Автор: Пятерикова Екатерина Александровна ...

работа

обобщение опыта 

"Физкультурные праздники и развлечения как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"

Условия возникновения и становления опыта
Повышение уровня жизни и сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на самом высоком уровне. Так, согласно Указу Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка. Поэтому вопросам физического развития, формирования у ребенка основ культуры здоровья следует уделять как можно больше внимания, начиная с детского возраста. Одной из важнейших проблем в настоящее время является гипокинезия, т. е. недостаточная двигательная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, отсутствия двигательной нагрузки, пристрастия к играм статического характера (в т. ч. компьютерным), негативного отношения к физической культуре. В результате гипокинезии снижается тренированность мышц, нарушаются мышечный тонус и осанка, происходит задержка возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте.
В результате может задерживаться общее развитие ребенка, снижаться функциональные и адаптационные возможности еще недостаточно окрепшего организма, повышаться заболеваемость. В связи с этим особую значимость приобретает четко организованный режим дня дошкольников с правильным чередованием занятий и активного отдыха. Правильная организация всех видов активного отдыха в сочетании с другими формами воспитательно-образовательной работы помогает установить целесообразный двигательный режим, который способствует улучшению функциональных возможностей детского организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств. Используемые двигательные действия, игры, развлечения доставляют детям большую радость, поднимают настроение, дают эмоциональную разрядку. Кроме того, проведение таких форм активного отдыха, как каникулы, дни здоровья, спортивные праздники и развлечения предоставляют большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании - одна из важнейших задач работы дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность опыта.
«Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными - задачи каждого дошкольного учреждения. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка. Отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также совершенствование двигательных умений посредством физкультурных праздников. Физкультурный праздник нацелен не на оттачивании техники выполнения тех или иных движений и упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание, способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми. Именно такая работа с детьми дошкольного возраста и ценна тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности. Создает определенный духовный настрой, побуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику. Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходим тесный контакт с семьей. Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматривалась двигательная активность детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и их родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: обсуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования и аттракционы в дошкольном учреждении. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу семьи. Поэтому необходимо вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс.

Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в построение эффективного образовательного процесса с наименьшими нагрузками на растущий детский организм путем интеграции разных видов детской деятельности, определение путей повышения эффективности физического развития детей дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательный процесс различных физкультурных праздников и развлечений.

Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя по физическому развитию детей дошкольного возраста посредством проведения физкультурных праздников и досугов.

Теоретическая база опыта
Современный ребенок сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации - ускоренному развитию организма ребенка, в первую очередь к увеличению роста и повышению веса тела. На этом фоне внутренние органы отстают в своем развитии, поэтому возникают различные заболевания или отклонения. Медицинские работники не в состоянии решить эту проблему без помощи педагогов и семьи. Проблемой воспитания здорового ребенка занимались многие ученые и практики. Так, в работах Е.Н. Вавиловой, Ю.Ф. Змановского, Н.А. Ноткиной, ПX. Осокиной, М.А. Руновой, В.А. Шишкиной уделяется внимание составлению оптимального двигательного режима для дошкольников. Физиологи и педиатры (Ю.Ф. Змановский, М.Н. Кузнецова, Р.В.Тонкова-Ямпольская, А.П. Чабовская, Г.П. Юрко) считают, что в оздоровлении детей определяющую роль играют закаливающие процедуры. По мнению ученых, необходимо создавать такие условия образовательного процесса, при которых личность дошкольника развивается без ущерба для здоровья. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте. Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения. Для ребенка праздник - это целое событие. В системе физического воспитания дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей. Физкультурный праздник в детском саду представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Насыщенные динамикой двигательного содержания они являются радостным событием в детской жизни. У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего детям нужны как витамины.
Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие на ребенка велико, поэтому очень важно не допускать формализма и однообразия при их проведении. Необходимо продумывать художественные элементы праздника и тщательно отбирать музыкальный репертуар, стихи и т.д. И, безусловно, игры. Без них ни один праздник не станет по-настоящему веселым, ярким, интересным. Хлопоты о подготовке праздника, досуга или спортивного развлечения для ребенка не менее важны, чем сам праздник. От предвкушения радостных событий, ожидания встречи с друзьями ребенок переживает, по выражению А.С.Макаренко, «завтрашнюю радость». Немаловажное значение имеет и личная ответственность детей за какую-либо часть праздника – это уже само по себе волнующее событие. В подготовке к празднику дети должны иметь равные права с взрослыми. Это сотворчество педагогов и воспитанников. Скорее именно дети – хозяева праздника. Таким образом, планирование работы по организации активного отдыха детей в ДОУ помогает установить целесообразный двигательный режим, и предоставляет большие возможности для самостоятельной игровой, художественной деятельности, а так же воспитанию коллективизма, дружбы, взаимопомощи; развивают выдержку, внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что:
1. Физкультурные праздники и досуги – это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности.
2. Физкультурные праздники и досуги - одно из важнейших средств гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.
3. Благодаря организации активного отдыха детей, создаются благоприятные условия для закрепления двигательных навыков, двигательных качеств.
4. Повышается интерес к занятиям физической культурой через игровую деятельность.
5. Создаются благоприятные условия для развития умственных способностей детей через сюжетно-ролевую направленность занятий.
6. Раскрывается творческий потенциал детей, двигательная выразительность, творческая фантазия.


Технология опыта
Цель педагогического опыта – удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей, обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре, создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Для достижения планируемого результата перед собой поставила ряд задач:
- формировать здоровый образ жизни;
- воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным достижениям, спортивным событиям нашей страны и всего мира;
- позабавить детей, доставить им удовольствие;
- демонстрировать спортивные достижения;
- воспитывать интерес к государственным праздникам;
- формировать познавательную активность.
Без праздника с элементами спортивных игр и развлечений невозможно представить повседневную деятельность современного детского сада. Тем более что поводов для проведения подобных мероприятий существует достаточно много, а проходить они могут и в зале, и на улице. Это и зимние увеселения, связанные со святочными и масленичными гуляньями, которые были заведены нашими предками с незапамятных времен. Это и события, отражающие даты летнего народного календаря. Это и праздники, к участию в которых можно привлечь родителей, - День здоровья, День семьи, "Мама, папа и я - спортивная семья". Словом, причин для устройства спортивного праздника существует предостаточно. Необходимо только подобрать сценарий, который тематически соответствовал бы этому дню. В своей работе использовала такие массовые и групповые формы социально - культурной деятельности как: олимпиады, спартакиады, спортивные театрализованные праздники, игровые программы, опираясь на методы соревнования, упражнения, поощрения средствами театрализации, музыкального оформления, игрового и развлекательного момента. Составляя сценарии спортивных праздников для дошкольников, придерживалась традиционного порядка в подборе и расположении материалов. Например, обычная структура любого достаточно крупного физкультурно-оздоровительного мероприятия состоит из своеобразного зачина - элемента открытия праздника, когда ведущая объясняет его цель и назначение. В этой же части объясняется то, как будут проходить все конкурсы - по командам или индивидуально, происходит знакомство с гостями и жюри. Далее основная, самая массовая часть, в ходе которой дети принимают участие в выполнении игровых спортивных заданий, аттракционах и т.д. В состав основной части могут также включаться так называемые эпизодические компоненты - показательные выступления спортсменов и даже музыкально-танцевальные номера. Финал каждого мероприятия также достаточно традиционен - в нем ведущая произносит слова благодарности всем, кто принимал участие в празднике, подводятся общие итоги и награждаются победители, могут также выступить гости праздника или кто - то из членов жюри, пожелав в конце своего выступления всем участникам дальнейших спортивных успехов. В ходе праздника вместе с основным его ведущим активное участие принимали и персонажи любимых детских сказок и фольклора: веселые скоморохи и Масленица, медведь и заяц, Мойдодыр и т.д. Их помощь не остается без внимания, поскольку эти герои усиливают карнавальный элемент праздника, общаясь с детьми в своеобразной, сказочно-балагурной форме, что доставляет много удовольствия дошкольникам. Планируя работу по проведению физкультурного досуга с детьми дошкольного возраста, учитывала такие факторы как: - подвижные игры должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка; - более подвижные игры необходимо чередовать с более спокойными; - способствовать повышению эмоционального настроя детей путем ввода в сценарий мероприятия различных персонажей; - избегать длительного статического положения, ожидания; - методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями; - учитывать время, отведенное на проведение мероприятия. Чтобы день праздника отличался от всех остальных, его необходимо сопроводить специальной нарядной атрибутикой - оформлением зала, изготовлением праздничных деталей. Так же, дети могут принять участие в создании эмблемы для будущих соревнований, изготовлении различных поделок, которые впоследствии станут украшениями спортивного помещения.

 

По домини¬рующей задаче мы считаем целесообраз¬ным выделить следующие праздники.

Формировать здоровый образ жизни. Это тематические праздники типа «Солн¬це, воздух и вода - наши верные друзья», «Праздник чистюль», «Приключения Не-болейки», «В гостях у Айболита» и т.п. Пра¬вильно подобранные тематические по¬движные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здо¬ровья (лень, обжорство, страхи и т.п.) поз¬воляют формировать положительное от¬ношение к закаливанию, физкультуре, ги¬гиеническим процедурам, режиму дня.

Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным дости¬жениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными осо¬бенностями этих праздников является включение в их программу игр с элемента¬ми командного и личного соревнования и эстафет. Немаловажная роль отводится также подбору познавательного материа¬ла, направленного на систематизацию знаний детей о видах спорта, олимпий¬ском движении, российских спортсменахи т.п. Тематика таких праздников разнооб¬разна: «Олимпийцы среди нас», «Путеше¬ствие в Спортландию», «Веселые старты».

Позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные праздники-развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совме¬стной с взрослыми деятельности, музы-кального сопровождения, забавных атри¬бутов и т.п.

Развивать творческую активность, инициативу, коммуникативные способно¬сти. Хорошо продуманная мотивация дей¬ствий (оказание помощи героям, поиск клада, демонстрация своей удали и закал¬ки), взаимосвязанные задания-испытания делают этот праздник весьма привлека¬тельным для детей 6-7 лет. Их деятель¬ность в этом случае менее регламентиро¬вана: они сами находят выход из критичес¬кой ситуации, вступают в противоборство с силами зла, стихией природы, сюрприза¬ми погоды. Тематика определяется интере¬сами детей и возможностями взрослых. Это «Юные Робинзоны», «Космические приключения», «В подводном царстве», «Спасатели», «Сигнал SOS принят».

Демонстрировать спортивные до¬стижения. Такой праздник обычно сов¬мещается с итоговыми событиями в жиз¬ни детей: окончание учебного года, вы¬пуск из детского сада («Какими мы стали», «Вырастайка») - или сезонными измене¬ниями: конец зимы, лета («Лыжные сорев¬нования», «Велосипедные гонки», «Празд¬ник русалок»).

Воспитывать интерес к народным традициям. Эти фольклорные по темати¬ке и содержанию праздники проводятся в соответствии с христианским календарем (Рождество, Масленица, Сороки, Троица). Они составляются на доступном детям ма¬териале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибу¬тов национальной одежды, инвентаря.

Формировать познавательную ак¬тивность. Цель - расширять и система¬тизировать знания в области экологии, ге¬ографии, астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т.д. В та¬кие праздники включаются соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения и т.п.): викторины, разгадывание кроссвор¬дов, отгадывание загадок и т.п. Знания и умения детей проверяются при решении социально значимых проблемных задач: как спасти Землю от экологической ката¬строфы; как наладить контакт с внезем¬ными цивилизациями; как освоить пра¬вила безопасной жизнедеятельности. Пу¬тешествуя из эпохи в эпоху, по разным континентам, дети получают элементар¬ные представления в области географии, истории, естествознания и других наук.

Воспитывать нравственные качест¬ва. Такие праздники особенно значимы для разновозрастных и разнополых коллекти¬вов, в которых создаются благоприятные условия для формирования дружеских вза¬имоотношений между детьми и гуманного отношения ко всему живому. Игровая дея¬тельность, направленная на формирование готовности и умений прийти друг другу на помощь или выручить из опасной ситуа¬ции, является непременным компонентом содержания этих праздников. Как правило, их сюжет развивается в двух направлениях: с одной стороны, все дети объединяются одной целью (помочь попавшему в беду ге¬рою-персонажу, вступив в противоборство с силами зла); с другой - дети делятся обыч¬но на две и более команд (моряки-путеше¬ственники и аборигены, земляне и при¬шельцы, люди, животные и птицы) и вклю¬чаются в совместную борьбу с общими вра¬гами (зло, страхи, жестокость, зависть).

По двигательному содержанию праздники делятся следующим образом.

Комбинированный. Строится на осно¬ве сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражне¬ний. Его преимуществом является воз¬можность привлечения детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с эле¬ментами спорта, а младших и средних до¬школьников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах.

На основе спортивных игр (проведе¬ние между параллельными группами чем¬пионата по футболу, баскетболу, хоккею и т.д.). Такой праздник можно организовать в том случае, если дети достаточно хоро¬шо владеют техникой игры и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные вы¬ступления девочек и игры для болельщи¬ков. Если уровень двигательной подготов¬ленности детей недостаточно высок, то праздник может принять форму соревно¬ваний между командами на скорость и ка¬чество выполнения отдельных элементов спортивных игр (вести мяч и забросить его в корзину; дольше продержать тен-нисный мяч на ракетке; забить волан ра¬кеткой в круг и т.п.). Можно также вклю¬чить в праздник игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллек¬тивных соревнований.

На основе спортивных упражнений. Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, ката¬ние на санках зимой или катание на вело¬сипеде, роликах, самокатах летом). В со¬держание праздника могут быть включе¬ны спортивные упражнения одного вида (например, плавание).

На основе подвижных игр, аттрак¬ционов, забав. Это наиболее распростра¬ненный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально обору¬дованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно при¬влечь детей всех возрастов и взрослых.

Интегрированные. В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы позна¬вательной, изобразительной деятельнос¬ти, театра и т.п.

По методам проведения праздников выделяются следующие их разновидности.

• Игровые (проводятся с детьми всех возрастов).

• Соревновательные (проводятся с деть¬ми 5-7 лет). Участники двух и более ко¬манд соревнуются между собой, или все дети вступают в противоборство с реаль¬ным или воображаемым персонажем.

• Сюжетные. Выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражне¬ния связываются единой темой и идеей.

• Творческие. Их цель - формирование творческой активности, умения самостоя¬тельно принимать решения, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поис¬ковые вопросы, метод групповой дискуссии и т.п.). Проведение таких праздников требу¬ет от взрослого высокого профессионализ¬ма, так как неожиданные для него решения детей могут изменить ход сценария. Поэтому в сценарий закладывают разные вариан¬ты выхода из предлагаемой ситуации, что¬бы дети почувствовали себя ответственны¬ми за ход и результаты своих действий.

Примечание. Классификация празд¬ников в соответствии с методом доста¬точно условна: в любом из них использу¬ется широкий арсенал методов и приемов обучения и воспитания детей. Поэтому речь идет о преимущественном использо¬вании какого-либо метода.

По месту проведения праздники де¬лятся так

• на спортивной площадке или стадионе;

• в природных условиях (в лесу, у водо¬ема, в парке);

• в спортивном зале;

• в бассейне.

По составу детей целесообразней всего праздники классифицировать сле¬дующим образом.

• Участниками праздника могут быть дети от 4 до 7лет и взрослые. Он, как пра¬вило, строится на подвижных играх, ат¬тракционах и забавах, в которых (пооче¬редно или небольшими одновозрастными группами) участвуют все дети, а в массо¬вых играх, хороводах и танцах одновре¬менно принимают участие все желающие.
В нашем детском саду регулярно проводятся Дни здоровья и дни бегуна, где дети в игровой форме узнают о самых необходимых правилах здорового образа жизни, о пользе бега, а помогают им в этом доктор Айболит, и многие другие сказочные персонажи. Задачей Дня здоровья является забота о профилактике нервной системы ребенка, оздоровлении его организма в тесной связи с поддержанием положительно-эмоционального состояния психики. Поэтому в этот день детям обеспечивается максимальное пребывание на воздухе. Дети освобождаются от занятий, требующих умственного напряжения. Они играют в интересные для них и любимые игры, поют, слушают музыку, спокойно, весело общаются друг с другом. К 23 февраля проводила эстафеты "Мы - солдаты", «Богатырские потехи», где команды мальчишек из двух разных групп соревновались в силе, ловкости, проявляя самые свои лучшие спортивные качества. Активно привлекала к здоровому образу жизни не только детей, но и их родителей, так как известно, что в семье прививаются все основные навыки будущей успешной жизни человека. Помогала взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (например, познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям), чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные навыки. Разрабатывала для родителей памятки - рекомендации, оформляла папки - передвижки с консультациями по оздоровлению детей, организую совместные физкультурные праздники для детей и их родителей под названием "Папа, мама, я - спортивная семья". Многих родителей приходится сначала долго уговаривать, чтобы они приняли участие в соревнованиях, но ощутив незабываемую атмосферу веселья, азарта и радости от участия в веселых конкурсах, от общения со своими детьми, другими родителями, они активно и с удовольствием приходят еще раз. Еще одна форма работы - элементарный туризм. Туризм - одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Туризм прост в организации, доступен для людей любого возраста, вместе с тем, он является естественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузки в нем хорошо дозируются и соотносятся с физическими возможностями участников.
Организовывала пешеходные походы в парк. Цель этих походов - оздоровление организма детей, приобретение навыка ориентировки на местности, умения разбираться в карте-схеме маршрута, знакомство с родным краем, воспитание любви к родной природе, к земле. Подготовка к туристическому походу начиналась с выбора маршрута, принимался во внимание возраст детей, степень физической подготовки, природные и климатические условия района похода. Старалась сделать маршрут похода интересным для дошкольников в познавательном отношении, чтобы он способствовал укреплению здоровья малышей, улучшению их физического развития, согласовывала его с медицинским работником. Длительность похода от 2 до 4 часов. Каждый поход запоминался детям сюрпризным моментом: какой-либо неожиданной игрой или интересной встречей (с лесовичком, ежиком, лисичкой и т.д.). Проводила подвижные игры, игры с элементами спортивного ориентирования. Свои впечатления от похода дети выражали в рисунках, в поделках, совместно с детьми устраивала выставки, оформляла фотоальбомы. Значительное место в программе физкультурных праздников и развлечений занимают игры и игровые задания соревновательного типа. Они увеличивают двигательную активность, повышают интерес к физическим упражнениям, учат детей оценивать свои возможности и управлять своим поведением. Успех любой команды зависит не только от скорости действий, сообразительности и организованности играющих, но и ответственности каждого за всех. Поэтому игры-эстафеты использовала в работе только со старшими дошкольниками, которые умеют элементарно планировать и критически оценивать результаты своих действий.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию содержания помогали детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Использование фитболов (мячей) придавало играм более творческий характер, усиливало терапевтический эффект. Дети дошкольного возраста охотно играют в различные бессюжетные игры с соревновательным элементом, эстафеты, игры с различными предметами, готовы к участию в спортивных играх. Бессюжетные игры очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым они подражают. В основе таких игр лежит выполнение определённых двигательных заданий с простейшими правилами. Основная цель бессюжетных игр - двигательная корректировка развития воспитанников. Задача научить детей действовать в соответствии с инструкцией, что приучает их ориентироваться в пространстве, развивает ловкость, находчивость, быстроту реакции. В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовала также игры - забавы. Двигательные задания в этих играх выполняли в необычных условиях и часто включали элемент соревнования, они дарят детям радость и здоровье. Объединяющим признаком тех и других игр является общность оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, вызываемый ими эмоциональный подъем, возможность совершенствования движений. Дети всегда с интересом наблюдают за подготовкой к празднику. Но привлекала и детей к посильной помощи. Так, в зимнее время дети помогали в разметке участка на секторы для разных видов соревнований. Кроме того, дети охотно принимали участие в процессе подготовки нужного инвентаря для праздника, элементов костюмов, других атрибутов. На занятиях по изобразительному искусству дети готовили детали для оформления праздника - флажки, фонарики, эмблемы.
Зимой проводила на улице зимнюю Олимпиаду, «Крещенские забавы. В спортивных соревнованиях участвуют дети старшего дошкольного возраста и наши бывшие выпускники - первоклассники. Опыт показывает, что наши дети ничем не уступают в физическом развитии школьникам, и зачастую они становятся победителями этих соревнований. А веселым элементом праздника становятся такие сказочные герои как: Баба - Яга, лешие, разбойники, Дед Мороз и Снегурочка, Снеговик, Метель, Вьюга, Простуда и др. Спортивные праздники, проводимые в летнюю пору, давно зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Вынесенные из помещения на естественные природные ландшафты подобные мероприятия неизменно оказывают положительное воздействие на воспитание у детей интереса к разумно оформленной двигательной активности. Дети с увлечением занимаются новыми для них видами спорта, принимают участие в коллективных соревнованиях, когда их двигательная подготовленность должна найти свое проявление в необычных условиях и неожиданных игровых ситуациях. Стало традицией проведение спортивно-патриотической игры «Зарница», которая способствует духовно – нравственному воспитанию детей. Если зимой много внимания уделяла играм, связанным со снегом, то в летних подвижных играх есть своя особенность - все игры и развлечения дети выполняли с использованием воды «Морской круиз». Наибольшие успехи в ней могут быть достигнуты только при условии сотрудничества детского сада и семьи, ведь семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу семьи. Поэтому вовлекала родителей в активный воспитательно-образовательный процесс. Работа заключалась в том, чтобы привить детям интерес к здоровому образу жизни, к движению, к спорту. Физкультурные праздники и развлечения хороши тем, что в игровой, ненавязчивой и очень интересной форме дети получают заряд бодрости, энергии, здоровья.


