Я - ВОСПИТАТЕЛЬ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ «КЛУБ «РОДИТЕЛЬСКИЕ ВЕЧЕРА»

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителем является пер­вым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые переда­ются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возни­ кают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность обще­ства определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально - экономи­ческими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с кото­рыми приходится сталкиваться современным родите­лям. Вместе с тем проводящаяся демократизация общественных институтов не могла не коснуться и семейных отношений.

Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится, что родители являются первыми педагогами. Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Традиционно, помощь семье ока­зывается в рамках индивидуальной консультации. Новые условия требуют новых подхо­дов и методов работы с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, ча­сто более эффективной, чем индивидуальное консуль­тирование.

Социально-экономические условия, изменение ценностных ориентаций оказывают значительное влияние на динамику отношений между родителями и детьми, происходит уменьшение воспитательных ресурсов родителей, в частности, снижение количества и качества речевого обращения, изменение родительских установок. Как показывают данные исследований, нынешние родители не придают большого значения переживаниям и ощущениям ребенка. Они озабочены развитием интеллекта, умственных способностей, познавательной сферы личности. Также нарастает пассивность родителей. Недостатки в развитии детей и проблемы с их поведением родители склонны объяснять внешними факторами, независимыми от них причинами, а не в особенностях взаимоотношений внутри семьи. Этим можно объяснить и низкую эффективность просветительских психологических мероприятий, результативность консультационной работы.

Для повышения активности родителей требуются нетрадиционные методы работы, вызывающие интерес, приглашающие к взаимодействию, повышающие мотивацию родителей к изменениям в отношениях с ребенком можно, позволяющие им увидеть наглядную картину внутрисемейных отношений.

1.2.Актуальность программы:

В этой связи изменяется и позиция детского сада в работе с семьей.

На современном этапе требуются иные взаимоотношения семьи и ОУ, которые должны определяться сотрудничеством и доверительностью.

Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и педагога. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого специалисты образовательного учреждения используют различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах и т. д.) Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба - групповые формы работы с родителями.

Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Клуб – наиболее подходящая для этого групповая форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста мы в нашей группе организовали семейный клуб «Родительские вечера».

Благодаря клубной форме роботы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

Цель:

Основной целью программы является повышение педагогической компетентности родителей, помощь семье в поиске ответов на интересующие их вопросы в воспитании детей, привлечение к активному сотрудничеству в плане единых подходов к формированию личности ребенка.

Задачи:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;

Создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, поддер­живать уверенность в собственных педагогических возможностях.

1.3.Планируемые результаты:

Появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.

Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах.

Сохранение семейных ценностей и традиций.

Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам и специалистам ДОУ.

Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Направленность программы:

Основная деятельность семейного клуба «Родительские вечера»

Основными направлениями являются:

Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);

Организационно-педагогическое Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досугах, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ.

2.2. Новизна и педагогическая целесообразность программы:

 Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется всестороннее развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых –родителей, педагогов.

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных

человечеством за всю историю своего существования. Современная наука единодушна в признании приоритета семейного воспитания. Мир и хорошие взаимоотношения в семье – наиболее живительная почва для развития личности ребёнка. Однако доказано, что семейное воспитание не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности современного ребёнка. Эффективность возрастает, если оно дополняется системой дошкольных учреждений, при условии сотрудничества и взаимодействия. Становление любых межличностных отношений проходит этап взаимного познания партнерами друг друга. В процессе взаимопонимания происходит постепенное приближение к потребностям и трудностям друг друга. Чем доступнее, понятнее друг для друга становятся педагог и родители, тем меньше настороженности, напряженности в их отношениях. Эмоциональное переживание в период общения, как момент сопереживания внутреннему миру другого и открытия самого себя через общение – цель, к которой мы стремимся в работе с родителями.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы родительского клуба «Родительские вечера».

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности.

Взаимоотношения родителей и педагогов должны строиться на основе просвещения родителей, которое можно осуществлять через родительские клубы.

Родительские клубы – это объединения по интересам, понимание одной проблемы. Неформальная обстановка клуба, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, практические занятия, интерактивные игры – всё это делает работу клуба полезной и необходимой.

 

2.3. Отличительные особенности программы:

Отличительной чертой данной программы является характер проведения встреч (проведение родительских групп). Встречи включают в себя консультации, беседы с родителями, просмотр мультимедийных презентаций, практические занятия.

Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие родителей и детей в различных формах деятельности клуба «Родительские вечера», а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе клуба. В соответствии с ФГОС реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

2.4. Структура программы клуба «Родительские вечера»

Программа клуба «Родительские вечера» основана на книге “Тренинг взаимодействия родителей с детьми” И.М.Марковской (СПб., Речь, 2000), и дополнена новыми темами, которые были выявлены в ходе анкетирования и интересны родителям. В ход встреч включены игры, проблемные ситуации, приемы вовлечения родителей в диалог, отработка практических методов взаимодействия, игровое моделирование способов поведения и общения, применяются методы социоигровой педагогики.

Проведение встреч в клубе (проведение родительских групп) в значительной сте­пени опирается на ряд общих принципов организации их работы.

Принцип «первичного кодекса группы», включает в себя три основных постулата:

1) предмет дискуссии — дети и способы вза­имодействия с ними родителей;

2) все члены группы имеют право на свобод­ное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;

3) ведущий не является абсолютным автори­тетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

Встречи в клубе – то такая форма взаимодействия, при которой осуществляется взаимное воз­действие друг на друга, в т.ч.:

  • формирование способности вставать на позиции другого;
  • отсутствие оценок, полное принятие, ува­жение и доверие;
  • формирование сходных установок относительно одной и той же ситуации;
  • особая эмоциональная окраска общения, ис­кренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств;
  • способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Данная программа предполагает встречи (мероприятия) с родителями (законными представителями), а некоторые совместно с детьми, в течение 9 месяцев с периодичностью 1 раз в месяц. Каждая встреча рассчитана на 1 – 1.5 часа (всего 9 мероприятий). В группу может входить от 7 до 17 человек. Формирование групп происходит на добровольной основе. Как правило, в группу входят родители (законные представители) группы - старшей группы №9 «Дюймовочка». На встрече (мероприятии) клуба могут присутствовать один или сразу двое родителей (законных представителей), иногда они могут меняться (по очереди присутствовать на встречах клуба). Это могут быть и близкие родственники (старшая сестра, бабушка), но обязательно те, кто непосредственно занимаются воспитанием ребенка и имеют к нему прямое отношение. Информация об очередной встрече в клубе «Родительские вечера», приглашение на встречу передается родителям в закрытой группе «Дюймовочка», в соц. сети ВК., информация размещается в уголке для родителей «Для вас, родители!».

Краткий рассказ о целях, задачах и режиме встречи в группе позволяет избежать недостаточной наполняемости группы родителями (законными представителями) из-за низкой мотивации или недостаточной информированности.

Структурно-функциональная модель программы мероприятий клуба «Родительские вечера» представляет собой алгоритм деятельности педагогов группы «Дюймовочка, (а так же, привлекаемых к встрече педагогов дополнительного образования) в установлении партнерских взаимоотношений с семьей, родителей (законных представителей) с детьми и включает три этапа: информационно-аналитический, содержательно-практический и контрольно-оценочный.

Информационно - аналитический этап предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением. На этом этапе используются следующие методы: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, комплексное диагностическое обследование.

Содержательно - практический этап предусматривает проведение мероприятий, направленных на решение основных задач по установлению сотрудничества с семьями для повышения мотивации родителей к изменениям в отношениях с ребенком, с дошкольным учреждением. На втором этапе были выделены два взаимосвязанных направления работы:

– повышение уровня педагогической культуры родителей;

– практическое обучение родителей новым навыкам взаимодействия с ребенком.

Особое значение приобретает реализация направления, предусматривающего повышение уровня педагогической культуры родителей, так как специалисты отмечают усиление чувствительности ребенка к разным воздействиям взрослого. Все это побуждает к внимательному отношению со стороны педагогов и родителей и оказанию ребенку поддержки в семье и за ее пределами, в образовательных учреждениях.

Актуальная задача по поддержке компетентности родителей - практически показать, как можно выйти за пределы своих стереотипов на новые действия, переживания и мысли, рождающие искреннее и живое общение с ребенком в семье. В данном случае применяются практические методы общения, игровое моделирование способов поведения, методы социоигровой педагогики - построение элемента встречи на принципе игры.

Контрольно - оценочный этап предполагает анализ эффективности мероприятий программы. С этой целью используются: опрос, оценочные листы, экспресс-диагностика и другие методы.

2.5. Формы работы семейного клуба «Родительские вечера»

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее оптимальными формами мероприятий в нашем клубе считаются:

  • психолого-педагогические консультации с узкими специалистами;
  • мастер-классы и творческие мастерские;
  • практикумы (освоение конкретных методических приёмов, к примеру, приемы мнемотехники в развитии речи );
  • тренинги и решение педагогических ситуаций (обычно на психологические темы, например, «Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребёнком»);
  • обмен опытом (доклады из первых уст об успехе в решении какой-либо психолого-педагогической проблемы);
  • проведение совместных праздников (спортивных, развлечений).

2.6. Программа работы клуба «Родительские вечера»

Тематика работы клуба планируется и предлагается педагогами группы. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного мероприятия педагоги анализируют запросы и корректируют тему в зависимости от волнующих вопросов.

2..7. Тематика мероприятий клуба «Родительские вечера»

Примерный перечень:

  • «Мы рады вам!» Знакомство с клубом «Родительские встречи»
  •  «Что такое мнемотехника? Развиваем речь»;
  •  «Художественно-эстетическое развитие личности ребенка в современных условиях» Творческая мастерская (мастер – класс) «Подарок маме »;
  • «Волшебство театра»;
  • «Снежная сказка» совместная акция (участие в построении снежного городка);
  • «Режим дня и физкультура – незаменимые помощники родителей»;
  • «Весенний КВН» развлечение к 8 марта;
  • «Культурный досуг» - совместное посещение детской библиотеки, музея.
  • «Возрастные кризисы»;
  • «Ребенок и книга »;
  • «Ребенок в стране математики»;

Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей.

Календарно – тематическое планирование работы клуба «Родительские вечера» в Приложении1.

2.8. Структура мероприятия клуба «Родительские вечера»

Структура отдельного мероприятия не жесткая. Она определяется составом группы (только родители, родители вместе с детьми), целями и темой заседания.

Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

Приветствие

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Основной этап

На этом этапе идёт разработка темы в двух направлениях.

- Теоретический аспект

Представляется педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 15 минут.

- Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:

  • дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников встречи);
  • психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением детей);
  • детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности).

 Обычно, чтобы поддерживать интерес у участников, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

Практика занимает до 45 минут.

 Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения Для релаксации достаточно 5 минут.

 Заключительный этап

Обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

- письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);

- устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на встрече).

Заключительный этап длится около 15 минут.

Таким образом, активное использование разнообразных, прежде всего, нетрадиционных форм работы с родителями позволяет успешно решать задачи повышения педагогической компетентности в вопросах воспитания, содействует отработке навыков взаимодействия родителей и детей, создает условия для расширения возможностей их взаимопонимания, а также способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. Активное участие родителей в мероприятиях данной программы и жизни детского сада в целом не только повышает эффективность сотрудничества в воспитательно-образовательном процессе, но и повышает статус дошкольного учреждения в глазах родителей.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Программно–методическое обеспечение

1. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь,

2005. — 150с, илл.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (разработано в соответствии с ФГОС)(Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2014) в соответствии с ФГОС ДО

3. Методический комплект программы «Детство»:

- Образовательная область «Познавательное развитие»

(Авторы: Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А., Березина Т.А., Никонова Методический комплект программы "Детство")

- Образовательная область «Физическое развитие» ( Грядкина Т.С. Методический комплект программы "Детство")

- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (Бабаева Т.И., Березина Т.А. Серия: ФГОС. Методический комплект программы "Детство")

- Образовательная область «Речевое развитие» (Автор: Сомкова О.Н. Методический комплект программы "Детство")

- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (Гогоберидзе А.Г., Акулова О., Вербенец А. Серия: ФГОС. Методический комплект программы "Детство")

4. Основой к структуре разработки рабочей программы являются

  • Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И.Бабаева);
  • Требований СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.2012г. № 273-ФЗ;
  • Приказа Минобрнауки России от 27.10.2011г. № 2562 «Об утвержденитипового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3.2 Материально – технические условия.

Материально – техническая база МБДОУ детский сад №32 «Родничок» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования.

0
Рабочая программа кружка по театрализованной деяте...
Сценарий новогоднего утренника в подготовительной ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.11.2022

В блогах

«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чусовитинский детский сад №23 «Колокольчик» «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...

Праздник "День знаний"

Снова осень пришла в города и села, Ну, а мы собрались в садике веселом, Чтобы вместе играть, петь и веселиться, Много нового узнать...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе.      «Сравнение двух групп  предметов»   Цель: 1.Закреплять представление о том, что результата счета...

Новое на сайте

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты»

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе молока, о разнообразии молочных продуктов, познакомить с процессом как молоко приходит к нам на стол. Задачи: Обучающие: -...

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин» Дети с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых увлекательных занятий. В связи с появлением новых материалов для лепки, появляются и различные техники выполнения работ...

Конспект НОД «Новогодний календарь»

Конспект НОД «Новогодний календарь» Цель: Развитие основных физических качеств в двигательно – игровой деятельности. Задачи: Упражнять в выполнении основных движений через игровые задания. Развивать внимание, быстроту, ловкость, координационные способности, творческое воображение. Воспитывать умение дружно, сообща действовать в коллективе, выполнять правила игры. Оборудование:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в…

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий» Задачи: Образовательные: Расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую Развивающие: Развивать...