Развитие исполнительских навыков игры на свирели в дошкольном возрасте.

       На сегодняшний день самый доступный духовой музыкальный инструмент для массового обучении-это ученическая шестидырочная свирель. Легкость и простота игры на подобной свирели позволяет освоить ее даже четырехлетнему ребенку.

       Музицирование на свирели благотворно влияет на эстетическое воспитание детей, на формирование у них любви к прекрасному. Раскрывать этот мир можно в любом возрасте, однако наиболее результативным, сенситивным для освоения исполнительских навыков является возраст 6-12 лет.

          Целью музыкального руководителя при обучении дошкольников игре на свирели является погружение детей в мир музыки, научить детей ощущать себя творцом. Музицирование на свирели позволяет расширить возможности становление творческого мировоззрения ребенка, и это далеко выходит за рамки простого освоения исполнительских навыков. Известно, что творческие задатки, сформированные в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Эмоционально и психологически важно понять, что, музицируя на свирели, мы приобщаем детей к исполнительской и творческой деятельности доступными для них средствами.

       Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на мелодиях из одного-двух звуков(«Андрей-воробей», «Уж как шла лиса по травке»), затем - на материале большей сложности(«Василек», «Как под горкой под горой», «Антошка», «Во поле береза стояла»).Интересно детям музицировать с элементами театрализации(«Во саду ли в огороде», «Веселые музыканты», «Катюша»).

Особенностью освоения мира дошкольниками является игровая форма. А.Д.Артоболевская указывала: «Больше сказки, больше фантазии! Не уставая, будить воображение ребенка, связывая сказку, фантазию с музыкой!»

         Дети, ранее проявившие себя успешно в различных видах музыкальной, музыкально-ритмической, пластической деятельности (пение, танцы) и показавшие достаточный уровень развития сценических и музыкальных способностей(точное интонирование, ритмическое чувство, артистизм и др.)овладевают быстрее приемами игры на инструменте.

           Через обучение игре на духовом народном музыкальном инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию творческого воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.

           Музыкальная привлекательность материала связана часто с песнями из мультфильмов. Например, «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка».Созданию позитивного настроя, психологической комфортности занятий способствует, безусловно, игровая форма проведения занятий. Например, можно задать вопрос: «Каких животных можно изобразить с помощью свирели?»и попробовать это сделать. Игровые формы позволяют с первых минут общения с музыкальным инструментом непосредственно включиться в процесс исполнения.

           Основная цель работы по приобщению детей, начиная с дошкольного возраста, к исполнению музыки через инструментальное музицирование или исполнение попевок, песенок – раскрытие перед детьми прекрасного и удивительного мира звуков. В процессе обучения игре на свирели осуществляется знакомство детей с различными музыкальными жанрами, приобщение дошкольников к народному музыкальному искусству через доступные виды музыкальной деятельности. Расширяя формы обучения музыке дошкольников, музыкальный руководитель с помощью инструментального творчества помогает детям расширить палитру чувств, словарный запас, устанавливать связь музыкальных звуков и явлений природы.

           Работа со свирелью способствует вентиляции легких. В народной памяти сохранились немало историй о том, как «людей с больными легкими» часто отправляли в пастухи, чтобы они много играли на свирели на свежем воздухе. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга, что повышает иммунитет, и дети реже болеют. В результате стимулируется умственная работа, развивается творческое воображение детей, формы и объем непроизвольного внимания.

         Необходимо отметить, что в ходе освоения исполнительских навыков на музыкальном инструменте улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются освоенным приемам, совместное общение с музыкой становится основой для единого эмоционального состояния. Изучение музыкальных пьес, рефлексирование собственного исполнения приводит к формированию требовательности к себе и к другим: это позволяет решать задачу формирования коммуникативной культуры, профессионально-творческого взаимодействия детей в коллективе. Результатом становится повышение уровня толерантности, доброты.

             Освоение исполнительских навыков на свирели сопровождается и восприятием музыки(слушание фрагментов народных мелодий в исполнении на свирели, просмотр сольных видеофрагментов на свирели в оркестре народных инструментов), и дыхательной гимнастикой(«Шарик», «Бабочка», «Игра с перышком»),и пальчиковыми играми, упражнениями для мелкой моторики рук, для развития ритмического чувства(воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью прохлопывания ладонями).В процессе инструментального музицирования на свирели используется фланелеграф (приготовленная запись песенки на доске).Также имеет место импровизация (ритмическая – на одном звуке, мелодическая – на двух-трех-четырех).

             В работе с дошкольниками по освоению и развитие навыков игры на свирели решаются три разнонаправленных задачи: валеологическая-оздоровление, социальное – общение, образовательная – познание.

             Литература.

1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: учебное пособие, издание шестое.- М.: Советский композитор,1992.

2.Космовская М.Л.Свирель ученическая для обучения на уроках музыки в школе.https://urokimuz.ru/svirel/

0
Проект по этнокультурному компоненту
Покров при святой Богородицы!
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
11.07.2020

Комментарии

В блогах

«Развитие Чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе музыкальных игр»

Актуaльность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему...

Консультация для родителей "10 заповедей здоровья детей"

Бережем Здоровье с детства, или 10 заповедей   здоровья Заповедь 1. Соблюдаем режим дня Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать, кушать, гулять, играть в одно...

Проект "Занимательные цифры"

Sample Image

Проект «Занимательные цифры» Автор: Ануфриева Наталия Вид проекта: краткосрочный (1 неделя), познавательный, творческий, групповой. Участники проекта: дети, воспитатели и родители. Цель:...

Новое на сайте

Физкультурный досуг в подготовительной группе с использованием ИКТ «Школа юных спасателей»

Физкультурный досуг в подготовительной группе с использованием ИКТ «Школа юных спасателей» Ход: Под музыку дети в колонне по одному входят в зал, проходят один круг перестраиваются в шеренгу.Ведущий: Внимание, внимание! Школа спасателей Аркадия Паровозова набирает команду дружных, смелых, отважных ребят...

Развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности у старших дошкольников с помощью проектной деятельности

Развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности у старших дошкольников с помощью проектной деятельности

Конспект дидактической игры по трудовому воспитанию «Для человека какой профессии это нужно?»

Конспект дидактической игры по трудовому воспитанию «Для человека какой профессии это нужно?»

Домашние животные и их детеныши

Домашние животные и их детеныши Цели: Знакомить детей с домашними животными и их детенышами, учит называть и сравнивать их по величине, развивать любознательность, память, внимание, речь: обогащать словарный запас; воспитывать любовь к животным. Предварительная работа: Рассматривание сюжетных...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог