Работа с родителями

Процессы демократизации в системе образования, его вари­ативность, инновационные программы обусловили необходи­мость поиска решения  проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия раз­личных социальных институтов (детский сад, семья, обществен­ность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспита­ния ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  1. родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  2. это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  3. помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  4. знание педагогами и родителями воспитательных возмож­ностей коллектива и семьи, максимальное использование вос­питательного потенциала в совместной работе с детьми;
  5. постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и до­школьного учреждения, его промежуточных и конечных ре­зультатов.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и об­щественности нашла свое отражение в ряде нормативно-право­вых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», За­коне «Об образовании» ,»Концепции модернизации образования»

Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители яв­ляются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы фи­зического, нравственного и интеллектуального развития лич­ности ребенка в раннем возрасте.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного уч­реждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитыва­ет ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспита­ния детей. В этой связи дошкольное образовательное учрежде­ние должно определять условия работы с родителями, совершен­ствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, ва­риативных образовательных программ и запросов семей. Педа­гог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без посто­янного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит «органи­зующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», по­этому необходимо как можно лучше организовать взаимодей­ствие детского сада и семьи по воспитанию детей. «...В их со­дружестве, в обоюдной заботе и ответственности — огромная сила, а  родителям, не умею­щим воспитывать, необходимо помогать».

Необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совер­шенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.

Руководящая и организующая роль детского сада по отно­шению к семье характеризуется комплексом факторов:

—    планомерное, активное распространение педагогичес­ких знаний среди родителей;

—    практическая помощь семье в воспитании детей;

—    организация пропаганды положительного опыта об­щественного и семейного воспитания;

—    вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

—    активизация их педагогического самообразования.

Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педа­гогической культуры родителей, которая является важной со­ставной частью общей культуры.

Под педагогической культурой родителей понимается их до­статочная подготовленность, развитие тех качеств личности, ко­торые отражают степень их зрелости как воспитателей и прояв­ляются в процессе семейного и общественного воспитания де­тей. Ведущим компонентом педагогической культуры родите­лей является их педагогическая подготовленность, которая ха­рактеризуется определенной суммой психолого-педагогичес­ких, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

Весьма существенно при этом и отношение родителей к вос­питанию. Ответственное отношение к родительским обязанно­стям, желание как можно лучше воспитать своих детей — неотъемлемая составная часть педагогической культуры роди­телей.

В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обуче­ния детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, обще­ния, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.

Педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межлич­ностных отношений в семье.

В соответствии с этим работа с родителями строится на прин­ципах сотрудничества.

Признаками такого сотрудничества являются:

—    осознание цели деятельности каждым участником процесса;

—    четкое разделение и кооперация труда между его уча­стниками;

—    личный контакт между участниками процесса с об­меном информацией, взаимной помощью, самоконт­ролем;

—    положительные межличностные отношения.

В конце 90-х — начале 2000 года меняется позиция родите­лей: они становятся активными участниками процесса воспи­тания детей. «...Надо сделать так, чтобы детский сад не подме­нял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

Работа с родителями — это сложная и важная часть деятель­ности педагога, включающая повышение уровня педагогичес­ких знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых

условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспи­тателей и родителей в процессе развития детей.

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошколь­ным учреждением в работе с родителями:

  1. изучение семей детей;
  2. привлечение родителей к активному участию в деятель­ности дошкольного учреждения;
  3. изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
  4. просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с од­ной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. 

0
Занятия для детей раннего дошкольного возраста
Экологическое воспитание дошкольников в повседневн...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.01.2020

Комментарии

Мастер-класс "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников"
25 января 2020
Добрый день, спасибо,Татьяна, за прекрасный материал. Буду использовать в своей работе
Игра "Волшебные слова"
23 января 2020
привет давайте начнём играть
Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста
20 января 2020
ничего нового не узнала

В блогах

Участие музыкального руководителя в проектировании образовательных программ дошкольного учреждения

В дошкольном образовании обновление нормативно-правовой базы обусловливает изменения в структуре и деятельности образовательных организаций. Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного...

Сценарий фольклорного праздника «Россыпь народных праздников» (Весна) «Весну встречаем, Зиму провожаем!»  

Сценарий фольклорного праздника «Россыпь народных праздников» (Весна) «Весну встречаем, Зиму провожаем!»   Исполняется песня «Солнышко смеётся»            Ведущий: Солнышко идёт по кругу. Лето сменяет...

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» по программе «Детство»

Sample Image

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Образовательные задачи:• Закрепить навыки прямого и обратного счета, умение отгадывать и решать математические и логические задачи.• Продолжать осваивать состав...

Новое на сайте

Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: обучение педагогов ДОУ элементам арт-терапии для использования в работе с детьми. Педагог-психолог: Арт-терапия — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить...

Сценарий Новогоднего праздника в первой младшей группе «Новогодняя сказка. Маша и Медведь»

Сценарий Новогоднего праздника в первой младшей группе «Новогодняя сказка. Маша и Медведь» Цель: Создать праздничное настроение и познакомить детей с праздничной Новогодней атрибутикой. Действующие лица: Ведущая, Снегурочка, Машенька, Медведь, Дед Мороз (взрослые). В зал входят Ведущая с детьми...

Доклад на тему «Организация экспериментально-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Доклад на тему «Организация экспериментально-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста» Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может исследовательская...

Конспект НОД «Лесная история»

Конспект НОД «Лесная история» Младший дошкольный возраст (3-4 года) Цель: формирование у детей умения различать предметы по величине и цвету, развитие предметных действий. Обучающие задачи: формировать умение различать предметы по величине и цвету. Развивающие задачи: развивать у детей внимание...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог