Рабочая программа по познавательному развитию (ФЭМП) в 1, 2 младшая группа

Сухотинский филиал дошкольное отделение МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа Образовательная область познавательное развитие (ФЭМП)

(1 младшая, 2 младшая группы)

Составила воспитатель: Перикова О.В.

Сухотинка 2018

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста.

Цель программы: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Задачи:

 Развивающие: развитие познавательного интереса, внимания, памяти; развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных

предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

Образовательные: продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета,

гладить их и т. д.). Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.).

Воспитательные:  воспитывать умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности.

Возрастные особенности детей (2-3 лет) первая младшая группа

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Количество

  • Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
  • Учить различать количество предметов (один — много).

Величина

  • Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма

  • Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве

  • Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
  • Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
  • Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Срок реализации программы

Данная программа разработана сроком на один учебный год (2018 – 2019)

        

Целевые ориентиры освоения программы

  • 2 года - ориентируется в 2-3 контрастных величинах предметов; подбирает по образцу взрослого 3 контрастных цвета; методом проб и ошибок пытается разрешить проблемную ситуацию;
  • 3 года - имеет представление о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), 8 цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный)
  • С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.
  • Различает один и много предметов.
  • Различает большие и маленькие предметы, называет их размер.
  • Узнает шар и куб.

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

 

Количество образовательных

ситуаций в неделю

Длительность образовательной

ситуации

Форма организации образовательного процесса

           36

     1 раз в неделю

10 минут

групповая

Тематический план

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

Объем учебной нагрузки (часы)

Количество

12

Величина

8

Форма

10

Ориентировка в пространстве

6

                         

Итого:

36

Календарно-тематическое планирование

Вид деятельности

                                    Тема и цели детско-взрослой деятельности

             1 неделя

           2 неделя

          3 неделя

          4 неделя

           1

                    2

                 3

                 4

               5

                                                                                 Сентябрь

ФЭМП

Цель: развитие предметных действий

Цель: развитие предметных действий

Цель: развитие предметных действий

Цель: развитие предметных действий

                                                                                 Октябрь

 

Цель: формирование  умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик; формирование  умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить.

Цель: формирование  умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик; формирование  умения производить действия с предметами: обводить форму ладошкой, катать, ставить.

Цель: формирование  умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик; формирование  умения выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки.

Цель: формирование  умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик; формировать умение сооружать простейшие постройки

                                                                                         Ноябрь

 

Цель: формирование  умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик; совершенствование предметных действий

Цель: развитие умения различать предметы  контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький

Цель: развитие умения различать предметы  контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький; совершенствование предметных действий

Цель: развитие умения различать предметы  контрастные по  величине кубики и называть их: большие кубики, маленькие кубики; формировать умение сооружать простые постройки

                                                                                      Декабрь

 

Цель: развитие умения различать предметы  контрастные по  величине шарики и называть их: большой шарик, маленький шарик; совершенствование предметных действий

Цель: развитие умения различать контрастные по величине кубики и шарики; формирование умения группировать предметы по величине

Цель: развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много – один

Цель: развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много – один

                                                                                         Январь

 

Цель: развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много – много; формирование умения употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе

Цель: развивать умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький; развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много – один, один –много

Цель: развивать умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький; развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много – много

Цель: развитие  умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству: много – мало, мало – много

                                                                                          Февраль

 

Цель: формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик; развитие умения различать количество предметов: один – много; развитие предметных действий

Цель: формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик; развитие умения различать количество предметов: много – много

Цель: развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много – много; развитие предметных действий

Цель: развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать словами: много – один, один – много, много – много

                                                                                             Март

 

Цель: развитие умения различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в группы по количеству и обозначать в речи: большой, маленький, кубик,  шарик, много – много; формирование умения производить простейшие группировки предметов по форме и величине

Цель: формирование умения различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много – мало; формировать умение сооружать простые постройки

Цель: формирование умения различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много – много; формировать умение сооружать простые постройки

Цель: формирование умения различать предметы по форме (кубик, шарик) и цвету; развитие умения различать и показывать части своего тела; формирование умение сооружать простые постройки

                                                                                                Апрель

 

Цель: формирование умения различать предметы по величине и цвету; развитие предметных действий

Цель: развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположении конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут)

Цель: развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много – один , один – много, много – мало, много – много; развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении

Цель: развитие умения различать количество предметов (много – один), использовать в речи существительные во множественном и единственном числе; развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении

                                                                                    Май

 

Цель: развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много – один, один – много, много – мало, много – много; развитие предметных действий

Цель: формирование умения различать предметы по величине и обозначать их словами: большой, маленький; развитие предметных действий

Цель: развитие умения различать количество предметов (много – один), использовать в речи существительные во множественном и единственном числе; развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении

Цель: формирование умения различать предметы по величине и цвету; развитие предметных действий

Работа с родителями на 2018-2019 год

Месяц

Форма работы

 

сентябрь

Консультация «Зачем детям математика»

октябрь

Анкетирование по ФЭМП

ноябрь

Помощь родителей в изготовлении д/и по математике своими руками

декабрь

Родительское собрание на тему «Дидактические игры по математике с малышами»

январь

Консультация для родителей «Правое и левое. Как научить

ребенка не путать стороны»

февраль

Оформить папку – передвижку «Занимательная математика»

       март

Выставка работ на тему «Занимательные формы»

      апрель

Консультация для родителей «Изучаем математику дома»

       май

Подведение итогов

 ЛИТЕРАТУРА:

1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. 

2.И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» вторая группа раннего возраста   - М.: Мозаика – Синтез, 2016. 

3.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

4.Сербина Е.В. «Математика для малышей»

5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,    М.А.Васильевой.

6.Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

7. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»  вторая группа раннего возраста   под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015

0
Дидактические игры и упражнения природоведческого ...
Программа по самообразованию «Приобщение детей ст...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
04.08.2021

В блогах

Дидактическая игра "Времена года"

Sample Image

Дидактическая игра «Времена года» Цель: расширять представления детей о временах года (зима, весна, лето, осень), сезонных явлениях. Развивать устную речь, наблюдательность, внимание...

Методы закаливания (в детском саду)

Методы закаливания (в детском саду) Обширное умывание     Настоящий метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.      Обтирание производится смоченной...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе событий Великой Отечественной войны» творческое название …

Проект «Знать – значит помнить!» Актуальность Патриотическое воспитание подрастающего поколения  одна из самых приоритетных задач нашего времени.  В специализированной государственной программе «Патриотическое...

Новое на сайте

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы оказывают прямое влияние на создание семейной структуры, что, в...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад»

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад» (Возраст детей: 3-4 года) Цель: Создание условий для разучивания стихотворения «Листопад» В. Мировича. Задачи: 1. Побуждать детей выразительно рассказывать наизусть стихотворение. 2. Пополнять словарный запас глаголами (шуршат...

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. Экологическое образование дошкольников по ФГОС – это непрерывный...

Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада

Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада Действующие лица Взрослые: Ведущая, Огородное Пугало. Дети: морковь, чеснок, свекла, огурец, капуста, помидор, Почтальон Печкин. Репертуар: Песенно-хореографическая композиция «К нам гости пришли» Песня «Сарафан надела осень» Сценка «Почтальон Печкин» Сценка «Спор овощей» Загадки от Пугало Игра...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог