Рабочая программа по краеведению для воспитанников 6-7 лет

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УМКА»

Принято педсоветом «Утверждаю» Заведующий МБДОУ

Протокол от 09.09.2019 №1 _________ О.В. Кольцова

Приказ от 10.09.2019 № 211

Рабочая программа по краеведению для детей 6-7 лет

Город Тамбов

2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Становление гражданина великой страны начинается с любви и бережного отношения к семье, родному дому, родному краю. Знание родной природы, истории, культуры своего народа, своё место и место своих детей в окружающем мире необходимо каждому человеку.

Программа по краеведению разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД»УМКА»

Программа по краеведению направлена на развитие нравственно-патриотических чувств, основ экологической культуры, социальных отношений дошкольников. Краеведение способствует проявлению лучших качеств ребёнка: доброты, отзывчивости, милосердия, стремление делать что-то хорошее для других.

Переосмысление нравственных ценностей, патриотических чувств в современном обществе, изменение климатических условий, нарушение экологических систем заставляет задуматься об актуальности изучения истории и культуры Тамбовского края, использования современных форм и методов познания окружающего мира дошкольниками. Проблема сохранения культурно-исторических традиций русского народа находит отражение в построении образовательного процесса.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.

Новизна программы заключается в том, что задачи формирования нравственно-патриотических чувств, экологического образования реализуются через краеведческий материал, в программное содержание входят темы географического, исторического краеведения, духовного наследия, литературного, художественного, музыкального. театрального краеведения, развития народных промыслов, героического наследия. Участниками образовательного процесса являются и взрослые, и дети. В образовательном процессе используются различные виды детской деятельности и культурных практик.

Отличительной особенностью данной программы является участие семей воспитанников в познавательно-исследовательской деятельности, насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, освоение детьми различных культурных практик.

Принципы построения программы:

  • принцип историзма (сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего). Дети не могут представить историческую картину времени, удалённость тех или иных событий,
  • принцип единства эмоций, действий, интеллекта (всё, что ребёнок получает в ходе проведения образовательной деятельности должно быть «пропущено через сердце, руки, голову», т.е. ребёнок должен запомнить это на всю жизнь),
  • принцип ориентирования на общечеловеческие понятия (ребёнок, как полноценный партнёр, гражданин),
  • принцип самореализации (учёт индивидуального накопления опыта, учёт возраста и пола, особенностей эмоциональной и познавательной сферы каждого воспитанника),
  • принцип интегрирования (организация различных видов деятельности, сотрудничество с семьёй, библиотекой, музеем).

Цель: приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, воспитание бережного отношения к природе, воспитание любви и уважения к семье, малой родине

Задачи:

Обучающие

  • Знакомить с символами города, области: флагами, гербами, гимном,
  • Знакомить с памятными местами города, области,
  • Учить ориентироваться по картам города, области, страны с помощью системы координат, использовать в речи пространственные понятия,
  • Знакомить с легендами и сказами земли Тамбовской,
  • Расширять представления детей о природе родного края

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру,
  • Воспитывать чувство уважения к людям, участвовавшим в Вов, гордость за героическое прошлое родного края
  • Воспитывать любовь и уважение к семье, близким людям,
  • Обогащать детско – родительские отношения

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес дошкольников посредством ознакомления с родным краем,
  • Приобщать к народным традициям, привлекать к участию в праздничных мероприятиях,
  • Развивать художественный вкус, художественно-речевые способности при ознакомлении с народными промыслами, произведениями тамбовских писателей, поэтов, композиторов, художников,
  • Активизировать интерес дошкольников к выбору профессии через знакомство с людьми разных профессий, промышленными предприятиями Тамбовской области,
  • Формировать навыки проектной и исследовательской деятельности

Срок реализации программы для детей от 6 до 7 лет: 1 год

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. Самооценка детей формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения. Поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.

Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.

К 7 годам проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.

Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

Совершенствуются изобразительные и конструктивные способности дошкольников. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

Нестандартные формы проведения организованной образовательной деятельности:

  • Организованная образовательная деятельность
  • Целевые прогулки по городу
  • Экскурсии с различной тематикой о городе
  • Праздники, развлечения
  • Тематические выставки
  • Встречи с участниками исторических событий, людьми искусства
  • Работа в мини-музее детского сада «Комната Русского быта»

Основной принцип построения организованной образовательной деятельности по краеведению со старшими дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:

  • игровой,
  • музейной педагогики,
  • методы проектов,
  • домашнего кинотеатра,
  • компьютерных игр.

Методы и приёмы:

  • Диалоги, беседы, рассказ воспитателя, родителей,
  • Игры – практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры,
  • Проблемные ситуации, проектирование,
  • Конкурсы, викторины,
  • Экспериментирование,
  • Коллективно-творческие дела,
  • Наблюдения,
  • Целевые прогулки, экскурсии,
  • Рассматривание картин, иллюстраций, репродукций

Режим реализации программы

Общее количество организованной образовательной деятельности

(ООД) в год

Периодичность

организованной образовательной деятельности (ООД)

Длительность

организованной образовательной деятельности (ООД)

Форма организации организованной образовательной деятельности

(ООД)

72

2

25 минут

групповая

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Географическое краеведение

12

2

Историческое краеведение

21

3

Литературное краеведение

8

4

Духовное наследие

2

5

Художественное краеведение

14

6

Музыкальное краеведение

3

7

Народные ремёсла

4

8

Театральное краеведение

2

9

Героическое наследие

6

 

Итого:

72

Ожидаемые результаты

  • Знает название города, области, узнаёт герб, флаг, гимн,
  • Умеет ориентироваться по карте города, области, страны,
  • Знает историю возникновения города, названия улиц,
  • Узнаёт памятники и достопримечательности города,
  • Знает названия рек, растений, животных, в том числе из Красной книги,
  • Знает и выполняет правила бережного отношения к природе,
  • Знает людей, прославивших город, героев войны,
  • Знает стихи, произведения писателей, художников, композиторов Тамбовщины,
  • Умеет составлять рассказы о семье, профессии родителей, любимых местах города,
  • Называет народные ремёсла тамбовского края,
  • Эмоционально откликается на художественные и музыкальные произведения,
  • охотно участвует в традиционных праздниках, развлечениях,
  • демонстрирует изобразительные навыки при создании творческих работ

Воспитанники на этапе завершения дошкольного образования проявляют познавательный интерес к изучению родного края,

эмоционально откликаются на события в семье, детском саду, городе, стране,

демонстрируют навыки исследовательской, проектной деятельности,

коммуникативные и речевые способности,

умения планировать деятельность, работать в коллективе, проявляют трудолюбие, умение доводить дело до конца,

проявляют творчество, самостоятельность,

владеют навыками произвольности поведения,

проявляют изобразительные и конструктивные способности при создании художественных композиций

Методы определения результативности овладения программным материалом:

Педагогическое наблюдение, беседа,

педагогический анализ результатов анкетирования родителей,

активности в различных видах деятельности, результатов продуктивной деятельности,

мониторинг

Осуществляется начальный и итоговый контроль (сентябрь, апрель). На основании результатов контроля проводится корректировка программы.

Календарно-тематическое планирование по краеведению для детей 6-7 лет

п/п

Дата

Организованная образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

Тема

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

 

1

Сентябрь

1 нед

г

Я – будущий первоклассник

Расширять представления о школе, формировать знания о родном городе, своём районе, детском саде, школе, учить соблюдать правила безопасного поведения на улице

Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ авт. – сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2012

Д/и «Собери портфель», рассматривание фотографий о значимых объектах города, микрорайона. Изготовление маршрута пути из дома в школу

2

г

Город, в котором я живу

Продолжать формировать знания о родном городе, знакомство с картой города, условными обозначениями. Воспитывать гордость за свою малую родину

Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ авт. – сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2012

Рассматривание карты города, фотографий, настольно-печатная игра «Прогулка по городу»

3

2 нед

г

Парки и скверы города

Знакомить с ландшафтной архитектурой города, учить ориентироваться по карте города, полюбоваться красотой скульптурных и цветочных композиций, фонтанами, осенними изменениями в природе

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Прогулки в скверы и парки, рассматривание фотографий, создание творческих работ на осеннюю тему

4

и

История возникновения города

Познакомить с историей возникновения города, появления герба, флага, гимна города.

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Рассматривание фотографий, иллюстраций, прослушивание гимна города, области, страны

5

3 нед

и

Как давали названия улицам родного города

Знакомить с названиями улиц, историей их появления, людьми и событиями, прославившими город, воспитывать чувство уважения к знаменитым людям

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Прогулки по улицам города, рассматривание фотографий, репродукций, настольно-печатная игра «Прогулка по городу»

6

и

Как выращивают хлеб?

Памятник тамбовскому мужику

Закреплять знания детей о различиях города и села, о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлебороба осенью. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Игра «Что сначала, что потом», чтение произведения К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб», Л.Т.Хямеляниной «Блокадный хлеб»

7

4 нед

и

Изготовление пирогов.

Профессия - пекарь

Познакомить с этапами изготовления хлеба, профессиями людей на хлебокомбинате

Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ авт. – сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2012

Игровые ситуации «Пиццерия», «Хлебопекарня «Хлебница»»

8

г

Тамбовская область в центре России

Познакомить с историей образования Тамбовской области, географическим расположением, гербом, флагом, гимном

Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 2016

Рассматривание карты, фотографий, альбомов, прослушивание гимна

9

Окт

1 нед

и

Гербы разных городов Тамбовской области

Знакомить с геральдикой городов и образований области, создание герба семьи

Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 2016

Рассматривание фотографий, карты, изодеятельность

10

и

Человек трудился всегда

Познакомить с национальностями, населявшими область, их занятиями

Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ авт. – сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2012

Игра «Где какая профессия нужна?», Рисование «Кем я стану, когда вырасту?»

11

2 нед

л

Попова Т.И. «Сказ о Земле Тамбовской». Художник Б.Ольшанский

Познакомить с жанром художественной литературы – сказом, с иллюстрациями Б.Ольшанского. Помочь понять смысл сказа, сделать выводы, использовать пословицы о добре, родине

Тамбовский областной портал. ТОП68. Сказ о земле Тамбовской

Чтение сказов, рассматривание картин, создание собственных легенд

12

г

Почва. Живая и неживая природа.

Знакомить с понятиями почва, живая и неживая природа. Показать состав почвы Тамбовской области.

 

Создание коллекции пород и природных минералов, рассматривание энциклопедии, атласа Тамбовской области

13

3 нед

г

Реки. Природные и искусственные водоёмы

Познакомить с названиями рек, озёр, водохранилищ, их количеством, выяснить роль рек и озёр в заселении Тамбовского края.

 

Рассматривание атласа Тамбовской области, энциклопедий, карт, чтение стихов, сказов, легенд

14

л

«Сказ о Цне и Студенце» Сохранский А.В.

Познакомить со Сказом о Цне и Студенце. Сохранского А.В.

Легенды и предания Тамбовского края. Сохранский А.В.

Чтение сказов, легенд, рассматривание иллюстраций

15

4 нед

и

Покровская ярмарка

Приобщать к народным традициям – осенним ярмаркам, знакомить с народными играми, развлечениями. Развивать творческие способности взрослых и детей

 

Создание творческих работ, праздник Осени

16

г

Растительный мир. Красная книга

Знакомить с представителями растительного мира леса и степи. Познакомить с Красной книгой растений Тамбовской области.

 

Наблюдения в природе, игра с макетом «Этажи леса», «Грибы», создание Красной книги растений и животных

17

Ноябрь

1 нед

л

Т. Л. Курбатова «Ромашковая Русь». Заучивание стихотворения

Познакомить с произведениями тамбовской поэтессы Т. Курбатовой, помочь запомнить стихотворение, выразительно читать наизусть

Тамбовская областная детская библиотека. Тамбовские писатели детям.

Чтение произведений Т.Л. Курбатовой

Игры «Найди рифму», «Подскажи словечко»

18

л

Памятники писателям и поэтам.

«Осень» Е.Л. Баратынский

Познакомить с русскими писателями и поэтами – М.Ю. Лермонтовым, С.Н. Сергеевым – Ценским, Е.А. Баратынским

 

Прогулки к памятникам, чтение произведений Е.А. Баратынского, М.Ю. Лермонтова

19

2 нед

х

Жизнь леса в произведениях П.Ф. Шаповалова

Познакомить с произведениями П.Ф. Шаповалова, продолжать развивать умение вести диалог по поводу прочитанного произведения

Тамбовская областная детская библиотека. Тамбовские писатели детям.

Чтение произведений П.Ф. Шаповалова

20

х

«Дары осени» А.М. Герасимов. Рассказывание по картине

Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Познакомить с произведениями Тамбовского художника А.М. Герасимова. Совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины

 

Рассматривание картин различных жанров, рисование на осеннюю тематику

21

3 нед

г

Животный мир. Красная книга.

Знакомить с представителями животного мира леса и степи. Познакомить с Красной книгой животных Тамбовской области.

 

Рассматривание энциклопедий, игры с макетом цепочки питания, создание Красной книги растений и животных

22

г

В.И. Вернадский. Влияние человека на природу. Правила бережного отношения к природе

Обсудить с детьми результаты влияния человека на природу, меры по охране природы. Познакомить с русским учёным В.И. Вернадским

 

Прогулка к памятнику В.И. Вернадского, рассматривание энциклопедий

23

4 нед

и

Что такое музей? Тамбовский краеведческий музей

Познакомить с историей создания музее, какие бывают музеи. Познакомить с краеведческим музеем.

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Знакомство с экспозицией краеведческого музея

24

и

Родственные связи. Профессии родителей.

Углублять представления детей о ближайших родственных связях, способах поддержки родственных связей, знакомить с профессиями родителей, воспитывать уважение к людям труда

Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ авт. – сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2012

Игра «Я звоню бабушке, дедушке, тёте…», «Кому что нужно для работы»

25

Дек

1 нед

и

Моя семья. Составление родословного дерева.

Вызвать интерес к родословной, желание рассказывать о своих предках, учить любить свою семью

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Рассказы о семье с помощью родословного дерева

26

и

Русский костюм. Одежда жителей Тамбовского края

Познакомить с одеждой русских людей, особенностями костюма тамбовчан

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Посещение русской избы, игровая ситуация «Ателье»

27

2 нед

и

Знакомство с трудом работников швейной промышленности. Швейная фабрика «Тамбовчанка»

Систематизировать знания детей о классификации одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Закреплять знания детей о названиях ткани, способах изготовления. Познакомить с трудом работников швейной промышленности: закройщики, портные. Одежду шьют в ателье, на швейных фабриках

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Игровые ситуации «Ателье», «Магазин одежды», создание коллекции тканей

28

и

Знакомство с профессией кондитер. Экскурсия на кондитерскую фабрику

Познакомить с процессом изготовления кондитерских изделий, особенностями профессии - кондитер

Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ авт. – сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2012

Игровые ситуации «Печём торт», «Делаем шоколад»

29

3 нед

м

Рахманинов С. Итальянская полька.

Познакомить композитором С. Рахманиновым: биографией, творчеством. Рассказать о доме – музее в Ивановке

С. В. Рахманинов в Ивановке: Сб. материалов и документов

Прослушивание музыкальных произведений

30

л

Ёлочка Г. А. Попов.

Чтение рассказа

Познакомить с произведением тамбовского писателя Г. Попова, продолжать развивать умение вести диалог по поводу прочитанного произведения

Тамбовская областная детская библиотека. Тамбовские писатели детям.

Чтение произведений Г.А. Попова

31

4 нед

и

Неваляшка. Музыкальная игрушка

Рассказать о производстве музыкальной игрушки на котовском заводе «Пластмасс», городе Котовске – промышленном центре, уточнить знания об игрушках других регионов России, материалах изготовления игрушек, назначении

 

Лепка из глины, роспись игрушек

32

и

Изготовление новогодних игрушек

Познакомить детей с историей украшения новогодней ёлки, учить детей создавать новогодние игрушки из различных материалов (бумаги, картона, поролона)

 

Рассматривание ёлочных украшений, оформление группы к новогоднему празднику

33

Янв и

1 нед

Новогодний праздник

Создать эмоционально-положительное настроение от новогоднего утренника

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Подготовка к новогоднему утреннику

34

д

Рождество. Святки.

Знакомить с народными традициями празднования Рождества Христова.

Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ авт. – сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2012

Разучивание колядок, песенок

35

2 нед

д

Храмы и монастыри. Храмы ХХI века

Познакомить с особенностями архитектуры храмов Тамбова и области, назначением храмовых и монастырских сооружений, правилами поведения в храме.

Кученкова В. А. Тамбовские православные храмы.

Прогулки к храму, рассматривание вертепа

36

и

Усадьба Асеевых.

Ледяные скульптуры

Познакомить с архитектурой и парком усадьбы Асеевых, с биографией промышленника, полюбоваться красотой ледяных скульптур

Кученкова В. А. Асеевы.

Экскурсия в усадьбу Асеевых, создание снежных и ледяных построек

37

3 нед

нр

Народные ремёсла.

Познакомить с женскими народными ремёслами: вышивкой, бисером, кружевоплетением, ткачеством, ковроделием. Развивать эстетические чувства, умение рассказывать о увлечениях родителей, родственников

 

Рассказы об увлечениях родителей, родственников

38

нр

Народные ремёсла

Познакомить с мужскими народными ремёслами: гончарное дело, резьба по дереву, лапотное дело, плетение. Вызвать эмоциональный отклик на творческие работы, развивать умение рассказывать об увлечениях родителей, родственников

 

Рассказы об увлечениях родителей, родственников

39

4 нед

х

Выставка творческих работ «Умелые руки не знают скуки»

Организовать выставку творческих семейных работ, привлечь детей к оформлению выставки

 

Творческие семейные работы

40

х

Выставка творческих работ «Умелые руки не знают скуки»

Учить рассказывать о творческих работах, учить любить свою семью

 

Оформление выставки творческих работ

41

Фев

1 нед

х

Как звери спали зимой. Г.А. Попов

Пересказ рассказа

Познакомить с произведением тамбовского писателя Г.А. Попова, учить пересказывать близко к тексту, учить изменять интонации в соответствии с переживаемыми чувствами

Тамбовская областная детская библиотека. Тамбовские писатели детям.

Чтение произведений Г.А. Попова

42

нр

Тряпичная кукла. Изготовление тряпичных кукол

Познакомить с народными игрушками тряпичными куклами. Рассказать о назначении, научить изготавливать куклу - закрутку

 

Игры с тряпичными куклами

43

2 нед

нр

Музей «Вязаного носка» в Рассказово

Познакомить этапами изготовления шерстяных ниток, с народным ремеслом вязанием спицами, крючком. Полюбоваться изделиями рассказовских мастериц

 

Выставка изделий, связанных крючком, спицами

44

и

Масленица

Знакомить с народными традициями празднования масленицы, знакомить с народными играми, забавами

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Народные игры, забавы

45

3 нед

м

Прощание славянки В.С. Агапкин На сопках Манчжурии И.А. Шатров

Оркестры духовых инструментов

Познакомить с произведениями композиторов Тамбовского края, вызвать эмоциональный отклик на прослушанные произведения

 

Прогулка к памятнику, прослушивание музыкальных произведений

46

х

Пересвет на Куликовом поле

Б. Ольшанский

Рассказывание по картине

Познакомить с картиной тамбовского художника Б. Ольшанского, совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины

Живопись Бориса Ольшанского /Живопись. Рисунок/ Творчество/ ВСЕМинфо.

Рассматривание репродукций картин Б.Ольшанского

47

4 нед

в

День защитника Отечества

Парк Победы

Продолжать знакомить детей с людьми, прославившими родной город, с памятниками защитникам Отечества. Воспитывать гордость за родной край

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Прогулки к памятникам, беседа о военных профессиях, героях Тамбовской области

48

х

Изготовление подарков для мам и бабушек

Воспитывать любовь и заботу о близких людях, развивать творческие способности

 

Творческая деятельность детей

49

Март

1 нед

л

Т. Л. Курбатова Нет никого моей мамы дороже. Заучивание стихотворения

Познакомить с произведением Т.Л. Курбатовой «Нет никого моей мамы дороже». Учить выразительно читать стихи

Тамбовская областная детская библиотека. Тамбовские писатели детям.

Чтение стихов Т.Л. Курбатовой

50

и

Международный женский День

Воспитывать любовь, уважение к близким людям, желание доставить радость, создать положительное настроение

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Чтение стихов, исполнение песен

51

2 нед

л

Откуда пришла книга?

Тамбовская областная библиотека им. Пушкина.

Дать детям представление о том, как делается книга. Рассказать о главной библиотеке города – имени А.С.Пушкина.

Подвести детей к пониманию того, что к книгам нужно относится бережно, чтобы книги служили как можно дольше.

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Посещение библиотеки, чтение книг

52

л

Творческое рассказывание «Родной край»

Учить составлять творческие рассказы о любимых местах родного города

 

Составление творческих рассказов из личного опыта, создание иллюстраций

53

3 нед

х

Создание иллюстраций к творческим рассказам детей «Родной край»

Предложить детям нарисовать картинки к рассказам о родном городе, учить самостоятельно выбирать материал, выполнять работу до конца

 

Составление творческих рассказов из личного опыта, создание иллюстраций

54

х

Тамбовская керамика. Котовский завод керамики

Познакомить с этапами изготовления керамической посуды, скульптуры. Учить рассказывать об изделиях из керамики

 

Изготовление изделий из глины, роспись

55

4 нед

т

Тамбовский драматический театр им. Г.Р. Державина.

Кукольный театр.

Познакомить с историей создания театра, поэтом и губернатором Г.Р. Державиным.

 

Посещение кукольного театра, подготовка к спектаклю

56

т

Показ кукольного спектакля

Продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей в драматизации сказки «Маша и медведь» с помощью кукол – би-ба-бо: интонационную выразительность, эмоциональную отзывчивость

 

Драматизация с помощью различных видов театра

57

1 нед

Апрель

х

Конкурс чтецов произведений о Тамбове

Воспитывать чувство патриотизма к родному краю с помощью произведений тамбовских поэтов, совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей

Тамбовская областная детская библиотека. Тамбовские писатели детям.

Заучивание стихов о родном городе

58

х

Тамбовская картинная галерея

Познакомить со зданием и экспозицией тамбовской картинной галереи, упражнять различать и называть различные жанры живописи, развивать художественный вкус

 

Посещение картинной галереи, рассматривание картин различных жанров

59

2 нед

и

Разучивание пасхальных песен, частушек, игр

Приобщать к народным традициям празднования пасхи, создать эмоционально-положительное настроение от коллективной подготовки к празднику, совершенствовать исполнительские навыки

 

Подготовка к празднику

60

х

Украшение пасхальных яиц

Познакомить с разными способами и названиями пасхальных яиц, развивать творческие способности при украшении яиц, создании пасхальных композиций

 

Создание пасхальных композиций

61

3 нед

м

Мария Мордасова. Конкурс частушек

Организовать конкурс частушек, знакомить с творчеством и биографией М.Мордасовой

 

Пасхальный праздник, прослушивание частушек, исполнение

62

в

У подножья высотки

С.С. Милосердов.

Заучивание стихотворения

Знакомить с земляками - участниками Вов, учить выразительно читать стихи о войне тамбовского поэта С.С. Милосердова «У подножья высотки»

Тамбовская областная детская библиотека. Тамбовские писатели детям.

Чтение произведений о войне тамбовских поэтов

63

4 нед

в

Изготовление открыток к Дню Победы

Воспитывать уважение к людям, пережившим войну, создавать подарки к Дню Победы

 

Изобразительная деятельность детей

64

в

Возложение цветов к военным памятникам

Воспитывать уважение, гордость за героическое прошлое страны, земляков, участвовавших в Вов

 

Экскурсия к военным памятникам

65

1 нед

май

в

Тамбовский край в солдатских шинелях. «Бессмертный полк»

Приобщать детей к акции «Бессмертный полк», воспитывать гордость за героическое прошлое страны, земляков, участвовавших в ВОв,

 

Рассказывание о родственниках, участвовавших в боевых действиях

66

в

Музей медицины. Врач и архиепископ Лука (В.Ф. Войно – Ясенецкий)

Знакомить с подвигом медиков в годы ВОв, рассказать о многочисленных госпиталях в городе во время войны, познакомить с жизненным подвигом врача и архиепископа Луки (В.Ф. Войно – Ясенецкого)

Фарбер Я. И., Крылов П. М. Музей медицины.

Экскурсия в музей медицины

67

2 нед

и

Викторина о городе Тамбове и Тамбовской области

Привлечь детей к участию в познавательной викторине о родном крае, развитие памяти, внимания, умения работать в коллективе, взаимопомощи

Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя. Тамбовские страницы. Познавательные викторины о Тамбове и Тамбовской области

Подготовка к викторине

68

г

Лекарственные травы

Знакомить с лечебными свойствами лекарственных трав, правилами сбора и способами использования, воспитывать бережное отношение к природе

 

Прогулка по экологической тропе, создание гербария

69

3 нед

г

Фонтаны и цветочные композиции города

Учить наслаждаться красотой композиций, созданных природой и человеком, учить создавать собственные проекты украшения участка

 

Прогулка по весенним улицам города, создание эскизов цветочных композиций

70

г

Набережная реки Цны

Закреплять знания детей о памятных местах города, упражнять рассказывать о любимых маршрутах прогулок

   

71

4 нед

х

Творческие работы о родном городе

Развивать творческие способности при создании художественных работ, совершенствовать умение выбирать тему работы, материалы, технику изображения

 

Изобразительная деятельность детей и взрослых

72

х

Выставка творческих работ о родном городе

Помочь детям оформить выставку творческих работ, упражнять рассказывать об этапах создания работы, рассуждать о красоте созерцаемого

 

Оформление выставки творческих работ

Список литературы, использованной при написании программы:

Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 2016

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.: ЦГЛ, 2015

Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009

Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ авт. – сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2012

Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2012

Примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом». Детство: примерная образовательная программа /Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. Герцена, 2014

Список литературы, рекомендованной педагогам, родителям

Авдошенко Е. В. Г. Р. Державин – поэт и Тамбовский губернатор // Кредо. 1993. № 5.

Ашурков В. Н. и др. Историческое краеведение. М., 1980.

Двухжилова И.В. История Тамбовского края с древнейших времён до середины XIX века: учебное пособие / И.В. Двухжилова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

Илешин Б. И. Поэт Евгений Абрамович Боратынский. Тамбов, 1961.

Краеведение: Учебное пособие / Под ред. Даринского. Л., 1985.

Кученкова В. А. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992.

Кученкова В. А. Асеевы. Тамбов, 1999.

Моисеев Н. Б. Курганы Окско-Донской равнины: Памятники Тамбовской области. Тамбов, 1998.

Муравьев Н. В. Изначальная история населенных пунктов Тамбовской области. Тамбов, 1992.

Петручук Р. А., Мизис Ю. А. По старой засечной черте / Сост. М. М. Кузьмина // Туристскими тропами Тамбовского края. Тамбов, 1987.

Полубояринов А. Тамбовский адмирал // Тамбовская жизнь. 1994. 25 окт.

Полякова Л. Родной мой край литературный // Тамбов на карте генеральной… Воронеж, 1986.

С. В. Рахманинов в Ивановке: Сб. материалов и документов. Воронеж, 1971.

Страницы истории Тамбовского края. Воронеж, 1986.

Степная окраина Руси // И пыль веков от хартии отряхнув… Хрестоматия по истории Тамбовского края. Тамбов, 1993

Фарбер Я. И., Крылов П. М. Музей медицины. Тамбов, 1984.

Черменский П. Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбов, 1961.

Интернет источники

Тамбовская областная детская библиотека. Тамбовские писатели детям. http://tambovodb.ru/joomla/index.php/10-proekty/1165-tambovskie-pisateli-detyam-popov-skazki/

Проект «Край, ты мой, земля Тамбовская». https://craytambov.wordpress.com/

Песни о Тамбове. https://xmuzic.me/s/76110747-Pesni_o_Tambove/

Гармония Малой родины. Виртуальная экскурсия по литературным тропинкам родного края. http://garmoniarod.blogspot.ru/

Природа Тамбовщины в произведениях писателей земляков. http://p-ugol-school.68edu.ru/doki/priroda.pdf

Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя. Тамбовские страницы. Познавательные викторины о Тамбове и Тамбовской области. http://zanimatika.narod.ru/RF68.htm

Живопись Бориса Ольшанского /Живопись. Рисунок/ Творчество/ ВСЕМинфо. http://www.vseminfo.ru/creativity/risunok/olscharski/

Тамбовский областной портал. ТОП68. Сказ о земле Тамбовской. http://www.top68.ru/culture/skaz-o-zemle-tambovskoi-9618

0
Инновационный проект по ранней профориентации дошк...
Конспект НОД по профилактике плоскостопия у детей ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.09.2020

В блогах

Консультация для родителей ,, Играйте вместе с детьми."

Sample Image

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки .Но не все при этом задумываются, каково воспитательное...

ООД по художественно – эстетическому развитию с детьми старшей группы на тему: «Золотая хохлома»

Программное содержание Цель: расширение представления детей о разнообразии народных художественных промыслов. Задачи: Образовательные: - дать представления о народном промысле «Хохлома»; - расширять и уточнять представления детей...

Профессиональная компетентность педагога – залог успеха каждого ребенка

Аннотация: В статье рассматривается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Под профессионализмом педагога понимается системная интегральная характеристика личности...

Новое на сайте

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки»

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки» Программное содержание: 1. Художественно-эстетическое развитие Вызывать интерес к процессу лепки. Учить отрывать небольшие комочки от целого куска, раскатывать комочки в ладонях круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук. 2. Речевое развитие Обогащать словарный запас...

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка»

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка» Дата основания: 1986 год. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Кисловский детский сад «Росинка». Юридический адрес: Фактический адрес: Тел. Адрес электронной почты: сайт: www.doukislovo.ucoz.ru Учредитель:...

Как развивать творчество у дошкольников

Как развивать творчество у дошкольников Детская одаренность среди самых интересных и загадочных явлений природы находится на одном из первых мест. Долгое время одаренность рассматривали, как божественный дар и лишь в середине XIX века сформировалось представление о...

Занятие педагога-психолога с детьми «Коррекция и профилактика страхов у детей в процессе сочинения собственных сказок»

Занятие педагога-психолога с детьми «Коррекция и профилактика страхов у детей в процессе сочинения собственных сказок» Цель: оказать психотерапевтическую помощь боязливым, неуверенным в себе детям, имеющим различные страхи и комплексы; научить их преодолевать свои страхи путем развития...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог