Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель: определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми.

Задачи:

  • показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения;
  • оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;
  • продемонстрировать и помочь осознать зависимость успешности общения от разных позиций, от умения педагогов понимать, принимать и поддерживать детей;
  • выработать условия для эффективного общения с детьми.

1. Приветствие участников практикума. Введение в тему практикума. 

ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний. Что это значит?

По ФГОС дошкольного образования не существует требований о том, что ребёнок должен знать в том или ином возрасте. Слово «должен» вообще обязано исчезнуть из оборота детсадовских работников. Ребёнок теперь никому ничего не должен. Он может только хотеть или не хотеть. Вся его деятельность основана на игре.

На первый план образования выходит познавательно-исследовательская деятельность детей. Об этом говорится во всех разделах документа и подчёркивается, что познавательно-исследовательская деятельность реализуется путём детского экспериментирования и начинается с раннего возраста (песок, вода, тесто и пр.).

С помощью игры малыши познают мир, и вмешиваться в этот процесс взрослые не могут. Направлять – да, помогать, подсказывать – тоже да. Но говорить: «Ребята, заканчиваем игру, моем ручки и садимся заниматься», – теперь нельзя. Ребёнок сядет заниматься, если захочет этого сам. Ищем подходы заинтересовать ребенка в этом.

Воспитатель является первым лицом, от которого ребёнок получает свой социальный опыт. От личностных особенностей воспитателя и его профессионализма во многом зависит, будет ли ребёнку комфортно в группе.

Изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, конечно, имеет свои плюсы. Для развития дошкольника такой способ является наиболее естественным и эффективным. Поэтому остаётся только пожелать воспитателям, чтобы у них всё получалось.

Не учить, а мотивировать!

По требованию ФГОС ДОО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр.

2. Основная часть практикума. Характеристики стилей общения. Модели взаимодействия педагогов с детьми.

Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Педагог единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто и с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу воспитанников. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.

Демократический стиль («возвращающийся бумеранг»). Проявляется в опоре педагога на мнение детского коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого ребенка, оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения – просьба, совет, информация.

Либеральный стиль («плывущий плот»). Педагог старается не вмешиваться в жизнь детского коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.

А сейчас мне хотелось бы провести рефлексию для воспитателей. Я постаралась подобрать сказочных героев и соотнести с моделью поведения педагогов, посмотрите внимательно на слайды, может кто-нибудь себя увидит в этих героях. К какому стилю мы можем их отнести?

  • Выполнение практических заданий. 

А сейчас переходим к практической части, и мне бы хотелось, чтобы вы на некоторое время поставили себя на место ребенка.

3.1. Упражнение «Кулачки» (работа в парах).

Участникам предлагается задание: любыми способами разжать кулак партнера.

Вопросы для обсуждения: у кого получилось разжать кулак партнера, а у кого нет? Какой способ взаимодействия принес результат?

Обсуждение:

  • Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
  • Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

Вывод: важным является доброжелательное отношение, установление обратной связи и т.д.

3.2. Упражнение "Слушание в разных позах". Работа в парах – проигрывание ролей «говорящий» и «слушающий».

Цель: демонстрация эффективности общения в зависимости от разных позиций взаимодействующих.

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй – слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно (например, объяснение как нужно вести себя за столом). Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

Психологический смысл упражнения. Участники убеждаются, что эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависят не только от слушания как такового, но и от взаимного расположения собеседников.

Обсуждение. При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Вывод: эффективным является общение на "одном уровне", "глаза в глаза". Не нарушаем права ребенка, не возвышаемся над ним.

3.3. Упражнение "Встреча на узком мостике». Работа в парах.

Цель: установление условий эффективности общения, зависимости от умения понять, поддержать партнера по общению, выработать совместные действия.

Описание упражнения. Двое участников становятся на проведённой на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идёте навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия.

Кто поставит ногу за её пределами – упадёт в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».

Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его?

Вывод: любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон, понимании и поддержке друг друга.

3.4. Упражнение «Я- сообщения».

Цель: обучение использованию «Я- сообщения».

«Я- сообщения» - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. «Я- сообщения» редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. “Я- сообщения” предполагает в общении с ребенком позицию “на равных”, вместо позиции “сверху”. В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Мне не нравится, я бы хотела, я думаю это и т. п., т. е. не обвиняя и не критикуя в отличие от «Ты – сообщения»: «Ты опять разлил суп, Ты делаешь не правильно., Ты намусорил, иди и убери за собой.». В ответ на «Ты – сообщение» ребёнок обижается, защищается, замыкается в себе. «Я – сообщение» даёт возможность стать ближе к взрослому, зная о его эмоциях, впечатлении. Нередко мы закрываемся от детей бронёй «авторитета», носим маску «воспитателя», и порой дети даже удивляются, узнав, что взрослые могут что-то чувствовать. В ответ на нашу открытость и искренность они тоже становятся искреннее, начинают понимать: взрослые им доверяют, значит и им тоже можно доверять. Избегать ошибки, начав с «Я» закончить «Ты»: Мне не нравится, что ты такой неряха». Можно использовать безличные предложения, обобщающие слова, неопределённые местоимения: «Меня раздражает, когда дети хнычут».

Делимся на две команды. Одна команда придумывает «Я- сообщения», вторая – «Ты сообщения».

4. Индивидуальный подход к детям с помощью репрезентативной системы

Все дети разные, поэтому и воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки и не обычные предметы.

Репрезентативная система – это каналы получения и обработки информации из окружающего мира.

Выявление репрезентативной системы помогает педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, что позволяет вести более эффективную коммуникацию – говорить с ребенком на одном с ним языке. Если педагог сможет донести один и тот же материал в нескольких репрезентативных системах, это значительно облегчит воспитанникам процесс усвоения новой информации и повысит эффективность образовательного процесса.

Первый ребенок – аудиал, он ориентирован на слуховое восприятие информации, ему важно, что он слышит. Второй – кинестетик, воспринимающий мир через ощущения тела: тактильные (прикосновение, температурные, двигательные, обонятельные (запах, вкусовые. Третий – визуал, для него главной является зрительная информация. Среди взрослых еще встречаются дискреты – те, кто перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем. Дискрет встречается нечасто. Человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, потому что у него активно работает логика и ему необходимо всему найти объяснение. Но, несмотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы. Среди дискретов много программистов, шахматистов, ученых и исследователей. От них часто можно услышать: «это нелогично», «анализирую», «выясняю». Поскольку такие люди воспринимают окружающий мир через логику, то и в общении с ними необходимы логические доводы, желательно научно обоснованные. Часто разные модели восприятия сочетаются, но, сталкиваясь с новой информацией, ребенок, как правило, прибегает к наиболее удобной для него, которая называется доминантной, или ведущей модальностью восприятия.

Версии песни «В лесу родилась елочка» в зависимости от типа репрезентативной системы:

  • Аудиал-версия: «В лесу мы слышим песенку – то елочка поет. Зимой и летом, громкая, со скрипом ель растет. Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай», мороз играл на дудочке: «Ты, слышь, не замерзай!» Вокруг нее веселую мы песенку поем. Звенит она игрушками – так шумно мы живем!»
  • Визуал-версия: «В лесу я вижу елочку. Смотрю – она стоит. Гляжу и вижу: стройная, зеленая, блестит. Метель глядит на елочку, очерченную ясно. Мороз увидел елочку: «На вид она прекрасна!» В широкой перспективе обрисовалась ель. Мелькнула тень лесничего – остался серый пень. И вот она, нарядная, блистает на балу. А дети в ярких шапочках играют на снегу».
  • Кинестетик-версия: «В лесу я чую елочку. Растет на ощупь ель. Зимой и летом чувствую, что есть у елки цель. Метель, погладив елочку, укутала снежком. Мороз об елку стукнулся – умчался кувырком. Тяжелою походкою прошел в лесу лесник. Взмахнул лесник топориком – и лес в мгновенье сник. И вот она, пушистая, на праздник к нам пришла и массу теплой радости детишкам принесла».
  • Дискрет-версия: «В лесу возникла елочка. В центральной полосе. Функционально стройную, ее ценили все. Порывы ветра снежного вводили елку в транс. Температуры низкие случаются у нас. Прохожий озадаченный случайно проходил – мужчина нашу елочку ножовкою спилил. Теперь она на празднике работает в ДК. И стала популярною нам темой для стиха!»

Характеристики типов репрезентативной системы:

Поскольку дети-аудиалы познают окружающий мир через звуки, они раньше других начинают говорить, имеют большой словарный запас, до мельчайших подробностей помнят, кто, что, где, когда и как сказал; с легкостью запоминают имена и с такой же легкостью забывают лица. Такие малыши любят слушать музыку, аудиозаписи сказок, вести разговоры, что-то обсуждать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать – дети-аудиалы очень общительны. Они могут придумывать различные истории и игры (однако при этом сами не любят участвовать в подвижных играх). В речи они часто употребляют слова: послушайте, слышишь, шумно, тихо. С легкостью запоминают то, что слышат. Однако легко отвлекаются на звуки. Разговаривая с ребенком-аудиалом, полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения необходимых навыков ему можно предложить комментировать то, что он делает.

При восприятии информации дети-визуалы больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро запоминают цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Визуалы ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки). Любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры основаны на взаимодействии глаз и рук. Такие детки предпочтут рассматривать картинки в книжке, а не слушать сказку. Думают они образами, у них бурная фантазия. Для их речи характерно употребление слов «посмотрите», «красивый», «яркий», «вы видели» и проч. Внимание устойчивое, небольшой шум им не мешает. Для ребенка-визуала важно, что на нем надето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки. Девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Воспитывая малыша-визуала, необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив, нет коммуникабельности, физической координации.) В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности и игровых сеансов рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового материала зрительными образами.

Познание мира детьми-кинестетиками происходит с помощью прикосновений, движений. У них хорошо развита моторика, они много двигаются, обычно рано начинают ходить. Такие малыши любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом.

Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками» – любят все трогать, ощупывать. Ничего страшного, что игрушки таких малышей недолговечны – разбирая, они познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом. Очень привязаны к маме, долго не слезают с рук, любят забираться на колени, обниматься. Поэтому таких детей надо чаще ласкать, прижимать к себе, целовать и как можно меньше употреблять любимую большинством родителей фразу «Не трогай!». В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «холодно», «жарко», «мягко», «больно». С трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь. В ходе непосредственно образовательной деятельности или игрового сеанса не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно, таким детям следует давать моторную разрядку.

Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее будет образовательный процесс.

4. Заключительная часть. Подведение итогов, повторение общих выводов по теме.

Общение педагогов с детьми будет эффективным:

- если создана доброжелательная атмосфера и налажена обратная связь;

-общение организовано на одном уровне, «глаза в глаза»;

-стороны общения пытаются понять и поддержать друг друга;

-строится на основе «Я-высказывания».

Рекомендации по стилю общения педагога с детьми

1. Выслушать надо каждого.

2. Отрицательные оценки давать нельзя. Только положительные. Лучше говорить не «правильно», а «интересно, хорошо, здорово, любопытно, необычно».

3. В беседе не навязывать своего мнения ребёнку.

4. Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но аргументируя, доказывая, предлагая, что-то взамен.

5. Ребёнок задал вопрос, в ответ педагог спрашивает, что он сам об этом думает. Тем самым предлагает порассуждать и наводящими вопросами подводит к ответу.

6. Не давать детям готовых ответов, а искать вместе. Используя цепочки вопросов -(Как, Откуда, зачем, для чего, чем можно заменить, чем хорош, чем плох, чем полезен, что делать, где использовать, как быть если).

Игры на развитие творческого мышления, воображения:

«Хорошо-плохо»«Польза-вред»«Наоборот» (не только слова, но и явления, «Чем может быть?»(дерево, вода, железо и т. д., «Чем похожи?»«Чем связаны?»«Что общего?»(пуговица и розетка, батарея и солнце).

7. Выражать своё недовольство не ребёнком, а его поступком, действиями.

8. Формулировать свое отношение на происходящее, используя «Я- сообщение». («Мне не нравится, я бы хотела, я думаю это и т. п., т. е. не обвиняя и не критикуя в отличие от «Ты – сообщения»: «Ты опять разлил суп, Ты делаешь не правильно., Ты намусорил, иди и убери за собой.». В ответ на «Ты – сообщение» ребёнок обижается, защищается, замыкается в себе. «Я – сообщение» даёт возможность стать ближе к взрослому, зная о его эмоциях, впечатлении. Нередко мы закрываемся от детей бронёй «авторитета», носим маску «воспитателя», и порой дети даже удивляются, узнав, что взрослые могут что-то чувствовать. В ответ на нашу открытость и искренность они тоже становятся искреннее, начинают понимать: взрослые им доверяют, значит и им тоже можно доверять. Избегать ошибки, начав с «Я» закончить «Ты»: Мне не нравится, что ты такой неряха». Можно использовать безличные предложения, обобщающие слова, неопределённые местоимения: «Меня раздражает, когда дети хнычут».

Семь заповедей, которыми следует руководствоваться взрослым

при воспитании детей:

1. Нельзя унижать ребёнка.

(этим разрушаем самооценку, дети начинают чувствовать вину за то, что они вообще живут на свете, и с этим чувством вины могут вырасти очень несчастным человеком).

2. Никогда не угрожать ребёнку. «Если не перестанешь, я тебя…». Этим учим ребёнка бояться и ненавидеть нас.

3. Не следует вымогать обещаний. Это относится к будущему, а ребёнок живет настоящим.

4. Не нужно допекать, опекая. Иначе ребёнок никогда не почувствует, что что-то может сделать сам. Это опять снижает самооценку, приводит к комплексам, приводит к мысли, что можно не напрягаться – и так все за тебя сделают.

5. Неразумно требовать немедленного повиновения. Ребёнок не робот. Ему нужно время, чтобы понять и принять ваше наставление. Начните из далека: «Осталось немного времени до обеда»

6. Нельзя слепо потакать ребёнку и идти у него на поводу. Дети чувствуют, что взрослые не могут настоять на своём, значит у правил нет границ. Чем более конкретны ваши «да» и «нет», тем ребёнку проще понять чего вы от него хотите.

7. Чтобы достичь понимания, нужно быть последовательным. Если что-то нельзя, то это нельзя во всех случаях. Если в понедельник это было можно, тогда почему в среду уже нельзя. Поэтому «нельзя» должно быть не более 5, только когда это напрямую угрожает жизни и здоровью ребёнка. (Выбегать на проезжую часть, брать горячий чайник и т. п.)

0
«Секреты общения с ребёнком в семье»
Круглый стол "Нравственно-патриотическое воспитани...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
30.05.2023

В блогах

Игра – викторина «Что? Где? Когда?» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» …

Цель: в увлекательной форме игры – викторины повторить и обобщить знания  и представления детей о школе, школьных принадлежностях. Коррекционно  -образовательные:  Обогащать...

Экологический праздник для детей старшего возраста "Посвящение в Эколята-дошколята - друзья и защитники природы"

Цель: формирование экологической культуры детей, правил экологически-грамотного взаимодействия с окружающей средой. Задачи: - Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру;...

Календарно-тематическое планирование на Декабрь неделя18.12. -22.12.2017г. «Вот веселые деньки – лыжи, санки и коньки»

Календарно-тематическое планирование на Декабрь неделя18.12. -22.12.2017г. «Вот веселые деньки – лыжи, санки и коньки»

Новое на сайте

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Семья - это важно»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема «Семья - это важно» Цель: совершенствовать умение читать кроссенс. Задачи: учить находить связь между художественными произведениями, высказывать свою точку зрения; развивать память, связную речь, мышление; воспитывать любовь к книгам...

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание пойти в школу; - закреплять умение выступать перед зрителями, чувствовать себя уверенно; -закреплять коммуникативные навыки; раскрыть...

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТ. Тема…

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТТема «Дорога в старшую группу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Окружающий мир», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Художественное творчество»; «Музыка». Тип занятия: интегрированное. Цель: выявление знаний у детей на...

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в жизни человека. Во время прогулок часто рвут цветы, траву, а потом бросают их за ненадобностью...