Консультация "Региональный компонент  в ДОУ"

Региональный компонент  в ДОУ

 

     Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

      Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

  Духовно – нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие», с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Мордовского края, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.

     Ведущей идеей этой области является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного города - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.

    Целью является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.

   Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.

1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.3. Формировать общие представления о своеобразии природы Мордовии, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.

    Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном городе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свой город   и его жителей.

      В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу  и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего города, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

    Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;

    Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.

Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.

    Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

    Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей – это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории города, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.

    Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со младшего  возраста, в группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом, Мордовией и родной страной. Но наибольшую ценность имеет   мини – музей: «Родной край». В его создании принимают участие все: сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.

     Для того, чтобы полученные знания о родном городе  стали для детей личностно значимыми - предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта: в играх, знакомящих детей с родным городом.

    Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству города, нашего детского сада, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, участвуем в выставках детских рисунков.

   Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

     Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.

     Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.

    Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины

      Воспитание любви к своей Родине, своему городу, краю – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу, краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

0
"Особенности развития среднего дошкольного возраст...
Правильное дыхание. Научите ребенка правильно дыш...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.05.2020

Комментарии

Мастер-класс с родителями
26 мая 2020
Интересный мастер-класс для родителей!Возьму на заметку.
Мастер-класс с родителями
26 мая 2020
Просто замечательный мастер-класс! Он поможет родителям повысить педагогическую грамотность в вопрос...
Папка - передвижка "Лето"
26 мая 2020
Здравствуйте. На почту Вам отправила. По ссылке тоже скачивается.

В блогах

Конспект занятия "Мы рисуем море"

Конспект творческо-эстетической деятельности в старшей группе  Тема: «Мы рисуем - море» Цель: закрепить умение рисовать нетрадиционными способами. Программные задачи: Воспитывать интерес к...

Сценарий развлекательной программы «БАБУШКИ И МАМЫ, ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ!» для детей 5 –…

Сценарий развлекательной программы «БАБУШКИ И МАМЫ, ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ!» для детей 5 – 7 лет Ведущий: Запахло мартом и весною, но крепко держится...

Конспект сод в средней группе на тему " Поможем Мишке навести порядок"

Конспект сод в средней группе на тему « Поможем Мишке навести порядок» Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и...

Новое на сайте

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Internet по теме «Мы память…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Internet по теме «Мы память бережно храним»

Дидактическая игра по рассказу «Хотела галка пить»

Дидактическая игра по рассказу «Хотела галка пить» Средняя группа Задачи для педагога Задачи для ребенка Предварительная работа Правила Содержание игры. Игровые действия Игровые атрибуты Результат Дидактические: Формировать смысл рассказа «Галка хочет пить» посредством театрализованной деятельности с применением исследовательского опыта. Цель: Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию Развивающие: Расширить...

Витамины в каждый дом!

Витамины в каждый дом! Витамины – это особые вещества, необходимые организму для нормальной работы. Они выполняют много важных функций: регулируют обмен веществ, ускоряют химические реакции, помогают усваивать другие полезные вещества. Все витамины делятся на две большие...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности «Профессия кондитер» для детей старшего возраста

План-конспект непрерывной образовательной деятельности «Профессия кондитер» для детей старшего возраста Цель: Расширение знаний дошкольников о профессии кондитера. Задачи: 1) Познакомить детей с трудом кондитера. 2) Закрепить знания детей о кондитерских изделиях: этапы приготовления, инструменты для приготовления. 3) Совершенствовать навыки техники...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог