РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Разноцветные ладошки» для детей 2 - 3 лет
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/сад № 72
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Разноцветные ладошки» для детей 2 - 3 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на период 2019-20 гг.
Составитель: воспитатели Коватеева Т.М., Черноусова И.А. г. Раменское
Оглавление
Раздел 1. |
Целевой |
1.1. |
Пояснительная записка |
Цель и задачи реализации рабочей программы |
|
Принципы формирования рабочей программы |
|
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности |
|
1.2. |
Планируемые результаты освоения программы |
Раздел 2. |
Содержательный |
2.1. |
Содержание рабочей программы |
2.3. |
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы |
2.4. |
Взаимодействие с семьями |
Раздел 3. |
Организационный |
3.1. |
Режим дня |
3.2. |
Перспективное планирование работы педагога |
3.3. |
Традиционные праздники, развлечения и события |
3.4. |
Описание материально-технического обеспечения программы |
Список литературы |
Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.
Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
Кружок «Разноцветные ладошки» - способен увести деток в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисования в плане умственного и эстетического развития ребенка.
Цель:формирование интереса у детей раннего возраста к рисованию.
Задачи:
- Обучать простейшим способам изображения, созданию композиций из мазков, пятен, кругов, линий, форм.
- Развивать воображение детей.
- Развивать активную речь.
- Развивать наглядно-образное мышление через нетрадиционные методы изобразительной деятельности.
- Воспитывать аккуратность в детях.
Принципы формирования рабочей программы. В программе применяются следующие принципы:
- принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
- принцип систематичности, регулярности занятий;
- принцип индивидуализации, формирование индивидуальных образовательных маршрутов.
- принцип успеха, каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности.
- принцип наглядности, визобразительной деятельности используются разнообразные иллюстрации, игрушки.
На каждом занятии каждый ребенок включается в деятельность с учетом его возможностей и способностей.Таким образом, создаются условия для его самореализации.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Потребности нашей группы таковы, что у большинства детей на начало учебного года отсутствует активная речь. И мой кружок «Разноцветные ладошки» призван помочь малышам в первую очередь заговорить.
Также анализируя опыт малышей моей группы, я отметила, что необходимо поработать над закреплением названий цветов и формы предметов. Малыши с удовольствием окликаются на возможность рисовать всеми предложенными предметами, а не только кистью. Кружок «Разноцветные ладошки» поможет ребенку увидеть и самому изобразить форму и цвет на бумаге. И этот яркий эмоциональный и чувственный опыт поможет развить воображение ребенка и его активную речь.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
- ребенок различает и называет основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый);
- рисует разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные);
- рисует предметы округлой формы;
- создает отпечатки ладошкой, картофелем и др.
- развитие пассивного и активного словаря;
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание рабочей программы
Обязательная часть
1-й модуль. Формировать у детей интерес к рисованию пальчиками, не бояться окунать пальчики в краску и оставлять отпечатки на листе бумаги.
2-й модуль. Продолжать формировать у детей интерес к рисованию красками, восковыми мелками, научиться рисовать длинные и прерывистые линии.
3-й модуль.Продолжать учить детей рисовать красками, учить рисовать круг.
4-й модуль. Вызвать интерес у детей к рисованию в нетрадиционных техниках (рисование ватными палочками, отпечатки разных по форме и материалам предметов)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Модуль |
Педагог |
Дети |
Родители |
1 |
Развивает восприятие дошкольников, предлагает с помощью пальчиков исследовать краску. |
Дети рисуют с удовольствием, оставляют отпечатки краской на листе бумаги. |
Придумывают с детьми новое животное, которое можно нарисовать отпечатком ладошки. |
2 |
Учит детей различать цвета краски и правильно их называть. Рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные). Уподоблять ихпредметам: ленточкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику идр. |
Повторяют за педагогом названия цветов, стараются изобразить предметы, предлагаемые педагогом. |
Закрепляют дома с ребенком рисование прямых и отрывистых линий. |
Привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждает задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Учит рисовать округлые формы. |
Учатся называть предметы, на которые похожи нарисованные ими линии, формы. |
Закрепляют дома умение ассоциировать нарисованное с конкретными предметами, природными явлениями. |
|
4 |
Привлекает детей к рисованию нетрадиционными способами, используя подручные материалы. |
Дети с интересом исследуют ватные палочки, трубочки из картона, картофеля, гофрокартона, оставляя отпечатки краски этими предметами на бумаге. |
Создают дома рисунок нетрадиционным способом. |
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр и постепенного подведения к изобразительной деятельности.Работа кружка «Раз» организуется в следующих игровых формах:
- игра –развлечение с родителями
- игра – экспериментрирование
- игра – занятие
- игра – инсценировка
- индивидуальные выставки
- консультации с родителями
- коллективное творчество
2.3. Взаимодействие с семьями
Взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.
Реализация кружковой деятельности «Разноцветные ладошки» направлено на активное вовлечение родителей наших малышей.
Во-первых, проведение консультации на тему: «Маленькие художники или что нужно знать об особенностях рисования малышей».
Вовлечение родителей для создания индивидуальной выставки ребенка, который с удовольствием рисует и дома.
Также, знакомство родителей с нетрадиционными методами рисования на примере образцов, дать родителям возможностьвместе с малышом создать свой рисунок нетрадиционным способом в совместной игре – развлечении
Поощрять родителей рисовать с детьми дома, объяснить важность рисования, его неразрывную связь с активной речью, развитием воображения.
Раздел 3. Организационный
3.1. Режим дня
Кружковая работа проводится один раз в неделю (во второй половине дня) в виде игры-занятия.
3.2. Перспективное планирование работы педагога
№ занятия |
Содержание занятий |
Содержание деятельности |
Форма проведения |
Октябрь 1 |
Рисование пальчиками «Мой любимый дождик» |
Цель: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень. |
Игра – занятие |
2 |
Оттиск осеннего листка «Золотые листочки» |
Цель: Учить делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе. Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы. |
Игра – экспериментирование |
3 |
Рисование пальчиками «Весёлые мухоморы» |
Цель:Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки гриба мухомора, вырезанного из бумаги. |
Игра – инсценировка |
4 |
Рисование ватной палочкой «Фрукты на тарелочке» |
Цель:Учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать ватной палочкой. Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать положительные эмоции от работы. |
Игра – занятие |
Ноябрь 1 |
Рисование тычками«Цветы для мамы». |
Цель: Познакомить детей со способом рисования «тычком». Учить детей рисованию тычками, развивать воображение, координации движений. |
Игра – экспериментирование |
2 |
Рисование отпечатком «Картошка». |
Цель: Учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки. Закреплять умение рисовать ватными палочками, внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»). Развивать речь, аккуратность в работе, внимание, точность движений, умение ориентироваться на альбомном листе, знания о цвете. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, удовольствие от работы. |
Игра – экспериментирование |
3 |
Рисование пальчиками «Рябинка». |
Цель:Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Развивать цветовосприятия, чувство композиции. |
Игра – развлечение |
4 |
Рисование ватными палочками «Ягоды на тарелочке». |
Цель: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. |
Игра – занятие |
Декабрь 1 |
Печатание свернутым в рулон картоном «Зайчики» |
Цель: Учить делать оттиск свернутым в рулон картоном. Развивать аккуратность, Обогащать словарь. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы. |
Игра – экспериментирование |
2 |
Штампы из картошки «Компот». |
Цель: Продолжать учить делать отпечатки картошкой с формой фруктов (яблоко, вишня, груша). Обучать детей зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. |
Игра – занятие |
3 |
Рисование ватными палочками «Елочка». |
Цель: Продолжать обучать детей наносить короткие мазки ватными палочками на елочку, вырезанную из картона. Закреплять зеленый цвет. Обогащать словарь. |
Игра – инсценировка |
4 |
Рисование пальчиками «Флажки» |
Цель: Учить рисовать пальчиками. Закреплять знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предмета. |
Игра – занятие |
Январь 1 |
Рисование пальчиками «Белый снег пушистый…» |
Цель: Учить изображать пушистый снег на всём листе, ёлке. Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать ориентировку на листе, аккуратность в работе, рабочем месте, моторику рук. |
Игра – инсценировка |
2 |
Рисование «Зажигаем огоньки». |