Библиография
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с
2. Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 46-51. \
3. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. – М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.12 с
6. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987. 197 с
7. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! – Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с 8. Шумилова В.А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с
Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 46-51.

0
Конспект "Золотая осень"
работа
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
01.12.2020

Комментарии

В блогах

Как табак угрожает здоровью легких людей по всему миру

Каждый год 31 мая Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и ее партнеры по всему миру отмечают Всемирный день без табака. Ежегодная кампания...

Статья. Тема: роль родителей и педагогов в воспитании детей

Статья. Тема: роль родителей и педагогов в воспитании детей Закон об образовании РФ, статья 44 определяет права, обязанности и ответственность в...

Конспект режиссерской игры для детей старшего дошкольного возраста: «Мишкин День Рождения»

Цели: • Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры• Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с...

Новое на сайте

Сценарий викторины «Путешествие по сказкам» для детей подготовительной группы и их родителей

Сценарий викторины «Путешествие по сказкам» для детей подготовительной группы и их родителей Цель: активизировать знания детей о сказках и расширить их кругозор; поощрять познавательную активность семьи; способствовать укреплению детско-родительских связей. Задачи: развивать образное мышление и речь детей; воспитывать потребность в...

Конспект НОД по грамоте в подготовительной группе «Путешествие по «Грамоте» с пчелкой Майей»

Конспект НОД по грамоте в подготовительной группе «Путешествие по «Грамоте» с пчелкой Майей» Цели: - Развивать умение детей делить слова на слоги.- Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.- Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать...

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «В гостях у сказки»

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «В гостях у сказки» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год. Задачи: Обучающие: - закрепление характерных признаков времени года, названий месяцев; - закрепление обобщающих предметов; - закрепление...

Медицинские аспекты возникновения логопедической патологии у детей

Медицинские аспекты возникновения логопедической патологии у детей Среди большого количества логопедической патологии у детей дошкольного возраста, выделяется группа медицинский патологий, особое место в которой занимают дети с синдромом ДЦП. Детские церебральные параличи – объединяют группу различных по...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог