РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КРУЖКА ПО ВОКАЛУ «Ассорти» для детей 5 - 7 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КРУЖКА ПО ВОКАЛУ «Ассорти»

для детей 5 - 7 лет

на 2020 - 2021 учебный год

 

Разработчик: музыкальный руководитель

Высшей квалификационной категории

Гречишкина Т.И.

 

 

 

г. Прокопьевск

 2021г

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка ………………………………………………………3

1.1.Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию …………………… …………………………………………….5

1.2.Основные направления образовательной работы вокального кружка «Ассорти»……………………………………………………………………..7

1.3.Целевые ориентиры освоения программы ……………………………….8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей от 6 до 7 лет ……………………………………………………………………… 9

2.2. Формы и приемы обучения пению по реализации основных задач Программы …………………………………………………………………….10

2.3. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата … 13

2.4. Система педагогической диагностики ( мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы……………………………16

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно-тематический план …………………………………………………..18

IV. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И С ПЕДАГОГАМИ………………………………………………………………19

V. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса ………………………………………………………………………21

VI.Литература.................................................................................................22

ПриложениеПерспективный план непосредственно-образовательной деятельности вокального кружка «Ассорти» …………… …………………..23

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 Пояснительная записка Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития.

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье. Данная программа направлена на развитие вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Рабочая программа дополнительного образования (далее – программа) разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013) (далее – ФГОС ДО), основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 101 «Березка»», возрастных особенностей детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет, с учетом :

- Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. 2015г;

Данная программа ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет, составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию, направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева), программы Э.П. Костиной «Камертон»,музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко.

 

 

 

 

1.1. Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию.

Цель: Формирование эстетической культуры дошкольника, развитие певческих навыков.

Задачи:

-Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников.

-Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням и интерес к песням современных авторов.

-Формировать навыки выразительности исполнения вокальных пении, сопереживанию.

-Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников.

Структура программы:

Программа рассчитана на три года. На занятии имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятие в вокальном кружке проводится 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.

Группа

Продолжитель-

ность

Количество в неделю

Количество

в год

Старшая разновозрастная

 группа

30 мин.

2

72

 

1.2.Основные направления образовательной работы вокального кружка «Ассорти»:

-Певческая установка и дыхание.

-Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.

- Звуковедение, дикция.

-Строй и ансамбль.

1.3.Целевые ориентиры освоения программы: Ожидаемые результаты:

-Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.

- Поют естественным голосом, протяжно, чисто интонируют.

-Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения.

-Дети проявляют интерес к вокальному искусству.

-Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл.

- Проявляют активность в песенном творчестве, поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.

 

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Особенности слуха и голоса детей 5-7лет.

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре второй октавы). Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.

2.2.Формы и приемы по реализации задач Программы.

коллективное занятие;

- индивидуальная работа;

- концертные выступления не реже 1 раз в квартал;

- просветительская деятельность;

- участие в творческих конкурсах;

Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

 

 

 

Приемы обучения пению.

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4. Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Средства, необходимые для реализации программы:

1. Технические средства: компьютер, фотоаппарат, интерактивная доска, видеокамера.

2. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.

Структура занятия.

1. Приветствие, распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

2.3. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:

1. Певческая установка.  Петь можно сидя или стоя.

2. Дыхание Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания.

Артикуляционная работа. Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком.

4. Выработка подвижности голосаЭто качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции.

5. Расширение певческого диапазона детейЭтому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата.

6. Развитие чувства метроритма.

7. Выразительность и эмоциональность исполнения

 8.Работа над чистотой интонирования

9.Формирование чувства ансамбля

 10. Формирование сценической культурыПодбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

2.4.Система педагогической диагностики ( мониторинга)достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Обследования детей проводятся 2 раза в год- в сентябре, и в мае .

Таблица освоения планируемых результатов программы

Ф.И. ребенка

Вокальные навыки

Звуковысотный слух

Чувство ритма

Тембровый слух

1.

2.

Пение безсопровождения

Пропевание звука точность и чистота

Выразительность исполнения.дикция

Определять направления движения мелодии

Сколько звуков звучит одновременно

Подбор знакомых мелодий

Узнать знакомю мелодию по ритму

Повторить

 Ритмический

 рисунок мелодии

Движения под музыку (сильная и слабая доли)

Определять высоту регистра:

Низкий

Средний

Высокий

3.

4.

5.

                   
                       

 

Высокий уровень

4 - 5 баллов

в (высокий) - справляется самостоятельно

Средний уровень

2 - 3 балла

с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

Низкий уровень

до 2 баллов

н (низкий) - справляется с помощью педагога

 

0 баллов

Не справился с заданием

 

 

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план:

Программа вокального кружка « Ассорти» по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в МБДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 6 до 7 лет. Состав вокального кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Наполняемость группы на занятиях –до 15 детей.

Режим работы

Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10.

Занятия проводит музыкальный руководитель во второй половине дня, по специально составленному расписанию.

Учебный план состоит из 72 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг: в сентябре: 2 занятия на 3-4 рабочей неделе и в мае: 2 занятия на 71-72 рабочей неделе, и 68 занятий обучающего характера:

Циклограмма работы кружка

Понедельник - четверг

2 половина .дня

16.00 – 16.30

Музыкальный зал

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И С ПЕДАГОГАМИ

Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами

Предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий.

Работа с родителями

Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

1. Консультации по вопросам вокально – эстетического воспитания детей;

2. Домашние задания;

3. Совместные праздники, досуги и развлечения;

4. Информация достижений ( фотографии,,дипломы, грамоты, видео).

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155

2.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.

3.«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией: Вераксы Н. Е., Комаровой Т.С., Васильевой М. А. Москва.:- Мозаика- Синтез, 2015г

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

2. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» (одобрена коллегией Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 01.03.2017 г. №1/7).

3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.

6. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.

7. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.

8. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. Москва.:

Просвещение, 1988.

1. Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г

 

0
Семинар для педагогов ДОУ.
«Я честью этой дорожу»
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.09.2021

В блогах

«Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»

«Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с...

Сценарий Новогоднего утренника в старшей разновозрастной группе «Сказка под Новый год»

Сценарий Новогоднего утренника в старшей разновозрастной группе «Сказка под Новый год»   Действующие лица: Взрослые: Дед Мороз Снегурочка Лиса Волк Дети: Снежинки   (девочки средней подгруппы) Зайчонок – мальчик старшей группы Зайчики  ...

Организация развивающей среды

При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и...

Новое на сайте

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?»

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными», с природными явлениями, наносящими ущерб человеку. Развивающие: развивать умение находить решение в сложных...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При этом в процессе выполнения задания ребята отрабатывают навыки обращения с разными материалами, в том числе...

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники – «Пластилинография» 

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники – «Пластилинография»  Программное содержание: техника пластилинография широко известна. Работы, выполнены с ее применением, очень красивы и интересны. Детям нравится работать с пластилином. В данной работе я использовала принцип...

Сценарий литературно-музыкального занятия «Все это называется блокада»

Сценарий литературно-музыкального занятия «Все это называется блокада» Цель: подведение итогов знаний детей о блокадном Ленинграде.Предварительная работа:– чтение художественных произведений по теме;– прослушивание музыки военных лет и разучивание песен;– чтение и разучивание стихов о блокадном городе;– рассматривание...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог