Речевые игры

Использование речевых игр

со звучащими жестами по системе К.Орфа

Речевые упражнения и игры представляют собой очень эффективную форму творческой работы с детьми. Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух ребенка развивается в тесной связи со слухом речевым. Из своего самого первого опыта дети черпают и учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса. Ее можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется. В музыкально-речевых пьесах удачно могут сочетаться речь, музыка, «звучащие» жесты, движение, звукоподражание. Речевые упражнения очень важны для развития у детей чувства ритма, слуха. Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

  • Игра со звучащими жестами и речевой поддержкой.

хлоп - хлопок в ладоши

топ - топнуть ногой (ногами)

бом - удары ладонью по грудной косточке

шлеп - удары ладонью по коленям

шлип - удары ладонью по внешней стороне бедра

дети выполняют звучащие жесты с речевой поддержкой в нечетных размерах: 3/4, 5/4, 7/4, 9/4. Все движения выполняются четвертями, каждое движение повторяется по 4 раза.

хлоп-бом-бом (3/4) - 4 раза

хлоп-бом-бом-шлеп-шлеп (5/4) - 4раза

хлоп-бом-бом-шлеп-шлеп-шлип-шлип (7/4) - 4 раза

хлоп-бом-бом-шлеп-шлеп-шлип-шлип-топ-топ (9/4) - 4 раза

Выполняя звучащие жесты с их наслоением, ребенок как-бы спускается вниз, начиная выполнять движения от груди и заканчивая пяточками. Хорошо развивает координацию.

Также из таких звучащих цепочек можно делать комбинации:

Например: 5/4+3/4= хлоп-бом-бом-шлеп-шлеп+хлоп-бом-бом

Варианты комбинаций: 5/4+3/4 (возможная подтекстовка - апельсин-груша-мандарин); 3/4+3/4+5/4 (возможная подтекстовка - кошечка-белочка-заинька-козлик); 7/4+3/4 (возможная подтекстовка - яблоко-груша-слива-виноград) и т.п.

  • Игра с фонемами и звучащими жестами.

Для пробуждения фантазии и введение в игру детям рассказывается история о фантастических существах - Цигали, Бугали и Ца. Педагог показывает, как они могут двигаться и интонирует их имена (например Цигали - произносит в верхнем регистре, пискляво, Бугали - утрированно низким голосом, Ца - в среднем регистре, коротко, утрированно). Затем, стоя в кругу, все по очереди пробуют быть этими существами (передавая по-своему образы голосом, движениями, интонацией).

Ход игры.

1 вар. Дети выучивают комбинацию движений за педагогом, темп можно постепенно ускорять от раза к разу:

описание движений:

цигали - удар двумя ладошками по грудной косточке

бугали - удар двумя ладошками по коленям

ца - хлопок в ладоши

комбинация движений:

цигали-цигали, ца-ца

бугали-бугали, ца-ца

цигали, ца

бугали, ца

цигали,

бугали,

ца

2 вар. Игра проходит в тесном кругу. Дети стоят парами лицом друг к другу, но повернувшись боком в круг.

комбинация движений та же, что и в 1 вар., но на движение ца дети делают хлопок друг другу по ладошкам как только дети выполнят комбинацию движений в первый раз, на вторую комбинацию (на повтор) дети поворачиваются на 180 градусов и оказываются лицом к партнеру, который до этого стоял за его спиной. Образуются новые пары, игра повторяется.

  • «Имена»

Лена, Катя, Миша, Вова и Иван

Забрались с ногами на диван.

Лёша и Петя, Натали и Глеб

Уплетают свежий белый хлеб.

Уплетают вместе белый хлеб.

Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.

  • «Работники»

Катя и Мишенька встали с утра

Сразу у них закипели дела:

Кошку помыть и постричь воротник,

Катя успела и брат озорник.

Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.

  • «Колокольцы»

Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы

Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон

Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметь маленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.

  • «Мышки»

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть который час:

Раз, два, три, четыре!

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон:

Бом, бом, бом, бом!

Убежали, убежали, убежали мышки вон!

Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т. д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т. д.

  • «Фокус-покус»

Фокус покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале

Ты чего же это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном.

  • «ТУТТИ-ФРУТТИ РОНДО»

Фини, лимо, банакос,

Киви, персик, абрикос

Тутти-фрутти ти-ри-ти-ри-та, ти-ти!

Апельсин, мандарин, груша, ананасы

Яблоко, виноград, грепфрут, айва!

Скажите детям, что они должны отгадать, какие фрукты «спрятались» в стихах. Речевая игра как рондо, где рефреном служат слова «Тутти-фрутти!». Для игры и движения можно использовать детские стульчики, кегли и другие предметы.

  • «Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра.

(Хлопки чередуются со шлепками по коленкам)

Веселится детвора!

(Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам, шлеп – шлеп

(Притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп.

(Хлопки)

Дождик, нас не поливай,

(грозят пальцем)

А скорее догоняй!

(Убегают от дождика)

  • «Снег»

Как на горке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

И на ёлке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под ёлкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

А под снегом спит медведь

Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.

Тише, тише – не шуметь!

Произносят шёпотом, указательный палец к губам.

Можно в качестве музыкальной озвучки «хрустящего снега» использовать мешочки, наполненные крахмалом. При надавливании на него получается звук, похожий на хруст снега. Сначала надавливать громко, потом всё тише-тише. Как бы человек уходит.

  • «Ливень» сл. М.Новиковой

Капля раз, капля два, капли медленно сперва.

Не спеша, не торопясь, песня эта началась.

Дети берут палочки и вместе с педагогом продолжают озвучивать стихотворение, в котором отражен весь «сюжет» летнего дождя:

Но вот пошел сильней

И закапал веселей:

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!

Ливень, ливень, ливень, ливень,

Ливень льет как из ведра!

Ливень, ливень, ливень, ливень,

Перестать тебе пора!

Дети могут исполнять ритм стихотворения на перевернутой коробочке от йогурта, палочками для металлофона по ковру и т.п. ливень можно изобразить на более ярких по звуку инструментах – коробочке, барабане, тарелке. Ребята в этой модели знакомятся с ускорением темпа и усилением динамики, которые здесь тесно связаны. (Тютюнникова Т.Э. «Бим-бам-бом!», с.58)

  • «Обезьянки»

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Обезьяна на печи. Шлепки по коленям

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Поиграть я с ней хочу. Притопы

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Я смеюсь и хохочу! Дети весело смеются.

  • «Солнышко»

Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки)

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут, (Притопы)

По камушкам скачут. (Лёгкие прыжки с хлопками)

  • «Листопад»

Осень, осень! Листопад! (Ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат. (Щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (Трут ладошку о ладошку)

И летят, летят, летят! (Качают руками)

Матрешки и Петрушка

Вот пришли веселые матрешки. Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали.

Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень.

Он принес ребятам погремушки, Трень – трень.

Погремушки зазвенели –

Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели –

Трень – ди, трень – ди!

Тук – тук, туки – тук,

Трень – трень – трень – ди – трень!

Будет весело играть

Наш оркестр целый день!

Шур – шур – песенка

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.

А где-то спит мурлыка-кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поет:

-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Дети перебирают струны цитры или арфы.

Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур, Мур-мур!

Кухонный оркестр

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он – как дирижер!

Огромным половником только взмахнет –

Оркестр посудный тотчас запоет:

Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая – тинь-тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается – просто чудесный!

  • «Зимушка-зима»Т. Боровик

Ах ты, Зимушка-зима, Пружинка с поворотами, руки на поясе

Белоснежная была, Притопы ногами в ритме фразы

Белоснежная была, Шлепки по бедрам в ритме фразы

Все дорожки замела. Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку

Морозы трескучие, Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы

А снега сыпучие, Сверху-вниз махи кистями рук

Ветры завьюжные, Качание рук над головой

И метели дружные. Моталочка через верх вправо-влево

  • «Тюшки – тютюшки»

Педагог декламирует речевой зачин, а затем сначала вместе с детьми, а потом и дети самостоятельно, исполняет ритмы с одновременным их слоговым проговариванием на всех «телесных» инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, притопах и т.д.

Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки! Хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп!

Тюшки-тютюшки, сделаем шлепушки! Шлёп-шлёп-шлеп! Шлё-пы-шлё-пы-шлёп!

Тюшки-тютюшки, хлопушки-шлепушки!

………………….. сделай топотушки!

 …………………. сделаем щелкушки! И т.д.

  • «Взял- отдал»

Ритмическая игра с орехами

Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед ребёнком на ковре.

1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

В проигрыше берут 2-ой орех

2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III

Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!

0
Проект "Этот загадочный космос"
Лэпбук о воде
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.11.2022

В блогах

Сценарий праздника 8 Марта для средней группы «Весенний сюрприз от весны».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Ведущие- Весна (воспитатель)- Карлосон-   ОБОРУДОВАНИЕ: Костюм весны- зелёное платье, ободок из цветов, белая майка, капронки, белая юбка. Корзина –красиво оформленная. Волшебные лучики- зелёный, белый, красный, жёлтый...

Проект по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет

Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Никто не учит маленького человека:   «Будь равнодушным к людям, ломай деревья,   попирай красоту, выше всего ставь свое...

Сценарий праздника

«ДЕНЬ ШАХТЕРА» для детей средней группы. Дети под музыку проходят и садятся на места. Их встречает Уголек. УГОЛЕК: Здравствуйте дорогие друзья! «Я – веселый...

Новое на сайте

Конспект НОД «Новогодний календарь»

Конспект НОД «Новогодний календарь» Цель: Развитие основных физических качеств в двигательно – игровой деятельности. Задачи: Упражнять в выполнении основных движений через игровые задания. Развивать внимание, быстроту, ловкость, координационные способности, творческое воображение. Воспитывать умение дружно, сообща действовать в коллективе, выполнять правила игры. Оборудование:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в…

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий» Задачи: Образовательные: Расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую Развивающие: Развивать...

НОД «Проказы матушки - зимы»

НОД «Проказы матушки - зимы» Цели: обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце-декабре, используя разные жанры устного народного творчества; развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы; закрепить знания правил поведения при неблагополучных...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности Одним из главных направлений педагогической работы с детьми дошкольного возраста является познание природы и окружающего мира, так как современная система дошкольного образования ориентирована...