Цель: Учить наносить яркие мазки на темный фон. Способствовать расширению активного и пассивного словаря. |
Игра – занятие |
3 |
Рисование кистью и поролоновой губкой «Горка» |
Цель:Учить рисовать горку горизонтальной, вертикальной и диагональной прямой, закрашивать её. Закреплять знания о белом цвете, снеге, умение тонировать поролоном землю. Развивать моторику рук, внимание, точность движения, аккуратность в работе с кистью, водой, губкой. Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок. |
Игра – занятие |
4 |
Рисование оттиском картошки «Мои рукавички» |
Цель:Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. |
Игра – экспериментирование |
Февраль 1. |
Рисование пальчиками «Веселый снеговик» |
Цель: Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. |
Игра – занятие |
2. |
Рисование манной краской «Дерево в инее» |
Цель:Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. |
Игра – экспериментирование |
3. |
Рисование «Разноцветные игрушки». |
Цель:Учить детей аккуратно, мазками в одном направлении закрашивать вырезанный из плотной бумаги силуэт предмета с помощью поролонового тампона |
Игра – занятие |
Март 1. |
Рисование ладошками (коллективная) «Вот какие у нас птицы» |
Цель:Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Продолжать знакомить с техникой «печать». Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. |
Игра – инсценировка |
2. |
Печатаниегофрокартоном, свернутым в рулон «Букет для мамы» |
Цель: продолжать учить делать отпечатки в виде цветка готовым штампом цветков розы и листьев. Различать красный и зеленый цвета. Обогащать активный словарь детей. |
Игра – экспериментирование |
3. |
Рисование тычками«Мимоза» |
Цель: Учить детей рисовать ветку мимозы, используя метод тычка, учить смешивать краски для получения оранжевого цвета. Развивать эстетические чувства. |
Игра – занятие |
4. |
Рисование ладошками «Веселая рыбка» |
Цель: Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. |
Игра – инсценировка |
Апрель 1. |
Рисование отпечатками картофеля «Тюльпаны» |
Цель:Продолжать учить делать отпечатки готовыми штампами из картофеля в виде цветков тюльпанов. Использовать красные и желтые цвета. |
Игра – экспериментирование |
2. |
Рисование ватными палочками «Весенняя веточка» |
Цель: продолжать учить детей рисовать ватной палочкой зеленые листочки на ветке. Развивать воображение. |
Игра – занятие |
3. |
Рисование ладошкой «Травка» |
Цель: Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать речь. |
Игра – экспериментирование |
4. |
Рисование пальчиками «Одуванчик» |
Цель: Изобразить одуванчик нетрадиционным методом; Закрепить желтый и зеленый цвета. |
Игра – занятие |
Май
В данном месяце дети совместно с педагогом создают коллективную работу «Весенняя полянка» с использованием разных техник (рисования пальчиками, ладошками, оттиском, ватными палочками).
3.3. Традиционные праздники, развлечения и события
Игровой компонент – неотъемлемая часть изобразительной деятельности малышей. На протяжении всего периода кружковой деятельности для ребят проводятся игровые мероприятия, развлечения.
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Игра-развлечение «Осень золотая» |
октябрь |
Игра -развлечение «Весна красна» |
апрель |
3.4. Описание материально-технического обеспечения программы.
Наименование |
|
Альбом для рисования |
|
Гуашь |
|
Пальчиковые краски |
|
Стаканчики-непроливайки |
|
Набор ватных палочек |
|
Клеенка для стола |
|
Набор картона, для изготовления трубочек |
|
Миски для разведения краски |
|
Кисти |
|
Картофель для печати |
|
Гофрокартон |
|
Манная крупа |
|
Салфетки |
|
Клей-карандаш |
|
Осенние листья |
|
Дидактический материал: игрушки, тематические картинки |
Список литературы:
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
- Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 45с.
- Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М.: ООО Астрель, 2012. – 80 с.
Комментарии