Развитие изобретательности у старших дошкольников в процессе технического конструирования

Развитие изобретательности у старших дошкольников в процессе технического конструирования

Правительством Российской Федерации, руководителями крупных предприятий, ректорами технических ВУЗов в выступлениях и публикациях отмечено, что в настоящий момент высокотехнологичные производства, выпускающие сложную технику, испытывают дефицит в квалифицированных технических кадрах. Перед образованием в России поставлена задача: подготовить обучающихся в школах и вузах так, чтобы они были компетентны осуществлять работу высокотехнологичных производств.

Система образования России ставит и перед дошкольными образовательными учреждениями задачи, которые отмечены во ФГОС ДОО. Согласно стандарту образования выпускнику ДОУ недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, но «необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления, ориентироваться в мире технической оснащенности и уметь самостоятельно создавать новое.

Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие высших психических процессов, таких, как воображение и мышление. Именно их развитию уделяется наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от 5 до 12 лет.

Изобретательность ребёнка непосредственно связана с развитием его воображения как «своеобразной формы отражения объективной действительности, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, возникших в предыдущем опыте». Этап бурного развития воображения протекает именно в дошкольном детстве, формируя детское творчество и изобретательность.

Рассматривая формулировки, которые дают педагоги понятию «изобретательности» мы выявили, что под «изобретательностью» понимают:

– способность творить новое, находить новые, нестандартные, полезные решения задач и жизненных трудностей, проявлять выдумку, находчивость;

– быстрота мышления и творчество действий;

– способность самостоятельно разрешать проблемы в любой сфере.

Из всех этих формулировок можно сделать вывод, что изобретательность тренирует силу разума, позволяет ребёнку реализовать его мечты, порой делая невозможное возможным, а самое главное даёт возможности для творчества и самореализации.

Детская изобретательность, формируемая в процессе технического конструирования, связана с развитием технических способностей, т.е. индивидуальных особенностей личности, которые помогают ей успешно заниматься воплощением технического замысла или изготавливать технические устройства.

Технические способности у ребенка проявляются не сразу, гораздо позднее, чем, например, способности в области искусства. Это обуславливается тем, что для конструирования, изобретательства и моделирования требуется достаточно высокое развитие психики и мышления. Самый подходящий возраст для развития у детей технических способностей – это 5-11 лет. При этом нужно учитывать, что развитие технических способностей возможно лишь у тех детей, у которых успешно проходит переход от образного мышления к словесно-логическому мышлению, в результате которого ребенок должен овладеть специфической формой образного мышления, являющейся необходимым переходным звеном между этими двумя формами мыслительной деятельности. Этот вид мышления А.В. Запорожец назвал наглядно-схематическим мышлением и отмечал, что «отличие этого мышления от образного заключается в том, что ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей».

Бесспорно, что для функционирования наглядно-схематического мышления ребенок-дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, что действительно позволит ребёнку принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления, ориентироваться в мире технической оснащенности и уметь самостоятельно создавать новое.

Мы считаем, что формировать вышеперечисленные качества у старшего дошкольника целесообразно в процессе занятий техническим конструированием, в основе которого лежит овладение действиями наглядного моделирования.

Попытки развивать технические способности у старших дошкольников предпринимают многие педагоги, используя для этого различные средства и технологии обучения. Особой популярностью у педагогов и родителей пользуются Лего-конструкторы, так как они нравятся детям и достаточно доступны. Нужно отметить, что при рассмотрении разных видов Лего-конструкторов мы выявили, что все они знакомят детей с одинаковыми типами крепления, а этого недостаточно для полноценного развития технических способностей и изобретательности у старших дошкольников. Поэтому считаем необходимым дополнить занятия с Лего-конструкторами специально организованной деятельностью детей с применением конструкторов с различными типами крепления, развивающими не только навыки пространственного моделирования, но и ознакамливающими дошкольников с основами механики, физики, электроники. В качестве таких конструкторов предлагаем использовать конструкторы с нестандартными типами крепления и соединения деталей, такие как «THiNKERTOY Land» (рисунок 1), «Engino», «Супермастер» (рисунок 2), а также электронный конструктор «Знаток» (рисунок3), формирующий представления об основах физики и электротехники.

Мы успешно использовали конструкторы «THiNKERTOY Land» и «Engino» для организации групповой деятельности детей. Дети не просто выполняют соединение деталей по образцу, они выбирают и обсуждают, как лучше соединить детали.

Конструктор «Супермастер» позволяет в одной конструкции воплотить разные соединения и выполнить модель одного и того же объекта по-разному. Это позволяет детям увидеть, что важно сначала придумать, как выполнять, а только потом реализовать свой замысел с помощью деталей конструктора.

Конструкторы можно «миксовать» между собой, дополнять нестандартными материалами, что только усилит развивающий эффект. От простых кубиков и деталей ребёнок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и электронные схемы. Особого внимания заслуживает электронный конструктор «Знаток», задания по сборке простейших схем формируют у детей представления об основах физики и электротехники.

Мы считаем, что именно продуманное последовательное использование конструкторов, рассмотренных в данной статье, позволит педагогам ДОУ достичь целей, отмеченных в образовательном стандарте и стимулировать развитие интереса, любознательности и изобретательности у каждого ребёнка в соответствии с его познавательными потребностями и возможностями.

Мы убедились на практике, что организация деятельности детей с конструкторами «THiNKERTOY Land», «Engino», «Супермастер», «Знаток» развивают у детей уже в 5-летнем возрасте способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, усовершенствовать старое и изобретать новое.

Литература

  • Плотников, Л.Д. Психологическая структура профессиональной компетентности учителей [Текст] / Л.Д. Плотников, О.М. Чикова // Теория и практика общественного развития. – 2014. - №15. - С. 120-126.
  • Поваренков, Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю.П. Поваренков. – Ярославль: Канцлер, 2008. – 400 с.
0
Развитие технических способностей детей дошкольног...
Инновационные техники развития дошкольника в проце...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
04.08.2021

В блогах

Консультация для воспитателей

«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Поющая лапша. (В. Коржиков, худ. В. Штаркин)

Sample Image

Интерактивная 3D книга, для детей, в картинках, с эффектом перелистывания страниц Поющая лапша. (В. Коржиков, худ. В. Штаркин)   Читать...

Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Одним из важных факторов для детей является овладение коммуникативными и игровыми навыками...

Новое на сайте

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы оказывают прямое влияние на создание семейной структуры, что, в...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад»

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад» (Возраст детей: 3-4 года) Цель: Создание условий для разучивания стихотворения «Листопад» В. Мировича. Задачи: 1. Побуждать детей выразительно рассказывать наизусть стихотворение. 2. Пополнять словарный запас глаголами (шуршат...

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. Экологическое образование дошкольников по ФГОС – это непрерывный...

Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада

Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада Действующие лица Взрослые: Ведущая, Огородное Пугало. Дети: морковь, чеснок, свекла, огурец, капуста, помидор, Почтальон Печкин. Репертуар: Песенно-хореографическая композиция «К нам гости пришли» Песня «Сарафан надела осень» Сценка «Почтальон Печкин» Сценка «Спор овощей» Загадки от Пугало Игра...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог