малыш

воспитатель разновозрастной группы (2-7 лет) ...

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" в разновозрастной группе(группа раннего развития, ст)

Образовательная область «Речевое развитие»(1мл, ст) (Развитие речи и приобщение к художественной литературе)

                      Пояснительная записка

Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития детей уделяется развитию устной речи. Программа по развитию речи содержит следующие блоки: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка

Цель: формирование начальной речевой компетенции.

Задачи:

  • учить детей правильно произносить все звуки русского языка;
  • учить использовать несклоняемые существительные;
  • познакомить с разными способами словообразования;
  • учить составлять простые и сложные предложения; небольшие описательные и творческие рассказы;
  • познакомить с произведениями разных писателей и фольклором;
  • учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выразительно читать стихи;
  • развивать связную речь, словарный запас, фонематический слух, тонкую моторику рук, артикуляционный аппарат, мышление, память, воображение;
  • воспитывать культуру общения, интерес к художественной литературе.

Возрастные особенности детей 5 лет (старшая группа)

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии детей .В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Речь, сопровождает реальные отношения детей. Продолжает совершенствоваться, в том числе ее звуковая сторона . Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством, становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по  картинке, передавая не только главное, но и детали.

Возрастные особенности  детей    2-3-х лет:

1.Быстрый темп развития, требующий своевременных воздействий, необходимой смены условий воспитания;

2.Скачкообразность в развитии основных функций;

3. Быстрое установление связей с окружающим миром и медленное закрепление реакций, требующее повторов в обучении;

4.Неравномерность созревания структур и функций мозга, способностей, умений, навыков, контроль за развитием ведущих линий;

5. Высокая ранимость, лабильность нервной системы, охрана нервной системы ребёнка;

6. Взаимосвязь состояния физического здоровья, психического развития и поведения ребёнка;

7. Большая пластичность мозга, лёгкая обучаемость, высокие сенсомоторные потребности ребёнка.

По окончании обучения дети овладеют следующими речевыми компетенциями:

будут знать(соответственно возрасту):

разные способы словообразования;

несколько стихов наизусть.

Будут уметь:

правильно произносить все звуки русского языка;

использовать в речи несклоняемые существительные;

употреблять простые и сложные предложения;

составлять небольшие описательные и творческие рассказы.

У обучающихся будут развиты соответственно возрасту:

связная речь;

словарный запас;

фонематический слух;

тонкая моторика рук;

артикуляционный аппарат;

мышление;

память;

воображение.

Будут воспитаны:

культура общения;

Приобщение к художественной литературе

Пояснительная записка

Организация  работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову предполагает:

ежедневное чтение детям вслух , что является обязательным и рассматривается как традиция. 

В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.

 Разработка на основе произведений художественной литературы детско – родительских проектов с включением различных видов деятельности, создание целостных продуктов в виде книг – самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, праздников и др.

Цель: Формирование интереса и потребности к чтению (восприятии книг)

Задачи:

  • Вызвать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитание чувств и переживаний
  • Приобщение к словесному искусству, в т.ч. развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
  • Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте.

По окончании  обучения дети :

будут знать (соответственно возрасту)

2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки;

называть жанр произведения;

драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения;

называть любимого детского автора, любимые сказки и рассказы;

Будут уметь:

составлять небольшие описательные и творческие рассказы.

У обучающихся будут развиты соответственно возрасту:

связная речь, словарный запас;

мышление, память;

Будут воспитаны:

интерес к художественной литературе.                                                                                                                                                                          

Содержание  работы с семьей:

  • развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги.
  • демонстрировать ценность и уместность как делового так и эмоционального общения.
  • доказывать родителям ценность домашнего чтения;
  • поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
  • поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
  • привлекать родителей к активным формам совместной  с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.

