Развитие логического мышления дошкольников посредством шахматной игры

Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы.

Почему же необходимо активно приобщать ребят к играм в шахматы? Какая польза от этих игр для детей?

Шахматы — это не просто интересная игра, она способна принести детям разностороннюю пользу:

  • Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации. Умение логически мыслить развивается от партии к партии. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.
  • Развивают память и пространственное воображение.
  • Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваютсястановятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности.
  • Игра в шахматы — это всегда соревнование, своего рода борьба. А это закаляет детский характер и психику. Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, анализировать их причины.
  • Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
  • Игра в шахматы способствует социализации, развитию навыков общения, приучает дошкольников доброжелательно относиться друг к другу.
  • Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шахматам — 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.

Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься шахматами. Недопустимо заставлять ребенка играть в новую для него игру: взрослый должен сделать так, чтобы они сами этого захотели.

Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, в нашем объединении оно проходит в виде спектакля, где дети знакомятся с историей игры.

Ребёнка необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш нельзя: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера. Нужно научить его воспринимать поражение спокойно: нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки. В другой раз у него всё непременно получится, что для появления результатов важно много тренироваться.

Занимаясь с шахматами, дошкольник учится размышлять, принимать решения, поэтому ни в коем случае не следует торопить его сделать ход. Ведь ребёнок сам несёт ответственность за собственные действия. Также нельзя подсказывать детям ходы: помогать тактично, не напрямую (например, можно сказать «подумай ещё», «может быть, есть другой вариант?»).

Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, необходимо продумать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шахматами в дальнейшем.

Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:

  • Знакомство с шахматной доской. Дошкольники узнают такие понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Взрослый учит их ориентироваться в пространстве, держать в поле зрения всю доску и отдельное поле.
  • Знакомство с шахматными фигурами. Дошкольники узнают, как каждая ходит, каким образом бьёт другие фигуры, какое поле («домик») на доске изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи, просто образные сравнения.
  • Обучение правилам игры. В форме занимательной истории следует познакомить ребят с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка» и пр.
  • Решение отдельных шахматных задач (или этюдов). При этом лучше расставлять на доске не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной ситуации.
  • Игра в шахматы. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети учатся распределять внимание по всей доске и познают саму атмосферу соревнования с противником.

В освоении «премудростей» шахматного поединка помогут различные дидактические игры. Можно использовать следующие варианты:

  • «Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд шахматных фигур, среди них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).
  • «Будь внимателен». На демонстрационном фрагменте произвольно размещены шахматные фигуры. Дошкольники должны запомнить расположение и воспроизвести его на своих карточках.
  • «Правильно-неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились.
  • «Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шахматных фигур. Затем воспитанники закрывают глаза, а взрослый убирает или добавляет одну фигуру. Задача — найти её.
  • «Узнай фигуру по описанию». Воспитатель описывает шахматную фигуру, а ребята угадывают её. Например, «кто ходит только по диагонали» или «кто ходит вперёд на одно поле и бьёт другие фигуры тоже на одно поле, но по диагонали».
  • «Чудесный мешочек». Воспитатель сообщает ребятам, что шахматным фигурам нравится играть в прятки. Из непрозрачного мешочка дети поочерёдно вытаскивают по одной шахматной фигуре и на ощупь угадывают их.
  • «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны выстроить фигуры на доске.

Усилить интерес к шахматам поможет использование необычного оборудования для игры. К примеру, это фигуры в виде реалистичных воинов: ребята смогут проникнуться настоящим духом сражения. Можно предложить фигуры больших размеров, детей это всегда впечатляет. А саму шахматную доску можно сложить по принципу пазлов, это может быть и большой коврик для игр на улице.

На занятиях следует активно использовать художественное слово, например, загадки про шахматные фигуры. Всегда с интересом ребята слушают различные легенды, отгадывают ребусы, кроссворды, занимательные задачи, викторины.

С помощью шахмат можно разыгрывать с ребенком небольшие сценки, например, показать рыцарские сражения с участием воинов-фигур, которые защищают короля, или про одинокую пешку, которая искала себе друзей. Всё зависит от креативности взрослого. Шахматную тематику следует затрагивать и в продуктивной деятельности дошкольников. Например, устроить конкурс рисунков и поделок. Это может быть необычная доска или изображения отдельных фигур. Создавать композицию можно как на занятиях, так и дома всей семьёй.

Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться.

Влияние шахмат на развитие умственных способностей ребенка изучено в теории, и доказано на практике проведением множества исследований и экспериментов. Шахматы учат думать, у шахматистов формируется не механическое запоминание, а аналитическое и логическое мышление. Осознавая, какое значение для развития интеллекта ребенка имеют шахматы, сегодня этим вопросом занимается Министерство образования и науки РФ.

Список использованной литературы:

1. Балашова В.Ю. Герои сказок играют в шахматы или шахматы для самых маленьких. – М.: Издательство, 2012. – 104 с.

2. Гришин В.Г., «Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада, М.: Просвещение, 1991. – 158с.

3. Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих/ Д.В. Нестерова. - М.: РИПОЛ классик, 2007. – 256с.

4. Сухин И.Г., Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.:Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.

5. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.

 

0
Круглый стол "Нравственно-патриотическое воспитани...
Формирование оптимальной двигательной активности д...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
30.05.2023

В блогах

Игра – викторина «Что? Где? Когда?» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» …

Цель: в увлекательной форме игры – викторины повторить и обобщить знания  и представления детей о школе, школьных принадлежностях. Коррекционно  -образовательные:  Обогащать...

Экологический праздник для детей старшего возраста "Посвящение в Эколята-дошколята - друзья и защитники природы"

Цель: формирование экологической культуры детей, правил экологически-грамотного взаимодействия с окружающей средой. Задачи: - Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру;...

Календарно-тематическое планирование на Декабрь неделя18.12. -22.12.2017г. «Вот веселые деньки – лыжи, санки и коньки»

Календарно-тематическое планирование на Декабрь неделя18.12. -22.12.2017г. «Вот веселые деньки – лыжи, санки и коньки»

Новое на сайте

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Семья - это важно»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема «Семья - это важно» Цель: совершенствовать умение читать кроссенс. Задачи: учить находить связь между художественными произведениями, высказывать свою точку зрения; развивать память, связную речь, мышление; воспитывать любовь к книгам...

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание пойти в школу; - закреплять умение выступать перед зрителями, чувствовать себя уверенно; -закреплять коммуникативные навыки; раскрыть...

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТ. Тема…

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТТема «Дорога в старшую группу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Окружающий мир», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Художественное творчество»; «Музыка». Тип занятия: интегрированное. Цель: выявление знаний у детей на...

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в жизни человека. Во время прогулок часто рвут цветы, траву, а потом бросают их за ненадобностью...