Воспитатель МБДОУ ЗАТО г. Североморска д/с 49 "Сказка"

«Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей 3 – 4 лет через экспериментирование с изобразительными материалами и средствами»

 

«Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей 3 – 4 лет через экспериментирование с изобразительными материалами и средствами»

опыт работы П.С. Паламарчук,

 воспитателя МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 49

 

Актуальность

«Неизведанное рядом,

 расскажи — и я забуду,

 покажи — и я запомню,

 дай попробовать — и я пойму!»

(Китайская пословица)

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является первооткрывателем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в т.ч. и в изобразительном творчестве, где он удовлетворяет свое любопытство через постоянное стремление наблюдать и экспериментировать с изобразительными материалами. 

В ходе организации исследовательской деятельности ребенок ориентирован на познание окружающего мира, освоение способов изобразительной деятельности и реализации задуманного, т. е целеполагания.

С 3 до 7 лет в ходе экспериментально-изобразительной деятельности у детей проявляются такие качества личности, как любознательность, инициативность, активность, самостоятельность, творчество. А «любознательность, активность, живое воображение относятся к признакам нормального развития личности» (Э. Эриксон).

Цель: развитие интереса к экспериментированию с изобразительными материалами и овладение способами изо деятельности.

Задачи:

  • Развивать воображение через открытие свойств (явлений), качеств, признаков предметов в ходе экспериментирования.
  • Расширить представления о функциональных возможностях художественных материалов, развивая чувство цвета,
  • Учить включаться в творческий процесс посредством экспериментальных действий.
  • Развивать ручную умелость (крупную и мелкую моторику).
  • Формировать творческие способности детей на основе использования нетрадиционных техник

3 типа занятий с элементами экспериментирования

I тип занятий:

Знакомство с изобразительными материалами на основе игр – экспериментов: свойство бумаги, фактура бумаги, игры – эксперименты с печатками из овощей, «пальчиковая» живопись, «поролоновая» живопись.

 

II тип занятий:

организация выставки художественных материалов и проведение предварительной беседы с ребенком по теме «Чем тебе интересно рисовать?» для того, чтобы вызвать интерес и желание действовать освоенным в способом в изо деятельности.

III тип занятий

организация самостоятельного рисования детей того, что они сами хотят, но освоенными способами изобразительной деятельности.

 

Игровые персонажи - герои изобразительно - экспериментального уголка:

- Хрюша – удивлюша;

- Утенок - удивленок (в костюмах героев есть большой «карман экспериментов»); 

- «Рюкзачок для вещей» (в него складываются предметы, которые нужны для изо-экспериментирования).

Герои «участвуют» в элементарных экспериментах и вместе с детьми решают возникшие проблемы, что способствует развитию интереса к изобразительной деятельности, «живут» в уголке изо деятельности.

 

Перспективно-тематический план игр – экспериментов в изобразительной деятельности

Задача: мотивировать детей на удовлетворение их потребности в изобразительной деятельности через организацию игр - экспериментов.

Месяц

Количество занятий

Игры - эксперименты

Сентябрь

2

Кляксография, рисование ватными палочками, ладошкография

Октябрь

2

Отпечатывание сухих листьев, «рисование» по контуру мятой салфеткой

Ноябрь

2

Оттиск смятой бумагой (совместная деятельность взрослого с ребенком). 

Декабрь

2

Игры (оттиск) с поролоном, картофелем, лимоном, спичечным коробком, обмотанным нитками. Игры с коктейльными трубочками и пуговицами.

Январь

2

«Мы волшебники» игра – эксперимент со свечой (восковым мелком) + гуашь (предварительная прорисовка воском контура взрослым)

Февраль

2

«Мы волшебники» - рисование по-мокрому с использованием трафаретного рисунка («колючий ежик», «Усатый полосатый»)

Март

2

Игры с пластилином и крышками, ватными палочками (создание знакомых образов)

Апрель

2

Ватные палочки+ пальчики, ладошки

Май

2

Рисование гофрированной бумагой.

Методы и приемы

  • Беседа - путешествия по сказкам; целевые прогулки, экскурсии и наблюдение за красотой родной природы;
  • выставки рисунков, развлечения;
  • рисование пальчиком и ладошкой;
  • рисование губкой (метод примакивания);
  • рисование пеной ;
  • выкладывание образов по трафарету комочками бумаги, стриженной шерстью;
  • рисование гофрированной бумагой (метод сжимания в пружину);
  • техника - диатипия (работа на двух листах – основном и дополнительном;
  • монотипия, печатание листьями, овощами;
  • оттиск смятой бумагой, пробкой, пенопластом;
  • рисование ватными палочками (метод тычка);
  • техника- кляксография с трубочкой;
  • элементы пластилинографии (с помощью взрослого).

Целевые ориентиры в контексте возможных достижений ребенка 3 – 4 лет в изобразительной деятельности

  • проявляют любознательность – любят экспериментировать с художественными материалами, формируется воображение, способны действовать самостоятельно;
  • эмоционально отзывчивые – эмоционально реагируют на мир природы, предметный мир;
  • формируются коммуникативные качества – стремятся к общению со взрослым и друг с другом;
  • способны решать личные задачи – проявляют инициативу, активность, самостоятельность, самотворчество, доводят начатое дело до конца в изобразительной деятельности.
0
Новые «Тайны СССР» уже в розничной продаже
«Использование нестандартного оборудования в физку...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.01.2022

В блогах

Рабочая программа кружка «Дружные ребята»   для детей младшей группы

Рабочая программа кружка «Дружные ребята»   для детей младшей группы    Пояснительная записка. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми...

Методическая разработка «Трудовой подвиг тружеников тыла» (экскурсия для старшей группы)

Экскурсия для детей старшей группы к монументу боевой славы «Танк Т 34» и к памятнику «Ил-2»   Цель – познакомить детей с...

Новое на сайте

«Когда идти к логопеду?»

«Когда идти к логопеду?» В 2 года: если ребёнок не понимает речь взрослого; если нет звукоподражания, ребёнок искажает даже самые простые слова; ведёте речевой дневник, а записать в него нечего. В 3 года: если ребёнок не строит фразы и предложения; говорит на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях»

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить и расширить знания детей о божьей коровке; - отрабатывать технику рисования гуашевыми красками;- продолжать учить правильно...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике, ёлке как символе празднования нового года Задачи: Образовательные: - Закрепить умение вырезания полукруг из прямоугольника; - Закрепить правила пользования...

Путешествие по Республикам Поволжья

Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение...