш друг! (Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

ЗАДАНИЕ № 4 «ПОКАЖИ-УЗНАЙ» 

Жесты, поза движения. (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 Команды) «Отгадай, кто я, что я делаю» - Сесть, как королева; как побитая собака; как подсудимый на скамью, как провинившейся малыш; как пчелка на цветок. - пройдемся, как артисты балета; как манекенщица; как больной человек; как старый человек; - попрыгаем, как профессор через лужу; как кенгуру; как большой заяц; как маленький зайчик. Изобрази! ( (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 Команды) - вдеть нитку в иголку, - пришить пуговицу, - подбросить и поймать мяч, - наколоть дров, - обстругать доску, - заточить карандаш, - остричь ногти, - перенести предмет с одного места на другое. - развернуть и сложить газету, - несколько раз перелить воду из одного стакана в другой. - плеснуть в кого — либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы себя облить. - понюхать яблоко, апельсин. - разрезать арбуз и съесть кусок. «Артисты пантомимы» Под музыку или без музыки нужно изобразить: 1) кофемолку, дверной замок, часы с кукушкой, трактор в поле, мотоцикл, часы с боем. 2) Без звука: горящую свечу, мигающую лампочку, горячий утюг, испорченный телевизор 3) Парикмахера, Айболита, водителя такси, продавца музыкального магазина 4) Ситуация из жизни: повар готовит обед, хирург оперирует, зубной врач выдергивает зубы, хозяйка чистит овощи, шофер чинитавтомобиль. 5) Объекты (походку, голос, манеру поведения), разозленный кот, голодный поросенок, ленивый пингвин, гордый задира-петух, злая собака, трусливый заяц, надменный индюк, ночная сова, красавец-павлин, страус. 6) Пешеходов: старушку с собакой на поводке, милиционера, прохожего с больным зубом;

7) Походку курицы, утки, пингвина.

ЗАДАНИЕ №4 « Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»

Следующий прием –это развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя несколько направлений: темп речи (быстро-медленно), тембр речи (низкий-высокий), ритм речи, сила голоса (тихо-громко), логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово), эмоционально-смысловые оттенки речи. Главное назначение таких упражнений – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи ребенка.

К упражнениям, которые способствуют развитию речи в театрализованной деятельности относятся упражнения для работы над голосом, на развитие интонационной выразительности. Это могут быть как отдельно произнесённые слова, так и фразы или поговорки.

  • Давайте по очереди попробуем произнести слово «Театр» с разной интонацией: удивлённо, радостно, грустно, недовольно, испуганно, равнодушно, гневно, задумчиво.
  • Передайте повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию.

1. Представьте, что я мама-медведица, а ты одна из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай... Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.

1. Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик. Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец... День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца... Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца. 

Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом волка.

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла..

Прочитайте следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая:

Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят малюток. 

ЗАДАНИЕ № 5 «СКОРОГОВОРКИ Н А РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»

Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро. 

УТРОМ, ПРИСЕВ НА ЗЕЛЕНОМ ПРИГОРКЕ,

 УЧАТ СОРОКИ СКОРОГОВОРКИ.

ЖУК, НАД ЛУЖЕЮ ЖУЖЖА,

ЖДАЛ ДО УЖИНА УЖА.

В ПЕРЕЛЕСКЕ ПЕРЕПЕЛ

ПЕРЕПЕЛКУ ПЕРЕПЕЛ.

Еле-еле Елизар, Едет-едет на базар. А с базара, а с базара, Не догонишь Елизара.

Мама шьет сорочку дочке. Строчит строчки на сорочке. Срочно строчит сорок строчек: Растет дочка, как росточек.

Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.

Грабь граблями гравий, краб!

Стоит поп на копне, колпак на попе,

копна под попом, поп под колпаком.

Выдра из ведра выпрыгнула, Воду из ведра выплеснула, Выпрыгнуть то она выпрыгнула, Выплеснуть то она выплеснула, А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла!

Купила бабуся бусы Марусе На рынке споткнулась о бусы бабуся Не будет подарка у юной Маруси Все бусы склевали по бусинке гуси.

Пролетели лётчики над аэродромом, Лётчиков-пролётчитков одолела дрёма.

Во дворе трава, на траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова; Не вместит двор дров - Дрова выдворить пора.

Крокодил зарылся в ил, Крокодила Нил манил.

Нёс Петро ведро, Ведро било Петра в бедро. Пнул Петро ведро, Ведро не ядро, но летело быстро.

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, А врагу да недругу от Варвариных ворот - поворот.

Парашют раскрывается разом. И стропа распрямляется сразу. Кто не прыгал реально ни разу, Безразличен к рисунку, к рассказу. 

 

ЗАДАНИЕ № 6 « ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»

 Театрализованный этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. 

Представьте, что Мы с вами в костюмерной театра, здесь мы должны примерить театральные костюмы. Кто какой костюм наденет, отгадайте?

Ну, попробуй, отгадай-ка,

быстро руку поднимай-ка,

отгадаешь ты, загадку,

сразу попадёшь ты, в сказку. (Кто отгадает загадку, уходит за ширму и переодевается.)

1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).

2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).

3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).

4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).

5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).

6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь).

7. Развесёлая игрушка, а зовут его ( Петрушка).

Ну а Петрушкой буду я ( переодевается)

А теперь друзья, давайте заглянем в самое сердце театра- его сцену. У нас много замечательных, талантливых, творческих воспитателей и я предлагаю им проявить свои е способности и на минуточку стать артистами. (Звучит сказочная музыка.)

Внимание, внимание,

Извещаем всех заранее!

Пора смотреть нам представление,

Всем на удивление!

Петрушка. Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. А как же называется она? Отгадайте – ка?

( обращается к зрителям)

Стоит избушка,

Резная верхушка,

Тесом покрыта,

Шелком прошита,

Что за избушка это? ( ответы зрителей: Теремок)

Петрушка: Вот стоит наш Теремок, ( показывает на ширму)

Как красив он и высок!

Как дорогу перейдешь –

в Теремочек попадешь,

Новоселье ждет зверят,

в Терем все они спешат.

Мимо мышка пробегала.

Мышка: Познакомьтесь это - я,

по лесу брожу,

домишко я себе ищу.

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка: А вот и лягушка прискакала.

Лягушка: Ква-ква я, друзья,

Звать Лягушкою меня!

По кочкам быстро я скачу,

Друзей себе найти хочу.

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка: По дорожке, угадай-ка,

Кто бежит к нам?

Увидал он Теремок,

И на месте скок-поскок!

Зайка: Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка:

Хорошо им в Теремочке!

Так идут, бегут денечки…

По лесу Лиса гуляла,

Теремочек увидала…

Лиса. Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка: Услыхал про то Медведь,

Пошёл терем поглядеть…

Идёт лесом, ковыляет,

Увидал он Теремок –

Стукнул по стене разок…

Медведь: Бурый я, Лесной Медведь!

Люблю громко я реветь!

Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Вышел в поле Петушок погулять,

Сладких зерен поискать.

Видит: чудо-теремок.

Петушок: Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Терем, правда так хорош!

Только в Терем не войдешь!

Петрушка: Ты оркестр собери.

Нам скорее покажи.

Петушок: Инструменты есть у нас,

Их скорей друзья берите

И свой номер покажите

В теремочке чудном нашем

Мы поем, танцуем, пляшем.( раздаёт муз. инструменты)

Шумовой оркестр «Во саду ли в огороде» (минус нашла)

Петрушка :

Ждем от вас аплодисментов,

Ну и прочих комплиментов.

Ведь артисты-то старались

Пусть слегка и растерялись.

Гостям в пояс поклонились,

Гости очень удивились.

Что этой сказочке конец,

А кто слушал — молодец!

По цветочку вы возьмите ( обращается к зрителям)

и артистам подарите.

Всем спасибо за внимание,

а артистам - До свидания.

Давайте подведем итог нашей встрече.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Рефлексия

По театральной традиции в конце каждого спектакля дарят артистам аплодисменты и цветы, но сегодня у нас будет импровизированный букет…. Из ваших пожеланий и мнений об увиденном и услышанном. У вас на столах леПредварительная работа: педагогам предлагается посмотреть в литературе такие вопросы:

1. Значение театрализованной деятельности в детском саду.

2. Как в своей работе Вы используете театрализованную деятельность, как часто и когда планируете в работу с детьми?

3. Какие виды кукольных театров Вы знаете?

4. С какими видами театра знакомят детей в разных возрастных группах?

5. Как вы думаете, какая развивающая среда по театрализации должна быть оформлена в группе?

6. Какие методические пособия и технологии вы используете при реализации данного направления?

7. Как вы понимаете понятие «игра-драматизация»?

8. Как вы понимаете понятие «режиссерская игра»?

9. Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами?

Оборудование: карточки и кубики с артикуляционной гимнастикой, карточки с заданиями по интонации, скороговорки разной сложности, атрибуты пальчикового театра и головные уборы, презентация по теме

«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи, педагогической деятельности, технологических приёмов.

Сегодня мы хотели вместе с вами окунуться в волшебный мир театра. Для этого нужно совсем немного: желание и хорошее настроение. Ну что, готовы? Начнем?

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? нет или Да?

-Пришли вы на семинар,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я понимаю вас господа

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Все участники семинара занимают места за 2 столами (веселая и грустная маски).

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

 Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.

  • Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
  • Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
  • Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
  • Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
  • В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.

 3. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии. 

 

А сейчас, приглашаем Вас за кулисы театра

– Как вы думаете, какое упражнение наиболее важно в работе над речью с детьми? Конечно, если мы говорим о развитии речи, никак не обойтись без артикуляционной гимнастики. Такие упражнения способствуют улучшению кровоснабжения, подвижности артикуляционных органов, а также укреплению мышечной системы щёк, губ и языка, постановке правильного произношения звуков.

- Давайте вместе немного поупражняемся и разогреем наш речевой аппарат.

ЗАДАНИЕ №1 «Разминка».

Перед вами лежат картинки с артикуляционной гимнастикой. Вспомните, как называются упражнения и придумайте небольшую артикуляцонную сказку с этими упражнениями.

Например, по ТЕМЕ: « ТРАНСПОРТ»

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок). Дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.

 

ЗАДАНИЕ №2 «Дыхательная гимнастика»

Следующий приём, используемый для развития речи в театрализованной деятельности –это дыхательная гимнастика .

Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз, нарушается плавность речи, дети недоговаривают слова и фразы произносят шёпотом.

Для развития правильного дыхания можно использовать различные пособия, это «Листики», «Веселый дождик», «Бабочки» и тд.

 

ЗАДАНИЕ № 3 «Пальчиковый игротренинг»

В работу по развитию речи необходимо включить упражнения, развивающие речь и моторику. Это могут быть как пальчиковая гимнастика, так и логоритмика — современный комплекс занятий, направленных на развитие речи и моторики «в связке», поскольку у детей естественным образом эти два аспекта развития идут параллельно.

Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее. Что же такое логоритмика и чем она полезна для детей дошкольного возраста? Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.

Одной из целей логопедической ритмики является развитие фонематического слуха

Вспомните пальчиковую игру с движениями и проведите ее с педагогами.

Например

"Теремок"

На поляне теремок, (Соединить ладони "домиком".) Дверь закрыта на замок, (Сомкнуть пальцы в "замок".) Из трубы идёт дымок. (Сомкнуть пальцы в "колечки".) Вокруг терема забор, (Руки держать перед собой, пальцы растопырить.) Чтобы не забрался вор. (Пощёлкать пальцами.) Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, (Кулачком постучать по ладони.) Открывайте, я ваш друг! (Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

ЗАДАНИЕ № 4 «ПОКАЖИ-УЗНАЙ» 

Жесты, поза движения. (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 Команды) «Отгадай, кто я, что я делаю» - Сесть, как королева; как побитая собака; как подсудимый на скамью, как провинившейся малыш; как пчелка на цветок. - пройдемся, как артисты балета; как манекенщица; как больной человек; как старый человек; - попрыгаем, как профессор через лужу; как кенгуру; как большой заяц; как маленький зайчик. Изобрази! ( (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 Команды) - вдеть нитку в иголку, - пришить пуговицу, - подбросить и поймать мяч, - наколоть дров, - обстругать доску, - заточить карандаш, - остричь ногти, - перенести предмет с одного места на другое. - развернуть и сложить газету, - несколько раз перелить воду из одного стакана в другой. - плеснуть в кого — либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы себя облить. - понюхать яблоко, апельсин. - разрезать арбуз и съесть кусок. «Артисты пантомимы» Под музыку или без музыки нужно изобразить: 1) кофемолку, дверной замок, часы с кукушкой, трактор в поле, мотоцикл, часы с боем. 2) Без звука: горящую свечу, мигающую лампочку, горячий утюг, испорченный телевизор 3) Парикмахера, Айболита, водителя такси, продавца музыкального магазина 4) Ситуация из жизни: повар готовит обед, хирург оперирует, зубной врач выдергивает зубы, хозяйка чистит овощи, шофер чинитавтомобиль. 5) Объекты (походку, голос, манеру поведения), разозленный кот, голодный поросенок, ленивый пингвин, гордый задира-петух, злая собака, трусливый заяц, надменный индюк, ночная сова, красавец-павлин, страус. 6) Пешеходов: старушку с собакой на поводке, милиционера, прохожего с больным зубом;

7) Походку курицы, утки, пингвина.

ЗАДАНИЕ №4 « Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»

Следующий прием –это развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя несколько направлений: темп речи (быстро-медленно), тембр речи (низкий-высокий), ритм речи, сила голоса (тихо-громко), логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово), эмоционально-смысловые оттенки речи. Главное назначение таких упражнений – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи ребенка.

К упражнениям, которые способствуют развитию речи в театрализованной деятельности относятся упражнения для работы над голосом, на развитие интонационной выразительности. Это могут быть как отдельно произнесённые слова, так и фразы или поговорки.

  • Давайте по очереди попробуем произнести слово «Театр» с разной интонацией: удивлённо, радостно, грустно, недовольно, испуганно, равнодушно, гневно, задумчиво.
  • Передайте повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию.

1. Представьте, что я мама-медведица, а ты одна из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай... Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.

1. Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик. Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец... День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца... Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца. 

Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом волка.

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла..

Прочитайте следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая:

Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят малюток. 

ЗАДАНИЕ № 5 «СКОРОГОВОРКИ Н А РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»

Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро. 

УТРОМ, ПРИСЕВ НА ЗЕЛЕНОМ ПРИГОРКЕ,

 УЧАТ СОРОКИ СКОРОГОВОРКИ.

ЖУК, НАД ЛУЖЕЮ ЖУЖЖА,

ЖДАЛ ДО УЖИНА УЖА.

В ПЕРЕЛЕСКЕ ПЕРЕПЕЛ

ПЕРЕПЕЛКУ ПЕРЕПЕЛ.

Еле-еле Елизар, Едет-едет на базар. А с базара, а с базара, Не догонишь Елизара.

Мама шьет сорочку дочке. Строчит строчки на сорочке. Срочно строчит сорок строчек: Растет дочка, как росточек.

Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.

Грабь граблями гравий, краб!

Стоит поп на копне, колпак на попе,

копна под попом, поп под колпаком.

Выдра из ведра выпрыгнула, Воду из ведра выплеснула, Выпрыгнуть то она выпрыгнула, Выплеснуть то она выплеснула, А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла!

Купила бабуся бусы Марусе На рынке споткнулась о бусы бабуся Не будет подарка у юной Маруси Все бусы склевали по бусинке гуси.

Пролетели лётчики над аэродромом, Лётчиков-пролётчитков одолела дрёма.

Во дворе трава, на траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова; Не вместит двор дров - Дрова выдворить пора.

Крокодил зарылся в ил, Крокодила Нил манил.

Нёс Петро ведро, Ведро било Петра в бедро. Пнул Петро ведро, Ведро не ядро, но летело быстро.

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, А врагу да недругу от Варвариных ворот - поворот.

Парашют раскрывается разом. И стропа распрямляется сразу. Кто не прыгал реально ни разу, Безразличен к рисунку, к рассказу. 

 

ЗАДАНИЕ № 6 « ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»

 Театрализованный этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. 

Представьте, что Мы с вами в костюмерной театра, здесь мы должны примерить театральные костюмы. Кто какой костюм наденет, отгадайте?

Ну, попробуй, отгадай-ка,

быстро руку поднимай-ка,

отгадаешь ты, загадку,

сразу попадёшь ты, в сказку. (Кто отгадает загадку, уходит за ширму и переодевается.)

1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).

2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).

3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).

4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).

5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).

6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь).

7. Развесёлая игрушка, а зовут его ( Петрушка).

Ну а Петрушкой буду я ( переодевается)

А теперь друзья, давайте заглянем в самое сердце театра- его сцену. У нас много замечательных, талантливых, творческих воспитателей и я предлагаю им проявить свои е способности и на минуточку стать артистами. (Звучит сказочная музыка.)

Внимание, внимание,

Извещаем всех заранее!

Пора смотреть нам представление,

Всем на удивление!

Петрушка. Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. А как же называется она? Отгадайте – ка?

( обращается к зрителям)

Стоит избушка,

Резная верхушка,

Тесом покрыта,

Шелком прошита,

Что за избушка это? ( ответы зрителей: Теремок)

Петрушка: Вот стоит наш Теремок, ( показывает на ширму)

Как красив он и высок!

Как дорогу перейдешь –

в Теремочек попадешь,

Новоселье ждет зверят,

в Терем все они спешат.

Мимо мышка пробегала.

Мышка: Познакомьтесь это - я,

по лесу брожу,

домишко я себе ищу.

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка: А вот и лягушка прискакала.

Лягушка: Ква-ква я, друзья,

Звать Лягушкою меня!

По кочкам быстро я скачу,

Друзей себе найти хочу.

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка: По дорожке, угадай-ка,

Кто бежит к нам?

Увидал он Теремок,

И на месте скок-поскок!

Зайка: Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка:

Хорошо им в Теремочке!

Так идут, бегут денечки…

По лесу Лиса гуляла,

Теремочек увидала…

Лиса. Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка: Услыхал про то Медведь,

Пошёл терем поглядеть…

Идёт лесом, ковыляет,

Увидал он Теремок –

Стукнул по стене разок…

Медведь: Бурый я, Лесной Медведь!

Люблю громко я реветь!

Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Вышел в поле Петушок погулять,

Сладких зерен поискать.

Видит: чудо-теремок.

Петушок: Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Терем, правда так хорош!

Только в Терем не войдешь!

Петрушка: Ты оркестр собери.

Нам скорее покажи.

Петушок: Инструменты есть у нас,

Их скорей друзья берите

И свой номер покажите

В теремочке чудном нашем

Мы поем, танцуем, пляшем.( раздаёт муз. инструменты)

Шумовой оркестр «Во саду ли в огороде» (минус нашла)

Петрушка :

Ждем от вас аплодисментов,

Ну и прочих комплиментов.

Ведь артисты-то старались

Пусть слегка и растерялись.

Гостям в пояс поклонились,

Гости очень удивились.

Что этой сказочке конец,

А кто слушал — молодец!

По цветочку вы возьмите ( обращается к зрителям)

и артистам подарите.

Всем спасибо за внимание,

а артистам - До свидания.

Давайте подведем итог нашей встрече.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Рефлексия

По театральной традиции в конце каждого спектакля дарят артистам аплодисменты и цветы, но сегодня у нас будет импровизированный букет…. Из ваших пожеланий и мнений об увиденном и услышанном. У вас на столах лежать лепестки ромашки, запишите на них ваши мысли о проведенном мероприятии и прикрепите к серединкам которые находятся на стенде.

И закончить наш семинар - практикум хочется словами Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».жать лепестки ромашки, запишите на них ваши мысли о проведенном мероприятии и прикрепите к серединкам которые находятся на стенде.

И закончить наш семинар - практикум хочется словами Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

0
"Формирование осанки у детей дошкольного возраста"
Коуч-сессия «Духовно - нравственное воспитание дош...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
07.08.2022

В блогах

Осенний праздник для детей средней группы «Приключения подсолнушка»

Ведущий: Ребята, я сегодня хочу пригласить вас в осенний лес. Под музыку дети входят в зал. Выстраиваются в круг. Ведущий: Ребята, посмотрите...

Дидактическая игра "Крестики - нолики"

Sample Image

Игра, старая как мир, «Крестики-нолики», переносная Всем знакомая и любимая игра "Крестики - нолики". Нет наверно такого человека, который на переменке...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием здоровье сберегающих технологий во второй…

Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, художественно эстетическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная. Задачи: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; ...

Новое на сайте

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем удивить гостей и порадовать родных тихими семейными вечерами. Сказочные герои помогут накормить, усыпить, развеселить, обучить...

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство»

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство» В наши дни экран очень часто подменяет живое общение ребенка с родными: бабушкины сказки, и мамины колыбельные, и игры со взрослыми, и...

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет Аннотация: Игра «Шахматные домики» предназначена для детей от 4 до 6 лет и может быть использована в совместной и самостоятельной деятельности детей. В процессе игры у детей развиваются мелкая...

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания Актуальность. В настоящее время Россия переживает один из непростых историческихпериодов. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей с малых лет искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института...