Работа с родителями

Процессы демократизации в системе образования, его вари­ативность, инновационные программы обусловили необходи­мость поиска решения  проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия раз­личных социальных институтов (детский сад, семья, обществен­ность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспита­ния ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  1. родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  2. это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  3. помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  4. знание педагогами и родителями воспитательных возмож­ностей коллектива и семьи, максимальное использование вос­питательного потенциала в совместной работе с детьми;
  5. постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и до­школьного учреждения, его промежуточных и конечных ре­зультатов.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и об­щественности нашла свое отражение в ряде нормативно-право­вых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», За­коне «Об образовании» ,»Концепции модернизации образования»

Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители яв­ляются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы фи­зического, нравственного и интеллектуального развития лич­ности ребенка в раннем возрасте.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного уч­реждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитыва­ет ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспита­ния детей. В этой связи дошкольное образовательное учрежде­ние должно определять условия работы с родителями, совершен­ствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, ва­риативных образовательных программ и запросов семей. Педа­гог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без посто­янного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит «органи­зующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», по­этому необходимо как можно лучше организовать взаимодей­ствие детского сада и семьи по воспитанию детей. «...В их со­дружестве, в обоюдной заботе и ответственности — огромная сила, а  родителям, не умею­щим воспитывать, необходимо помогать».

Необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совер­шенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.

Руководящая и организующая роль детского сада по отно­шению к семье характеризуется комплексом факторов:

—    планомерное, активное распространение педагогичес­ких знаний среди родителей;

—    практическая помощь семье в воспитании детей;

—    организация пропаганды положительного опыта об­щественного и семейного воспитания;

—    вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

—    активизация их педагогического самообразования.

Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педа­гогической культуры родителей, которая является важной со­ставной частью общей культуры.

Под педагогической культурой родителей понимается их до­статочная подготовленность, развитие тех качеств личности, ко­торые отражают степень их зрелости как воспитателей и прояв­ляются в процессе семейного и общественного воспитания де­тей. Ведущим компонентом педагогической культуры родите­лей является их педагогическая подготовленность, которая ха­рактеризуется определенной суммой психолого-педагогичес­ких, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

Весьма существенно при этом и отношение родителей к вос­питанию. Ответственное отношение к родительским обязанно­стям, желание как можно лучше воспитать своих детей — неотъемлемая составная часть педагогической культуры роди­телей.

В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обуче­ния детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, обще­ния, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.

Педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межлич­ностных отношений в семье.

В соответствии с этим работа с родителями строится на прин­ципах сотрудничества.

Признаками такого сотрудничества являются:

—    осознание цели деятельности каждым участником процесса;

—    четкое разделение и кооперация труда между его уча­стниками;

—    личный контакт между участниками процесса с об­меном информацией, взаимной помощью, самоконт­ролем;

—    положительные межличностные отношения.

В конце 90-х — начале 2000 года меняется позиция родите­лей: они становятся активными участниками процесса воспи­тания детей. «...Надо сделать так, чтобы детский сад не подме­нял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

Работа с родителями — это сложная и важная часть деятель­ности педагога, включающая повышение уровня педагогичес­ких знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых

условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспи­тателей и родителей в процессе развития детей.

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошколь­ным учреждением в работе с родителями:

  1. изучение семей детей;
  2. привлечение родителей к активному участию в деятель­ности дошкольного учреждения;
  3. изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
  4. просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с од­ной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. 

0
Занятия для детей раннего дошкольного возраста
Экологическое воспитание дошкольников в повседневн...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
26.09.2020

В блогах

Рекомендации родителей по воспитанию чувства ответственности

Рекомендации родителей по воспитанию чувства ответственности С самого раннего возраста необходимо прививать детям чувство ответственности. Для этого предоставляйте ребенку право голоса...

Консультация для родителей на тему: Новый Год!!!

Дорогие папы и мамы! Интересно подготовленный праздник в кругу семьи не только принесет радость, но и поможет лучше понять ребенка, его...

Примеры изучения некоторых лексических тем учителем-логопедом, используя творческий подход в условиях интеграции.

Во время изучения тем "Деревья осенью”, “Лесные ягоды”, “Грибы” дети собирают урожай в свои корзиночки. Каждым ребёнком изготавливается корзиночка, в...

Новое на сайте

Изготовление закладки в технике оригами

Изготовление закладки в технике оригами

Отчет о летней оздоровительной работе в старшей группе «Колокольчики»

Отчет о летней оздоровительной работе в старшей группе «Колокольчики» Лето - это самое прекрасное время года, с большими возможностями, чтобы проводить время с пользой. Именно летом дети быстро растут, и именно в этот период они нуждаются в...

План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста. Задачи: охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое...

Развлечение для детей первой младшей группы «Едем к бабе, едем к деду»

Развлечение для детей первой младшей группы «Едем к бабе, едем к деду» Цели: Формировать заботливое отношение к окружающим. Развивать совместные действия, чувство товарищества. Способствовать развитию двигательных навыков у детей. Продолжать знакомить с правилами этикета. Оборудование: Руль. Кепка для водителя. Плоскостные изображения ручейка, камешков. Куклы –...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог