Семикаракорская роспись как средство приобщения дошкольников к донской культуре.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры родного края. Понимая важность данной проблемы, педагогический коллектив МБДОУ д/с № 32 приобщает детей к культуре Донского края через ознакомление с декоративно – прикладным искусством. Декоративно - прикладное искусство - одно из самых древнейших искусств. Традиции народного искусства складывались веками, береглись и бережно передавались из поколения в поколение.

Донской край богат разными видами народного декоративного творчества и один из них – это Семикаракорская керамика. Семикаракорская керамика впитала все краски прекрасного и могучего Донского края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества. 

На данный момент Семикаракорский фаянс развивается как самостоятельное направление донской культуры и является наивысшим достижением декоративно – прикладного искусства в керамике Донского края.

Для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка нами была разработана рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Радуга красок».

Цель программы: создать условия для развития у дошкольников ценностно-смыслового отношения к культуре, истории и природе Донского края через ознакомление с декоративно – прикладным искусством.

Задачи работы кружка «Радуга красок»:

- познакомить детей с Семикаракорской росписью;

- сформировать знания об особеннос­тях росписи, колорите, основ­ных элементах узора;

- воспитывать детей на народных тра­дициях (изобразительное искусство неот­делимо от народной музыки и народного устного творчества);

- воспитывать бе­режное отношение к изделиям народных промыслов;

- развивать у детей воображение и стремление к творчеству.

Актуальность и практическая ценность рабочей программы заключается в том, что сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомство ребенка с культурой малой Родины. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

В Семикаракорской росписи используется букетно-растительный орнамент, дополненный сеткой и дугами, с акцентом на более крупном центральном цветке. В орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора и современные мотивы. Неповторимый колорит и душевное тепло, щедрость земли русской – вот то, что проявляется в каждом произведении Семикаракорских мастеров.

В среднем возрасте мы совершенствуем у детей технические умения и навыки, такие как: умение правильно использовать формообразующие движения; умение проводить узкие полосы, дуги, мазки; умение составлять новый цветовой тон на палитре, разбеливать основной тон для получения более светлого. Дети на занятиях кружка рассматривают семикаракорские изделия (фигурки казачек в традиционных костюмах, предметы различных форм: сахарницы-домики, сувенирные машинки, чайники-храмы и т. д.), изучают особенности росписи (элементы, композиции, цветосочетания), учатся отражать эти особенности в рисунках. В декоративном рисовании дети учатся украшать предметную основу («Узор на салфетке», «Рушник», «Укрась платье» и т.д.).

В старшем возрасте детскому восприятию уже становится доступным понимание тонкостей, связанных с освоением росписи. Дети применяют полученные знания о декоративном искусстве, создают нарядные, обобщенные, условные стилизованные образы, украшают предметы с помощью узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении (роспись на тарелке: «Подсолнух», «Кисть рябинки, гроздь калинки», «Семикаракорская тарелочка», «Чайный сервиз», «Шкатулка» и т.д.). Детям демонстрируются презентации («История казачества Донского края», «Быт, традиции и семейные обряды казаков на Дону», «Донских степей неяркая краса», «Семикаракорская роспись» и т.д.), проводятся познавательные занятия, занятия-экскурсии («Жилище казака», «Интерьер казачьего куреня» и т.д.), готовятся праздники и забавы.

Изображение предметов декоративно-прикладного искусства, знакомство с семикаракорской росписью дарит детям радость творчества и знакомит с историей народного творчества Донского края.

Работы детей украшают групповое пространство. В детском саду организована выставка работ детей кружка «Радуга красок». Ребята принимают участие в городских и всероссийских конкурсах.

0
"Развитие музыкальных способностей у детей старшег...
Консультация для родителей "Одежда детей в зимний ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.01.2022

В блогах

"Звёздное путешествие", НОД в подготовительной группе

Занятие по математике в подготовительной группе «Звёздное путешествие» Цель: обобщить имеющиеся знания, вызвать интерес к математике. Задачи:      Повторить названия геометрических фигур, а также...

Картотека дидактических игр по развитию речи

  РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое...

Проект « Листвы печальная краса»

Проект « Листвы печальная краса»

Новое на сайте

«Когда идти к логопеду?»

«Когда идти к логопеду?» В 2 года: если ребёнок не понимает речь взрослого; если нет звукоподражания, ребёнок искажает даже самые простые слова; ведёте речевой дневник, а записать в него нечего. В 3 года: если ребёнок не строит фразы и предложения; говорит на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях»

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить и расширить знания детей о божьей коровке; - отрабатывать технику рисования гуашевыми красками;- продолжать учить правильно...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике, ёлке как символе празднования нового года Задачи: Образовательные: - Закрепить умение вырезания полукруг из прямоугольника; - Закрепить правила пользования...

Путешествие по Республикам Поволжья

Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение...