Я - ВОСПИТАТЕЛЬ

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "Золотой ключик"

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

 «Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра -

неиссякаемый источник творчества».

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Запросы и требование современного общества требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях деятельности. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.

Многие великие люди считали, что не бывает обычных детей, все дети талантливы, просто нужно создать условия для раскрытия любого таланта. Театральное, игровое восприятие жизни свойственно детям, особенно маленьким.

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.

Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Организовать театральный кружок - значит создать целый мир, в котором дети будут чувствовать себя настоящими героями, смогут примерять различные образы любимых персонажей.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.

Готовый спектакль - это конечный результат, который ребята покажут публике. До результата же проходит подготовка: репетиции, знакомство с ролью, "вживание" в образ, постановка речи и движений, раскрепощающие игры, переживания по поводу успехов и неудач. Все эти моменты являются главным аспектом.

1.2.Актуальность программы:

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Цель программы:

Развитие творческих, духовно-нравственных, физических способностей и навыков детей через театрализовано - игровую деятельность.

Задачи программы:

1.Образовательные:

- знакомить с искусством театра, театральными профессиями, творчеством театров;

- расширять представления об особенностях сценического искусства: оперы, балета, драматического театра и т.д.

- обогащать музыкальные впечатления средствами мировой классической и современной музыки, литературными произведениями;

- формировать четкую интонационную дикцию, выразительность речи;

- пополнение словарного запаса детей, его расширение

- формировать выразительность и пластичность движений;

- вырабатывать четкие координационные движения во взаимосвязи с речью;

- формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;

- способствовать раскрытию творческого потенциала.

2.Развивающие:

- развивать духовно – нравственные качества и навыки, коммуникативные навыки детей, (умение общаться);

- развивать умение чувствовать характер литературного произведения умение различать жанры умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор;

-развивать мелодико – интонационные компоненты произношения, творческую фантазию, воображение;

- развивать ощущение ритма, пространственную ориентацию, физические качества детей, умение релаксировать (расслабляться);

- развивать творческое воображение, музыкальность, эмоционально – эстетическое сознание через воспитание способности чувствовать, переживать.

- развивать диалогическую и монологическую речь, памятьвнимание, воображение, фантазию;

- развивать связную речь и корректировать ее нарушения через игровую деятельность;

- развивать умение раскрепощаться, умение держаться на публике, выразительность жестов, мимики.

3. Воспитательные:

- воспитывать честность, порядочность, вежливое отношение друг к другу, к взрослым;

- воспитывать умение слушать друг друга, умение взаимодействовать в коллективе;

- прививать уважение к собственному и чужому труду.

1.3. Планируемые результаты: - дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

- дети проявляют интерес к театральному искусству;

- дети умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

- дети самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей;

- дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений;

- предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр;

- установлен тесный контакт с родителями.

Планируемые результаты к концу первого года обучения:

Ребёнок должен знать:

- некоторые виды театров;

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)

Должен уметь:

- уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов;

- уметь подобрать рифму к заданному слову;

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией

Планируемые результаты к концу второго года обучения:

Ребёнок должен знать:

- основные виды театров;

- основные приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

- основные жанры театрального искусства;

- иметь представление о некоторых театральных терминах (амплуа, аншлаг, антракт, бис и т.д.)

Должен уметь:

- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;

- уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки;

- уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;

- уметь запоминать заданные режиссером мизансцены;

- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

- уметь строить диалог с партнером на заданную тему;

- уметь сочинить рассказ от имени героя;

- уметь составлять диалог между сказочными героями;

- знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов;

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, и аудиторией.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Направленность дополнительной образовательной программы:

Данная программа направлена на художественное – эстетическое развитие детей средствами театрально-игровой деятельности; соответствует принципу развивающего образования, целью которого является художественно - эстетическое развитие ребенка.

Программа работы кружка по дополнительному образованию «Золотой ключик» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.

2.2. Новизна и педагогическая целесообразность программы:

В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самим придумывать образы, сказки, этюды, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную.

Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

Составление программы основывалось на предположении: театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребенка, является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.

Отличительные особенности программы:

Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

2.3.Особенности программы:

Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы.

Данная программа направлена на развитие музыкальных и артистических способностей, развитие связной (монологической и диалогической) речи, техники речи, развитие артикуляции, а также приобщение к миру искусства театра.

В основе программы лежат принципы театральной деятельности:

- доступность драматического материала и сценического выражения, что предполагает учет возрастных и индивидуальны особенностей и интересов;

- последовательное и целесообразное накопление художественных впечатлений;

- опора на игровую деятельность, что соответствует психическим особенностям детей;

- синтезирование различных видов искусства.

В основу настоящей программы положена программа Т.С.Григорьевой «Маленький актёр».

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 5 - 7 лет.

Сроки реализации программы – 2 года.

Форма, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Форма реализации программы - очная. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы 10-15 человек.

Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня, по 25 – 30 мин, в виде кружковых занятий по желанию детей и согласию родителей.

2.4. Структура программы «Золотой ключик» состоит из семи разделов:

- введение в искусство;

- техника речи;

- актерское мастерство;

- развитие музыкальности;

- сценическое движение;

- этика и этикет;

- драматизация и ритмика.

На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания.

В течение 1 месяца предусмотрено 6 занятий, которые включают в себя:

  • чтение литературы, просмотр фрагментов спектаклей различных театров и беседы по ним;
  • сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
  • упражнения для социально-эмоционального развития детей (этика и этикет);
  • театральные игры, театральные этюды игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;
  • упражнения на развитие техники речи и речевого аппарата (артикуляционная гимнастика, разогревающий массаж);
  • упражнения для раздела «Коррекционная ритмика»;
  • упражнения на развитие пластики и сценического движения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • упражнения на развитие музыкальности, голоса;
  • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

2.5. Интеграция образовательных областей:

1.Социально-коммуникативное развитие.

Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, честность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.

2.Познавательное развитие.

Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

3.Речевое развитие.

Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием упражнений, скороговорок. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.

4.Художественно-эстетическое развитие.

Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

5. Физическое развитие.

Через повышение двигательной активности, применение на занятиях различных упражнений и игр для дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр с движением и речью, игр на развитие пластики и сценического движения, подвижных игр, динамических пауз, создание благоприятного эмоционального климата происходит укрепление физического здоровья детей.

2.6.. Взаимодействие с родителями и специалистами:

Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Педагоги принимают участие в постановках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в роли персонажей. Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых результатов.

 2.7. Критерии отслеживания:

- знания о театральном искусстве;

- владения основами общемузыкальной культуры;

- выразительность речи в повседневной жизни;

- эмоциональное выражение состояния героев;

- усвоение детьми норм этикета;

- умение соотносить движения с темпом, ритмом.

Механизм отслеживания: для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:

- диагностирование (слуховые представления, речевые игры и т.д.);

- театральные постановки;

- игры;

- концерты, конкурсы.

Данная программа не рассчитана на детей, предварительно отобранных для занятий в кружке. Заниматься в театральном кружке «Золотой ключик» может любой ребенок, для того, что бы получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и самостоятельно практически «примерить на себя» полученные знания, умения, навыки. Это позволяет вовлечь в процесс творчества многих детей (с согласия их родителей), создав им благоприятные условия для приобщения к миру театра, художественным ценностям.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы:

1. Разные виды кукольных театров соответственно возрасту детей;

  • Настольный театр картинок;
  • Стенд-книжка;
  • Фланелеграф;
  • Доска с магнитным покрытием с набором приспособлений для демонстрации материала;
  • Теневой театр (ширма, лампа для подсветки)

7. Театральные ширмы (настольная, напольная)

8. Театрально-игровое оборудование: ограждения, простейшие декорации;

9. Маты или коврики индивидуальные для детей;

10. Сцена – ковер;

11. Материал, фуринтура для изготовления детских костюмов и декораций для спектаклей;

12. Атрибуты (маски, парики, игрушки, элементы костюмов и быта, грим) к играм, инсценировкам, спектаклям;

13. Музыкальные инструменты (ложки, бубны, дудочки и т.д.);

14. Оборудование для хранения атрибутов, разных видов театров;

15. Стойка для хранения театральных костюмов;

Технические средства: 1.Ноутбук 2.Проектор, флеш – карта; 3.Демонстрационный экран; 4.Музыкальный центр, колонки; 5.Простейшая осветительная аппаратура.

3.2. Методическое обеспечение программы:

1.Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет.- М., Сфера, 2012.

2.ГончароваО.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания.- М., Сфера, 2010.

3.Гавришева Л.Б. Музыка, игра – театр!- С.-П., «Детство-Пресс», 2004

4.Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки - СПб, Детство-Пресс, 2009

5.Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности. - М., Сфера,2010

6.Каплунова И., Новоскольцева И.. Праздник каждый день.- Санкт-Петербург, 2008

7. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. - М., ЦГЛ, 2003

8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М., сфера, 2010 

0
Семинар – практикум «Семейные традиции»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ «КЛУБ «...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
18.01.2022

В блогах

Конспект по математике в старшей группе «ПИСЬМА ИЗ КОРОЛЕВСТВА ВСЕЗНАЕК»

Конспект  по математике в старшей группе «ПИСЬМА ИЗ КОРОЛЕВСТВА ВСЕЗНАЕК» Предварительная работа: решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры с...

Творческая работа «Кукольный театр ног»

“Если ручка двери часто движется - она не ржавеет. Так и человек, если он много двигается - он не болеет”. Хуа...

Пожарная безопасность в ДОУ " С огнем шутить опасно!"/ Балалар бакчасында янгын куркынычсызлыгы " Ут…

Sample Image

  В нашем детском саду ежегодно проводятся мероприятия по пожарной безопасности  в каждой возрастной группе.   В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности...

Новое на сайте

Наглядно-познавательное пособие «Геометрические фигуры»

Наглядно-познавательное пособие «Геометрические фигуры» Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - способствовать развитию логического мышления; - воспитывать у детей интерес к математике. Данное пособие можно использовать в следующих образовательных областях:...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей различать и называть цвет. Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику рук. Создать атмосферу эмоционального подъёма, заинтересованности, инициативности на занятии; Продолжать...

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его семья» в рамках тематической недели "Домашние птицы". Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тип проекта: познавательно –...

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию в средней группе

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы удлиненной формы, слегка оттягивая конец пальцами, аккуратно обращаться с материалом. Расширять представление об овощах. Продолжать...