 

Календарно-тематическое планирование

     
 

Тема

ОНОД

 Программное содержание
     
Сентябрь    
1 Л. Толстой «Лев и собачка». Ст. Учить чувствовать и понимать характер образов литературного произведения, понимать смысл пословиц, развивать мышление. память. воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания.                                                Мл. Учить слушать произведение, не мешая другим детям, развивать мышление, воспитывать доброту.
2 «Детский сад». Беседа. Учить рассказывать о жизни в детском саду, развивать логическое мышление, воспитывать уважение к сотрудникам , стремление дружить с воспитанниками, заботиться о малышах.
3. Любимые стихи, рассказы, сказки. М. Исаковский «Поезжай за моря океаны».             Ст. Познакомить с новым стихотворением, закрепить знание стихов, заученных в средней группе, развивать память, воспитывать//любовь к поэзии.   Мл. Учить слушать и воспринимать стихотворение, развивать память, мышление, воспитывать любовь к родному краю.
3 Заучивание «Поспевает брусника..» Ст. Учить .выразительно .читать стихотворение ,.развивать поэтический слух, формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, закреплять умение образовывать разные формы глаголов.                               Мл. Учить запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, воспитывать любовь к русской поэзии.
  Октябрь         1. Исаковский «Поезжай за моря- океаны».(заучивание).                                                                              .Ст. Учить запоминать стихотворение, развивать память, воспитывать любовь к родному..краю. ,                                                           Мл. Учить отвечать на вопросы по содержанию стихов, развивать мышление, воспитывать чувство гордости за свою Родину.
2. Русская народная сказка «Листопадничек» (рассказывание).

Ст. Учить воспринимать образное содержание сказки, выделять в тексте образные выражения,  закреплять знание жанровых особенностей сказки, воспитывать любовь к русским народным сказкам.                                                                            Мл. Учить внимательно слушать и понимать содержание сказки, развивать память , мышление, воображение, воспитывать любовь к сказкам.

3. Е. Благинина «Посидим в тишине».

Ст. помочь детям запомнить стихотворение, побуждать читать спокойным голосом, передавая интонации удивления, вопроса, развивать интерес к поэзии, воспитывать любовь и уважение к близким людям.                         Мл. Учить внимательно слушать стихотворение, развивать мышление, воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей.

     
4.

Р.Н.С.

«Царевна-лягушка»

рассказывание

 Ст.Учить воспринимать образное содержание сказки; выделять в тексте образные выражения, закреплять знание жанровых особенностей сказки.                                 Мл. Продолжать учить детей внимательно слушать и воспринимать содержание сказки, развивать память, мышление, воспитывать любовь к сказкам, желание их слушать и рассказывать.
5. Викторина по русским народным сказкам.  
Ноябрь    
1. А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» (главы) Ст. Учить понимать характеры сказочных героев; подбирать образные определения к словам; чувствовать юмористическое содержание произведения.,.развивать чувство..юмора.                                                                  Мл. Учить понимать содержание сказки, развивать сообразительность, воспитывать чувство юмора.
     
2. И. Суриков «Вот моя деревня» (заучивание) Песни и потешки о природе. Ст. Учить..внимательно слушать, высказывать.своё.отношение..к содержанию,закрепить знание потешек и народных песенок о природе.                                                                                                            Мл.  познакомить с новым стих. о деревенской природе, развивать внимание, память, воспитывать любовь к поэзии о природе родного края.
3.

Р.Н.С.

«Заяц хвастун»

чтение

Ст. Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями сказки.                         Мл. Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, развивать память, мышление, воображение. воспитывать любовь к рнс.
4.

Н.Носов

«Живая шляпа»

(чтение)

Ст. Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа. Мл. Продолжать  учить детей внимательно слушать и понимать юмористические произведения, развивать мышление, чувство юмора, воспитывать любовь к рассказам Н. Носова.
  Декабрь  
1.

С. Маршак

«Тает месяц молодой»

(заучивание)

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака,.помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой», развивать память, воспитывать любовь к поэзии.                                              Мл. Учить внимательно слушать стихи, развивать память , мышление, воспитывать интерес к напевности поэтической речи.
2.

П. Бажов

«Серебряное копытце»(рассказывание).

     Ст.   Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце», учить передавать отдельные эпизоды в лицах, помочь понять мотивы поступков героев, уточнить понятие о жанровых особенностях сказки.   Мл.Учить слушать сказку, не мешать другим детям, принимать участие в обсуждении, развивать мышление, воспитывать интерес к сказкам.
3. Новогодний калейдоскоп стихотворений.

Заучивание новогодних стихотворений, выразительное

чтение.

4.

С. Георгиев «Я спас Дед Мороза»

чтение

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка, развивать память, учить отвечать на вопросы словами из текста, воспитывать интерес.к.поэзии. Мл..Продолжать учить внимательно слушать произведение, развивать мышление, сообразительность, воспитывать интерес к книгам.
  Январь  
1.

М. Яснов

«Мирная считалка» (заучивание)

Повторение стихов о зиме.

Ст. Помочь запомнить стихотворение. Вспомнить знакомые стихи о зиме. Предложить выразительно прочитать их. Мл. Продолжать учить слушать и понимать стихи, развивать интерес к поэзии, воспитывать чувство любви к русской зимней природе.
2. Чтение .С. Есенин «Берёза». Ст. Познакомить детей с новым стихотворением о красоте зимней природы, развивать интерес к поэтическому жанру, воспитывать любовь к русской природе.  Мл. Учить слушать стихи о природе, вызвать чувство радости от красоты зимней природы, воспитывать любознательность.
3. «Три золотых волоска Деда Всеведа», из сборника сказок К. Я. Эрбена(чтение)

Ст. Учить внимательно слушать произведение,. отвечать на вопросы, развивать мышление, воспитывать интерес к новым..сказкам.                                                                                   Мл.Учить принимать участие в беседе, отвечать на вопросы, развивать сообразительность, воспитывать интерес к сказочным персонажам.

Февраль    
     
1. А.Гайдар «Чук и Гек» (главы, чтение) Ст.Закрепить знание об особенностях произаического..произведения,..учить понимать мотивы поступков героев; высказывать свое отношение к ним.                       Мл. Учить слушать и понимать содержание произведения, развивать мышление, умение отвечать на вопросы, воспитывать желание быть смелыми. честными.
2. Чтение рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода» Ст. Познакомить детей с произведение о защитниках Родины в годы войны, развивать мышление, воображение,    воспитывать уважение к ветеранам войны. Мл. Учить понимать произведение о войне, развивать мышление, воображение, воспитывать уважение и сочувствие ветеранам войны.
3.

В. Драгунский «Друг детства»

чтение

Ст. Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», развивать  мышление, активную речь,   помочь им оценить поступок мальчика.Мл. учить слушать и понимать содержание произведения, развивать речь, воспитывать любовь к чтению.
4.

О. Чусовитина

«Стихи про маму»(заучивание)

Ст. Учить. выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений, воспитывать любовь к маме Мл. Учить понимать смысл стихотворения, развивать  интерес к поэзии, воспитывать любовь к маме.
  Март  
1. Ненецкая сказка «Кукушка» Ст. Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, воспитывать уважение к маме.  Мл. продолжать учить понимать содержание прочитанного, развивать память, мышление, речь, воспитывать чувство уважения и стремление слушаться маму.
2. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» заучивание отрывка. Ст. Продолжать знакомить со стихами отечественных поэтов, помогать читать стихи выразительно, развивать память, выразительность речи, воспитывать интерес к..русской..поэзии.                                                   Мл. Учить слушать стихи о временах года, развивать интерес к поэзии, воспитывать любовь к стихам .
3. Чтение песенки «Ласточка- ласточка..», «Дождик- дождик веселей». «Грачи- киричи». Ст. Продолжать знакомить с устным народным творчеством, развивать интерес к русским народным песенкам, потешкам, воспитывать любовь к устному народному творчеству.                                                                   Мл. Учить понимать народные песенки, потешки,  радоваться их содержанию, воспитывать интерес к устному народному творчеству.
4. Устное народное творчество.

Обобщать представление о жанрах устного народного творчества, вспомнить знакомые сказки, загадки, песенки, пословицы, потешки.

Апрель    
     
1. Чтение стихотворения                           Г. Ладонщикова «Весна» Ст. Учить слушать стихи, определять о каком времени года в них говорится, развивать память, мышление, воспитывать познавательный..интерес.                                             Мл. Учить слушать стихи о весне..развивать интерес к стихам о природе, любовь к поэзии.
2. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» Ст. Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе, желание слушать стихи о весне, запоминать их,  вызвать радостные эмоции от прихода  весны.                                                                         Мл. Приучать детей слушать стихи, не мешая другим детям, развивать память, мышление. воспитывать интерес к стихам о весне.
3. Чтение произведения               Н. Лешкевича «Светофор».          

Ст. Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения, закреплять элементарные правила дорожного движения, воспитывать интерес к рассказам Н..Лешкевича.                                                                  Мл. Повторить эл. правила дорожного движения, развивать мышление, сообразительность, воспитывать интерес к рассказам.

4. Чтение стихотворения «Мир». Ст. Развивать интерес к познавательной литературе, продолжать учить отвечать на вопросы словами из текста, воспитывать желание жить в мире со всеми людьми на земле.                                                                                  Мл. Познакомить с новым стихотворением, развивать мышление, воспитывать интерес к стихам.
5. Чтение А.  Барто  «На заставе»

Ст. Помогать понять мотивы произведения, побуждать рассказывать о своём отношении к поступкам героев, развивать мышление. сообразительность, воспитывать чувство гордости за наших защитников.                              Мл. Помочь детям понять содержание произведения, развивать память, мышление. воспитывать уважение к защитникам наших границ.

Май    
1. Сказка Р. Киплинга «Слонёнок»(чтение).

Ст. Учить осмысливать содержание сказки, оценивать поступки литературных героев, развивать умения с помощью мимики, жестов и  интонации создавать выразительные..образы.                                                   Мл. Учить слушать сказки, понимать их содержание, развивать умение отвечать на вопросы с помощью воспитателя, воспитывать интерес к сказкам.

2. А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный..»( отрывок из поэмы «Руслан и Людмил а»).

Ст. Учить запоминать стихотворение, побуждать читать, передавая интонацию удивления, восхищения, познакомить с выразительными средствами – иллюстрацией В. Конашевича., воспитывать любовь..к..русской..поэзии.                                                       Мл. Продолжать учить детей внимательно слушать произведения русских поэтов, развивать интерес к ним, воспитывать любовь к поэзии.

     
3. Чтение отрывка из произведения К. Паустовского «Кот –ворюга» Развивать речь, логическое образное мышление воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным.
1
«Зимние Олимпийские игры». Спортивное развлечение ...
Статья: Воспитание патриотической позиции детей до...
 

Комментарии 1

Хорошая статья!

Хорошая статья!
Гость
04.08.2020

В блогах

Педагогическое общение как форма взаимодействия педагога дошкольного учреждения с воспитанниками

В статье рассматривается сущность педагогического общения в контексте формирования и развития детей дошкольного возраста. Профессия педагога – одна из древнейших и...

Индивидуальный план по самообразованию музыкального руководителя Залялеевой Гульнур Ринатовны на 2012 - 2014…

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                «Детский сад комбинированного вида № 39 «Аленка» пгт. Васильево                                           Зеленодольского...

«Волшебное семечко». Интегрированное занятие в средней группе

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование основ экологического воспитания, «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественная литература», «Музыка». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская...

Новое на сайте

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества; создание праздничного настроения у детей и взрослых. Задачи: 1. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. 2. Формировать...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. – Беседы, экскурсии к дороге, изготовление светофора из бросового материала, рассматривание дорожных знаков. Материал. – Дорожные знаки...

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки»

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки» Герои: Хозяюшка, внук, Коза, козленок, Курица, 2 цыпленка. Гости в зале, детей нет. Звучит музыка «Утро в деревне» или «Петушок, погромче пой». Выходит Хозяюшка. Хозяюшка: (поет) Утром только зорька над землей встает, Звонко...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог