Работа с родителями

Инновационные формы сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников

Семья и ДОУ – два важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и педагогов.

В соответствии с Законом «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в ДОУ, так и в семье.

Сегодня речь уже не идет просто об обмене информации между родителями и педагогами ДОУ о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду.

В практике нашего дошкольного учреждения мы определили 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

- познавательное,

- информационно – аналитическое,

- наглядно – информационное,

- досуговое.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

  • Основная роль принадлежит таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с кол­лективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей опреде­ленного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий роди­телей. Например, мы предлагаем такие темы: «Детские страхи», «10 заповедей здоровья», «Методы педагогического воздействия», «Адаптация детей к детскому саду» (для детей раннего возраста), «Возрастные особенности детей» (для групп среднего и старшего возраста). На собраниях подготовительных групп обсуждается задачи воспитания и обучения детей, направлены на подготовку детей к школе.

Консультации для родителей могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе: «Принципы воспитания», «Физическое воспитание детей в семье», «Выходной день с семьей», «О детях с ослабленным здоровьем» и др. Неплановые консультации возникают часто во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Организуются тематические консультации. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они прово­дятся как педагогами, так и специалистами (музыкальными руководителями, психологами, логопедами) по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его пси­хики, обучению грамоте и др. Так же в помощь родителям разрабатываются различные буклеты, памятки, брошюры на различные темы.

Для подготовительных групп проводятся консультации с учителями начальных классов школ города: «Ваш ребенок на пороге школы»

  • Так же родители участвуют в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;
  • В совместных экскурсиях. Они проводятся в рамках тематических недель, это экскурсии в музей, библиотеку, в парк.

Так же познавательное направление включает в себя:

  • «День открытых дверей» - открытые непосредственно образовательные деятельности
  • совместное создание предметно-развивающей среды;
  • выставки детских работ, поделок, изготовленные совместно с родителями. С начала учебного года в нашем детском саду прошло 4 смотра – конкурса: «Чудеса из теста», «Рукавичка Деда Мороза», « Я выбираю спорт», « Смотр – конкурс семейных поделок по сказкам А.С. Пушкина». Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых сами порой и не подозревали.
  • В нашем ДОУ создан родительский клуб «Дружная семья», в котором основными направлениями является оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста. При организации заседаний используем разные формы: круглый стол, тренинги, практикумы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье. Родители получают квалифицированную помощь специалистов дошкольного учреждения: учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, медицинских специалистов.

Следующей формой работы с родителями является - информационно-аналитическая, которая направлена на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. С этой целью в ДОУ в каждой группе создается «Социальный паспорт». Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

По данному направлению так же проводятся:

- анкетирование родителей. Такие, как: «Я и мой ребенок», «Ребенок и детский сад», «Общение в семье», «Спорт в семье», «Удовлетворенность родителей качеством работы образовательного учреждения».

- проводятся тестирование: «Готов ли ваш ребенок к детскому саду?», «Какой я родитель», «Готовы ли Вы отдать ребёнка в школу», «Понимаю ли я своего ребенка?»

  • В детском саду была создана «Почта доверия» - это почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба.

Наглядно-информационная форма работы даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные. На стендах размещается практический материал, дающий понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, задания. Здесь же размещаются и нормативные документы: права и обязанности родителей, информация об изменениях в законе «Об образовании», в частности введение нового стандарта, новые статьи закона «Об образовании», а так же Декларация о правах ребенка.

- Оформляются детские рисунки, поделки;

- Папки-передвижки по различным темам: «Зеленый мир на окне», «Труд дошкольника в семье», «Здоровье детей зимой», «Как рассказать детям о Великой Войне?», «Животные в доме».

- фотовыставки: «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы такие разные», «На прогулке», «Мы экспериментируем» и др.

- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл», «Мое настроение».

По традиции в ДОУ, по завершении заседания родительского клуба, выпускается газета для родителей воспитанников «Любимый ребенок». Выпуск каждого номера является продолжением обсуждаемой на клубе темы. Газета начинается эпиграфом к теме информацией о том, каким проблемам, вопросам посвящается выпуск и представлена постоянными рубриками:

  • «А что у нас?» (рубрика освящает, какая работа ведется в дошкольном учреждении с детьми согласно теме номера);
  • «Это интересно»;
  • «Говорят наши дети» (ответы детей на предложенные вопросы по теме выпуска);
  • «Советы для заботливых родителей» (разные специалисты предлагают родителя полезную информацию по решению проблем в вопросах воспитания детей);
  • «Спасибо вам за помощь» (в этой рубрике размещаются фамилии родителей, которые оказали детскому саду различную помощь, например, в оформлении пособий, участие в субботниках, различных мероприятиях).

Четвертое, Досуговое направление: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. 

По данному направлению в ДОУ проводятся праздники, которые заканчиваются чаепитием, это и празднование дней рождений, «Здравствуй Осень золотая», «Новый год», «День матери», «8 Марта».

- проходят развлечения: «Масленица к нам пришла!», «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Семейные посиделки»

- проходят знакомства с профессиями родителей: «Все профессии нужны, все профессии важны».

- а так же выставка семейных коллекций. На группах были оформлены коллекции фантиков, марок, монет.

В группах так же организуются «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, «Покормите птиц зимой!», «Книжка наша не болей»

Новой формой для нас стало создание книги « Сказки – малышки» - это сборник сочинений родителями сказок про своих детей.

Таким образом, воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

0
Педагогический поиск развития экспериментальной ...
Отчет о проведении тематической недели "Славные сы...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.09.2020

В блогах

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию на тему: «В гости к Солнышку» для детей…

Цель. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников. Задачи. 1.Дать детям элементарные представления о солнце. 2.Развивать умение договаривать слова и несложные для...

Конспект НОД Тема: «Путешествие по сказкам»

Образовательная область: речевое развитие. Возраст: старшая группа Цель: обобщить представления детей о сказках с использованием технологии «Синквейн». Задачи: углублять, расширять и закреплять знания детей...

Что значит быть добрым?

  Тема: «Что значит быть добрым?»; клумба – дружбы. Цель: элементарные представления о доброте, взаимопомощи, дружбе; цветы -  способом оригами. Задачи: Учить детей...

Новое на сайте

Дидактическая игра «Разноцветная головоломка»

Дидактическая игра «Разноцветная головоломка» Аннотация Наглядно-дидактическое пособие: дидактическая игра «Разноцветная головоломка» предназначена для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Данная игра очень хорошо помогает развивать и тренировать у детей внимание, память, а также умение вычленять из...

Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой

Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой Важность формирования самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как...

Новогодний сценарий для младшей группы «Новогодние приключения Колобка»

Новогодний сценарий для младшей группы «Новогодние приключения Колобка»

Конспект занятия «Драм – там» с элементами линейного квеста на прогулочном участке для детей подготовительной…

Конспект занятия «Драм – там» с элементами линейного квеста на прогулочном участке для детей подготовительной группы комбинированной направленности Цель: формирование положительной мотивации для развития познавательной, динамической и речевой активности детей на прогулке, создание условий для сохранения...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог